Если бы ребенку в Средневековье сказали: «Ты волшебник, Гарри!», — это означало бы одно. Смерть! В эпоху охоты на ведьм к детям относились не так, как сейчас. Они считались маленькими взрослыми, просто не такими развитыми. Уже с семи лет детей начинали готовиться к взрослой жизни, а с четырнадцати лет ребенок считался полностью дееспособным: мог заключать брак, получать наследство и отвечал за преступления по всей строгости закона. Так что мы поговорим в основном о детях до четырнадцати лет, которые попали под жернова охоты на ведьм.
Иногда под раздачу попадали из-за чистого невезения. Таким оказался юный Бартлен Зиб из немецкого города Кальв в 1677 году. Когда у директора школы умер шестилетний сын и при вскрытии оказалось, что его отравили, все взоры сразу обратились на Бартлена. Повод: он незаконнорожденный, да и мать была с плохой репутацией. Девятилетнего мальца потащили на допрос и он, естественно, тут же признался, да еще и оговорил свою бабку, сказав, что она ведьма. Вся семья была изгнана из города. Вроде бы все закончилось относительно неплохо, но нет. Через шесть лет они вернулись в Кальв в надежде, что все забылось. Но как только возникла очередная ведьмоистерия, их тут же всех казнили.
Плохо, когда тебе не везет, но еще хуже, когда твои родственники оказались не очень умны или же вообще предателями. В 1648 г. в Швейцарии некий Мориц Хаутле пришел в суд и обвинил Марию Мэхлер, воспитывающую двух его внебрачных дочерей, в колдовстве. «Отец года» заявил, что раз ведьма давно заботится о девочках, значит она уже передала детям свое искусство. Городской магистрат принялся решать: вскрыть девочкам вены или отрубить головы? Остановились на последнем, освободив горе-папашу от необходимости платить алименты.
Иногда дети могли оговорить и сами себя, ведь ребенок чаще всего не до конца понимает последствия своих действий. В 1654 году на территории долины Гросс-Вальцерталь (нынешняя Австрия) под горячую руку охоты на ведьм попали сразу пятнадцать детей. Началось все с дурачеств: кто-то из малышей начал рассказывать, что якшается с чертями и летает на шабаш. Детвора, себе на голову, подхватила байку и добавила подробностей. Местные жители уже принялись решать, вскрывать детям вены или дать отраву, когда вмешалась инквизиция. Нунций (представитель папы римского) города Люцерн даже написал Папе Иннокентию X, прося помощи в вызволении невинных детей от сумасшедшего населения. Папа приказал ему от имени инквизиции забрать детей для последующего расследования. Отобрав подозреваемых, нунций отвез их в Милан, где детей распределили по семьям, и Ватикан даже выделил некую сумму на их содержание. Спустя три года некоторые из детей захотели вернуться, но власти родного города на полном серьезе запретили их семьям принимать злостных колдунов. Как бы то ни было, эти ребята хотя бы выжили, а инквизиция показала себя с лучшей стороны.
Не все истории заканчивались так же счастливо. Из-за детских фантазий страдали семьи проказников, а то и целые поселения. Например, в испанской Наварре в 1525 году началась массовая истерия по поводу колдовства, и по стране принялся разъезжать судья Педро де Баланса. Его сопровождал отряд из солдат и... двух девочек-ведьм. Именно они указывали судье, кто умеет колдовать, распознавая «своих» по знаку в левом глазу и предавая таким образом на смерть. За время путешествий Педро было организовано сто процессов и казнено сорок человек.