Найти в Дзене

Топ-10 изменений законодательства в сфере ИС, «цифры» и ИТ-регулирования для бизнеса в 2023 году

Оглавление

Эксперты Nextons подготовили обзор основных изменений законодательства и практики.

Введение

Свыше 15 лет наша практика занимается системным анализом развития нормотворчества и правоприменения в сфере информационных технологий, интеллектуальной собственности и цифровой экономики в Российской Федерации.

Оказывая юридические услуги в России и за рубежом, занимаясь построением и автоматизацией бизнес-процессов, а также участвуя в нормотворчестве и теоретико-правовых исследованиях в различных областях применения современных технологий и инноваций, мы постоянно анализируем правовые проблемы и оцениваем риски, в том числе для бизнеса, в отношении защиты интеллектуальных прав и управления нематериальными активами, оборота контента и медиаактивности, разработки аппаратно-программных комплексов и open source, информационной безопасности, персональных данных и идентификации, деятельности цифровых платформ, телекоммуникаций, использования технологий искусственного интеллекта и обработки больших данных, финтеха, виртуальной реальности и компьютерных игр.

Осознавая общий интерес к технологиям искусственного интеллекта и компьютерным играм, мы решили в настоящем исследовании расширить наши знания и для его оформления использовать модные сейчас технологии генерации изображений. Просим не судить нас строго, утверждаем, что любые смысловые совпадения здесь случайны, и ответственно хотим заявить, что в нарисованных (сгенерированных) нами виртуальных мирах мы жить не хотим и надеемся, что в мире будущего ничего похожего не будет.

   Изображение сгенерировано нейросетью
Изображение сгенерировано нейросетью

Отталкиваясь от нашего обширного опыта, мы продолжаем многолетнюю традицию представления Топ-10 основных для бизнеса изменений в сфере предметного правового регулирования в стране. В последние годы отбор десяти новелл становится всё сложнее, поскольку объемы нормотворчества кардинально растут, и обширная часть изменений затрагивает очень многих в бизнесе, меняя правила игры. Всё это происходит на фоне объективной потребности кодификации информационного законодательства России, без которого непротиворечивым образом ориентироваться в правовом поле будет всё сложнее.

2023 год был для нас юбилейным – в прошлом году офис Nextons (ранее – Dentons и Salans) в Санкт-Петербурге отметил свое тридцатилетие, пять лет у нас действует Лаборатория юридических инноваций, где мы активно развиваем собственные технологические решения на стыке права и технологий. Мы будем рады, если наш обзор будет полезен в вашей деятельности.

Позитивного старта и развития в 2024 году!

1. Штрафы за нарушение правил маркировки интернет-рекламы

C 1 сентября 2023 года установлена ответственность в виде административных штрафов за нарушение правил маркировки интернет-рекламы. Максимальный размер штрафа для рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламной системы составляет 500 тыс. рублей, для оператора рекламных данных – 700 тыс. рублей.

Обязанность по маркировке интернет-рекламы была введена в 2022 году (см. подробнее здесь). Установленные правила вызвали у бизнеса множество вопросов. В связи с этим и во исполнение требований закона был принят ряд подзаконных актов, а Роскомнадзор (далее – РКН) провел активную работу по разъяснению требований к маркировке интернет-рекламы в рамках взаимодействия с общественными рекламными ассоциациями и представил ответы на вопросы, инструкцию по учету рекламы, рекомендации по размещению идентификатора для разных форматов рекламы. В этом году была представлена обновленная версия соответствующих рекомендаций. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба после отмены большинства разъяснений о рекламе (Письмо ФАС России от 02.12.2022 № МШ/109196-ПР/22 «О направлении информации») выпустила руководство, подробно разъясняющее основные положения российского законодательства, касающиеся определения рекламы и ее видов (Приказ ФАС России от 14.11.2023 № 821/23 «Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований “Понятие рекламы”»).

В статье 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлены штрафы за следующие нарушения:

Для рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламной системы:

  • 1.1. неисполнение обязанности по предоставлению информации о распространенной в Интернете рекламе в РКН;
  • 1.2. неисполнение обязанности по обеспечению предоставления информации о распространенной в Интернете рекламе в РКН;
  • 1.3....

Подробнее на it-world.ru