Найти тему
Максим Бурмистров

Уходящая натура Калязина: дом Голосовых.

Калязин – избитая тема, все едут сюда за одним и тем же: увидеть торчащую из воды, гигантскую колокольню, немного побродить по прилегающим, к набережной, улицам, где еще сохраняется и даже реставрируется купеческая архитектура и… всё.
Да, туристический тренд Калязина, подвергшегося частичному затоплению, понятен и ограничен, однако этот небольшой городок может подарить и другие незабываемые впечатления, которые еще реально сегодня получить, а завтра – Бог знает.

Колокольня и улица с каменной мостовой – почти единственная значимая локация, привлекающая туристов.
Колокольня и улица с каменной мостовой – почти единственная значимая локация, привлекающая туристов.

Увы, я тоже считаю, что Калязин это «город на час», что тут можно делать, скажем, неделю, не совсем ясно, и все же лучше задержаться не на пару часов, а хотя бы на целый, полный день.
Мы побывали в Калязине не раз, но именно сейчас открыли для себя совершенно новое место, которое по вполне понятным причинам, о которых будет сказано ниже, может запросто исчезнуть.
Традиционно поглазев на белокаменную стройную красавицу с берега и даже сплавав к ней на специальном многоместном пассажирском пароме, мы устремились на другой берег, туда, где в прошлый летний приезд купались и загорали. Однако волею судеб, а точнее, благодаря отказу от услуг навигатора, мы, положившись на свою память, ошиблись улицей и в результате оказались у поросшего деревьями, берега совсем в другой стороне. Улица, по мере приближения к воде, становилась все заповеднее, и мы уже поняли, что «ошиблись адресом», но посчитали нужным продолжить движение до крайней точки, остановиться тут, осмотреться, и, на удивление, в решении не ошиблись: прямо возле тропинки, идущей вдоль берега, стоял внушительный и характерный, для своего времени постройки, старинный дом.

Среди буйной зелени виднелся большой загадочный дом.
Среди буйной зелени виднелся большой загадочный дом.

Захватив фотоаппарат, выгружаемся из машины и буквально бежим смотреть, эмоции сразу захлестывают, ведь это не просто старинный дом, но и заброшенный дом, причем, видимо, оставлен обитателями он не так давно, или, скажем так, относительно не так давно, поскольку следы вандализма присутствуют, но не столь сильно.

Дом оставлен жителями, но не шибко много времени назад.
Дом оставлен жителями, но не шибко много времени назад.

Это – дом Голосовых (очевидно – купцов), постройки далекого восемнадцатого (!) столетия, числящийся, как памятник градостроительства и архитектуры регионального значения, а точнее – государственного и занесенный в список этих самых особо охраняемых объектов ажноть в… 1960 году, Постановлением Совета Министров РСФСР.
Здание выполнено в классической купеческой манере – деревянный второй этаж установлен на каменном, кирпичном «подклете», однако за годы существования оно претерпело множественные изменения как во внешнем облике, так и, надо полагать, во внутреннем убранстве. В последние «обитаемые» годы, скорее всего, дом выполнял функции многоквартирного, по сути – городской коммуналки, ныне здание полностью покинуто как жителями, так и, видимо, забыто властями, оно постепенно растаскивается вандалами и ветшает, разрушается.

Стекла в рамах частично выбиты, а сами переплеты разрушаются или физически демонтированы.
Стекла в рамах частично выбиты, а сами переплеты разрушаются или физически демонтированы.

Сначала мы обошли дом вокруг, правда, зайти с обратной стороны не смогли в виду буйной растительности, но в целом представление составили. Каменный первый этаж во многом обезображен тем, что изначальные оконные проемы в разное время заложили кирпичом. Для чего это сделано – не совсем понятно, но, видимо, это требовалось для выполнения зданием новых функций.

Окна первого этажа демонтированы и проемы заложены кирпичной кладкой.
Окна первого этажа демонтированы и проемы заложены кирпичной кладкой.

Резьба наличников второго этажа и декоративные резные элементы частично утрачены. Крыша перекрыта шифером, это тоже новодел, изначально, скорее всего, кровля была железной, а вот отливы, разделяющие первый и второй этажи - именно железные, какие и обязаны быть.

Деревянные резные элементы частично утрачены.
Деревянные резные элементы частично утрачены.

Основная проблема этого строения, еще на удивление крепкого, это его бесхозность, незащищенность от внешнего воздействия, от намеренного и спонтанного вандализма. Доступ в здание открыт для всех желающих, дверь распахнута. Если хотя бы преградить доступ внутрь, осуществить минимальные консервационные мероприятия, здание, имеющее заявленную историческую и архитектурную ценность, можно будет впоследствии восстановить, но при существующем «режиме свободных посещений» есть вероятность утратить памятник в любой момент.

Доступ в здание свободный, заходи и твори, «что хочешь».
Доступ в здание свободный, заходи и твори, «что хочешь».

