Калязин – избитая тема, все едут сюда за одним и тем же: увидеть торчащую из воды, гигантскую колокольню, немного побродить по прилегающим, к набережной, улицам, где еще сохраняется и даже реставрируется купеческая архитектура и… всё.
Да, туристический тренд Калязина, подвергшегося частичному затоплению, понятен и ограничен, однако этот небольшой городок может подарить и другие незабываемые впечатления, которые еще реально сегодня получить, а завтра – Бог знает.
Увы, я тоже считаю, что Калязин это «город на час», что тут можно делать, скажем, неделю, не совсем ясно, и все же лучше задержаться не на пару часов, а хотя бы на целый, полный день.
Мы побывали в Калязине не раз, но именно сейчас открыли для себя совершенно новое место, которое по вполне понятным причинам, о которых будет сказано ниже, может запросто исчезнуть.
Традиционно поглазев на белокаменную стройную красавицу с берега и даже сплавав к ней на специальном многоместном пассажирском пароме, мы устремились на другой берег, туда, где в прошлый летний приезд купались и загорали. Однако волею судеб, а точнее, благодаря отказу от услуг навигатора, мы, положившись на свою память, ошиблись улицей и в результате оказались у поросшего деревьями, берега совсем в другой стороне. Улица, по мере приближения к воде, становилась все заповеднее, и мы уже поняли, что «ошиблись адресом», но посчитали нужным продолжить движение до крайней точки, остановиться тут, осмотреться, и, на удивление, в решении не ошиблись: прямо возле тропинки, идущей вдоль берега, стоял внушительный и характерный, для своего времени постройки, старинный дом.
Захватив фотоаппарат, выгружаемся из машины и буквально бежим смотреть, эмоции сразу захлестывают, ведь это не просто старинный дом, но и заброшенный дом, причем, видимо, оставлен обитателями он не так давно, или, скажем так, относительно не так давно, поскольку следы вандализма присутствуют, но не столь сильно.
Это – дом Голосовых (очевидно – купцов), постройки далекого восемнадцатого (!) столетия, числящийся, как памятник градостроительства и архитектуры регионального значения, а точнее – государственного и занесенный в список этих самых особо охраняемых объектов ажноть в… 1960 году, Постановлением Совета Министров РСФСР.
Здание выполнено в классической купеческой манере – деревянный второй этаж установлен на каменном, кирпичном «подклете», однако за годы существования оно претерпело множественные изменения как во внешнем облике, так и, надо полагать, во внутреннем убранстве. В последние «обитаемые» годы, скорее всего, дом выполнял функции многоквартирного, по сути – городской коммуналки, ныне здание полностью покинуто как жителями, так и, видимо, забыто властями, оно постепенно растаскивается вандалами и ветшает, разрушается.
Сначала мы обошли дом вокруг, правда, зайти с обратной стороны не смогли в виду буйной растительности, но в целом представление составили. Каменный первый этаж во многом обезображен тем, что изначальные оконные проемы в разное время заложили кирпичом. Для чего это сделано – не совсем понятно, но, видимо, это требовалось для выполнения зданием новых функций.
Резьба наличников второго этажа и декоративные резные элементы частично утрачены. Крыша перекрыта шифером, это тоже новодел, изначально, скорее всего, кровля была железной, а вот отливы, разделяющие первый и второй этажи - именно железные, какие и обязаны быть.
Основная проблема этого строения, еще на удивление крепкого, это его бесхозность, незащищенность от внешнего воздействия, от намеренного и спонтанного вандализма. Доступ в здание открыт для всех желающих, дверь распахнута. Если хотя бы преградить доступ внутрь, осуществить минимальные консервационные мероприятия, здание, имеющее заявленную историческую и архитектурную ценность, можно будет впоследствии восстановить, но при существующем «режиме свободных посещений» есть вероятность утратить памятник в любой момент.
Дом поставлен в этом уютном месте не случайно: тогда, в XVIII столетии отсюда, с высоты берега, открывался превосходный вид на реку и на сам город, сегодня видно лишь все ту же одинокую колокольню на водной глади и дальнюю, сохранившуюся застройку Калязина.
Увидев распахнутую дверь, я не мог уже пройти мимо, но супруга буквально вцепилась в мою руку, не желая отпускать меня внутрь. Если честно, то меня тоже всегда отпугивает недобрая энергетика заброшенных строений, есть что-то тягостное, отрицательное в жилищах, навсегда оставленных человеком. Но в этот раз я не смог отказаться от этого поступка, так как понимал, что передо мной уходящая натура, сегодня она есть, а завтра – ее может не стать, достаточно чей-то глупой шалости, или специального действия, всего одна спичка отделяет этот дом от того, чтобы стать просто грудой горелых обломков, не приведи, Господь, конечно!
Впрочем, мой дальний поход так и не удался, супруга сама не пошла в дом, но и мне не дала пройти по еще крепким перекрытиям, побывать в многочисленных комнатах. Успев осмотреть то немногое, что будет показано ниже на фото, я отметил главное для себя: дом почти полностью потерял внутреннюю аутентичность, претерпев множественные изменения, коснувшиеся модернизации стен, возведения перегородок и установки дверей, фурнитуры, но некоторые элементы, по всей видимости, полностью оригинальные.
Среди интересных артефактов – лестница со старинными точеными балясинами и фигурными перилами, нет сомнений, что эта конструкция тут живет с самой постройки.
Обратите внимание на интересную деталь – угловые фигурные упоры, прикрепленные к первому столбику лестничной ограды – они призваны обеспечить жесткость всей конструкции и именно им, видимо, и обязана вся лестница своей живучестью.
Дом, на удивление, пуст и не превращен в помойку, следы активного разбора строения «на стройматериалы» и сувениры также отсутствуют. За короткое время я успел заглянуть под лестницу и сделал пару снимков второго этажа, но супруга, потеряв меня из виду, сильно запереживала и мне пришлось сворачивать съемку, выходить на свежий воздух, дабы не нервировать человека, да и я сам чувствовал себя в доме неуютно и с радостью покинул его.
И все же мы долго не могли «отлепиться» от дома, все ходили вокруг двух открытых, взорам, сторон и комментировали увиденное. А ведь реально – крепкий, хороший объект для проведения восстановительных работ, после которых тут можно открыть, например, музей купеческого быта, это просто эталонный дом для воссоздания обстановки тех лет, и даже внешний антураж, окружение строения способствует его гармоничному восприятию.
Что будет с домом Голосовых в будущем – мы не знаем, но хочется надеяться, что все устроится и здание не пропадет, не исчезнет бесславно, тем более, что после затопления города тут и так осталось не так много объектов, требующих бережного сохранения, а этот дом особо ценен тем, что он деревянный.
Отчего дом «зависает» и не реставрируется – понятно. Просто старое здание и здание-памятник архитектуры это совершенно разные вещи, любая реставрация повлечет за собой огромные расходы, которых, возможно, в бюджете города просто нет, но фантазировать дальше на эту тему я считаю делом неблагодарным: откуда я знаю, какие планы у городских властей на это здание, может быть, оно уже включено в план по восстановлению?
Если же и вы захотите побывать в Калязине и смотреть не только на затертую до дыр, колокольню, обязательно поезжайте и взгляните на этот купеческий особняк, так что записывайте адрес, диктую: улица Вагжанова, 31.