На приём после УЗИ заходит пациентка с большим животом. Видимо, третий скрининг. Обычно, третий скрининг женские консультации смотрят самостоятельно. Порок, что ли? Карту ещё не принесли.
Вместе с беременной заходит маленькая девочка, года полтора на вид. В тёплой куртке, меховой шапке, вся красная. Предлагаю женщине раздеть ребёнка: в кабинете тепло, а приём ещё предстоит.
Беременная нехотя раздевает ребёнка. В этот момент приносят карту и результат УЗИ: беременность 33 недели, по фетометрии - 29. Задержка внутриутробного развития плода 2-3 степени, кровотоки несколько снижены. Некритично, но все же.
Рассказываю пациентке о её ситуации, о рисках для плода, говорю, что надо ложиться в отделение патологии.
-Да, я могу сегодня.
-Когда ребёнка заберут?
-Зачем? Она со мной ляжет. Она ни с кем не остаётся, орёт. Тем более, у неё сейчас температура, куда я её?
-С детьми в отделении лежать нельзя. Тем более, с больными детьми. Откровенно говоря, вы не должны были приходить с температурящим ребёнком в отделение, где полно беременных на разных сроках. Это безответственно.
-А куда её деть? С бабками она не сидит, отец на работе. И вообще, если ребёнку в животе плохо, то вы меня обязаны положить! Это мои права!
-Ваши права заканчиваются там, где начинаются права других. Врачи отделения патологии не обязаны следить за вашим старшим ребёнком, в том числе, с юридической точки зрения. А самое, главное, мы не имеем никакого права подвергать риску 60 беременных, которые сейчас лежат в отделении. Чем больна ваша дочь?
-Температура у неё 39, 3 дня уже. Врача не вызывала. Пройдёт.
-Мы вас ждём на госпитализацию без ребёнка. Желательно, с заключением от педиатра.
-А я не буду писать никакой отказ! Вы меня обязаны положить. Кто будет отвечать, если мой ребёнок умрет?
-Вы можете не писать никакой отказ, это решается довольно просто. Мы вам предлагаем госпитализацию. Соглашаться или нет - исключительно ваше право. А вот правила госпитализации устанавливает учреждение. Но уверяю вас, что ни один роддом вас вместе с лихорадящим ребёнком не примет.
Она ушла. Патронаж лечащему врачу в район мы передали. На следующий день беременная так и не явилась.
Её привезли через неделю с мигалками районная скорая: критический кровоток у плода, высокая температура у самой беременной, хориоамнионит. Плод чуть больше килограмма: почти в 2 раза меньше, чем по сроку положено было. Врожденная пневмония, искусственная вентиляция лёгких. Что ж, хорошо, что живой. Что с ним будет дальше - покажет время.
На фоне инфекции было немало опасений и за матку после кесарева сечения. К счастью, справились.