Дом поставлен в этом уютном месте не случайно: тогда, в XVIII столетии отсюда, с высоты берега, открывался превосходный вид на реку и на сам город, сегодня видно лишь все ту же одинокую колокольню на водной глади и дальнюю, сохранившуюся застройку Калязина.

Место для постройки просто с идеальным видом, но сегодня он не тот, что прежде…
Место для постройки просто с идеальным видом, но сегодня он не тот, что прежде…

Увидев распахнутую дверь, я не мог уже пройти мимо, но супруга буквально вцепилась в мою руку, не желая отпускать меня внутрь. Если честно, то меня тоже всегда отпугивает недобрая энергетика заброшенных строений, есть что-то тягостное, отрицательное в жилищах, навсегда оставленных человеком. Но в этот раз я не смог отказаться от этого поступка, так как понимал, что передо мной уходящая натура, сегодня она есть, а завтра – ее может не стать, достаточно чей-то глупой шалости, или специального действия, всего одна спичка отделяет этот дом от того, чтобы стать просто грудой горелых обломков, не приведи, Господь, конечно!
Впрочем, мой дальний поход так и не удался, супруга сама не пошла в дом, но и мне не дала пройти по еще крепким перекрытиям, побывать в многочисленных комнатах. Успев осмотреть то немногое, что будет показано ниже на фото, я отметил главное для себя: дом почти полностью потерял внутреннюю аутентичность, претерпев множественные изменения, коснувшиеся модернизации стен, возведения перегородок и установки дверей, фурнитуры, но некоторые элементы, по всей видимости, полностью оригинальные.
Среди интересных артефактов – лестница со старинными точеными балясинами и фигурными перилами, нет сомнений, что эта конструкция тут живет с самой постройки.

Лестница старинная, без вариантов.
Лестница старинная, без вариантов.

Обратите внимание на интересную деталь – угловые фигурные упоры, прикрепленные к первому столбику лестничной ограды – они призваны обеспечить жесткость всей конструкции и именно им, видимо, и обязана вся лестница своей живучестью.

Фигурные упоры – необычная деталь, сохранившая всю лестницу в идеальном состоянии.
Фигурные упоры – необычная деталь, сохранившая всю лестницу в идеальном состоянии.

Дом, на удивление, пуст и не превращен в помойку, следы активного разбора строения «на стройматериалы» и сувениры также отсутствуют. За короткое время я успел заглянуть под лестницу и сделал пару снимков второго этажа, но супруга, потеряв меня из виду, сильно запереживала и мне пришлось сворачивать съемку, выходить на свежий воздух, дабы не нервировать человека, да и я сам чувствовал себя в доме неуютно и с радостью покинул его.

Пространство под лестницей. Видны явно «свежие» дощатые перегородки и двери с советской фурнитурой.
Пространство под лестницей. Видны явно «свежие» дощатые перегородки и двери с советской фурнитурой.
Одна из комнат первого этажа, слева – печь.
Одна из комнат первого этажа, слева – печь.
Длинный коридор с множеством дверей и ответвлений.
Длинный коридор с множеством дверей и ответвлений.
Еще одна комната, по видимому, выполнявшая роль кухни (из стены торчат отводки труб для подключения нескольких газовых плит, что косвенно подтверждает "коммунальный" тип хозяйства, существовавший в здании в последнее время).
Еще одна комната, по видимому, выполнявшая роль кухни (из стены торчат отводки труб для подключения нескольких газовых плит, что косвенно подтверждает "коммунальный" тип хозяйства, существовавший в здании в последнее время).

И все же мы долго не могли «отлепиться» от дома, все ходили вокруг двух открытых, взорам, сторон и комментировали увиденное. А ведь реально – крепкий, хороший объект для проведения восстановительных работ, после которых тут можно открыть, например, музей купеческого быта, это просто эталонный дом для воссоздания обстановки тех лет, и даже внешний антураж, окружение строения способствует его гармоничному восприятию.
Что будет с домом Голосовых в будущем – мы не знаем, но хочется надеяться, что все устроится и здание не пропадет, не исчезнет бесславно, тем более, что после затопления города тут и так осталось не так много объектов, требующих бережного сохранения, а этот дом особо ценен тем, что он
деревянный.
Отчего дом «зависает» и не реставрируется – понятно.
Просто старое здание и здание-памятник архитектуры это совершенно разные вещи, любая реставрация повлечет за собой огромные расходы, которых, возможно, в бюджете города просто нет, но фантазировать дальше на эту тему я считаю делом неблагодарным: откуда я знаю, какие планы у городских властей на это здание, может быть, оно уже включено в план по восстановлению?
Если же и вы захотите побывать в Калязине и смотреть не только на затертую до дыр, колокольню, обязательно поезжайте и взгляните на этот купеческий особняк, так что записывайте адрес, диктую: улица Вагжанова, 31.

Он еще ждет вас...
Он еще ждет вас...