— Никто не приехал, представляешь! Вот так, родила двух сыновей, вырастила, а помогать ни один не хочет, — жаловалась Таисия Романовна своей подруге за чашкой чая.
— А мне вот дочка вчера машинку стиральную привезла и макияж сделала. Хочешь, фотографию покажу? Не такая уж я и бабка! — просияла подруга и взялась за сотовый телефон.
Таисия расплакалась.
Ей сало стало стыдно, что её сыновья живут совсем рядом, а на день рождения не приехали. Она всю жизнь думала только о том, чтобы Олежка с Борей хорошо одевались, вкусно кушали и получили образование. В семнадцать лет оба уехали из дома и, в последнее время, приезжали крайне редко.
— Прости меня, дорогая, не понимаю, что не так делаю, — немного успокоившись, сказала Таисия Романовна.
— Так ты позвони и поговори по душам, торт у тебя такой вкусный получился! Пригласи на чай, да спроси, думаю, не откажут, — сказала Света и с удовольствием отпила чай из кружки.
— Ты бы эту бордовую кофточку не носила, не твой цвет. Почитай у меня пост на страничке, там про тёплые цвета, тебе надо сменить гардероб, — посоветовала Таисия подруге и очень удивилась, когда та сразу же засобиралась домой.
— Спасибо, Тася, за чай, но мне бежать пора. Мне эту кофточку дочь купила, твои советы иногда могут ранить, подумай над этим. И с днем рождения ещё раз! — с обидой произнесла Светлана и даже не обняла на прощание.
— Я же от всего сердца, помочь хочу! — объясняла Таисия уже закрытой двери.
Женщина прислушалась к словам подруги, так как понимала, что советы близких нужно слушать, и позвонила младшему сыну Олегу.
— Олежка, приезжай вечером на тортик, у меня же день рождения сегодня!
А то совсем не хочется в такой день оставаться одной, — произнесла Таисия Романовна в трубку.
— Ма, ты же с подружками всегда справляла? О, может, в ресторан тогда? Я столик закажу, а то Катюша у меня с работы не успеет поужинать дома, — обрадовался сын.
— Рестораны эти ваши — пустая трата денег! А Катюша твоя — карьеристка чистой воды. Неужели ты не видишь, что она времени тебе не уделяет совсем? И детей, поди, не хочет? — раздражённо ответила Таисия.
— Мам, ну, ты опять? Приедем, только давай без твоих вот этих советов, пожалуйста? — попросил сын.
— Да как же без советов? Я же переживаю! Не пара она тебе, Олежка, ой, не пара, — женщина не договорила, а сын уже положил трубку.
Через полчаса пришло сообщение, что Олег с Катей не смогут приехать.
— И так всегда! Никому мать больше не нужна! — вслух пожаловалась Таисия Романовна и устроилась в кресле.
Оставалась надежда на старшего сына — Бориса.
— Боренька, привет, сыночек! На день рождения тебя зову, да-да, здоровье в порядке. Нет, в ресторан не поеду. Вы с Олегом уже договорились? А меня чего не спросили? Отмените, да, отмените. Ты приезжай ко мне с внученькой, чаю попьём. Ага, и с Леной, нет-нет, я не забыла.
Таисия Романовна решила не говорить лишних слов и дождаться, когда Боря с внучкой приедут. То, что Боря с Олегом без разрешения матери хотели заказать ресторан, привело Таисию в замешательство.
«Оба семейные, неужели, деньги лишние?
Никак не научатся экономить. Боря вместо ресторанов мог бы машину поновее купить. А Олежка со своей никак не переедут в квартиру побольше. Хотя, зачем сыну со снохой квартира, если она детей не хочет?
У этой ведьмы только работа на уме! Так и останется младший сын без семьи. Хотя, что толку: старший, вон, с Ленкой своей заделали ребёнка, а воспитать нормально не могут», — волновалась женщина и готовилась к приходу гостей.
— Мамуля, а вот и мы! — Боря вошёл с огромным букетом цветов.
— Куда такой букетище? Столько денег потратили! Лучше бы Лизоньке новые ботиночки купили, а то скоро осень, а она ходит в чём попало! — проворчала Таисия, но букет в вазу поставила.
— Таисия Романовна, сколько можно экономить? — запротестовала Лена.
— Двоих детей одна воспитаешь, поймёшь! — резко ответила женщина.
К горлу подступил ком. Таисия вспомнила, как муж ушёл от неё, когда Боре только исполнилось четыре, а восьмимесячный Олежка кричал все ночи напролёт.
— Сил моих больше нет! Говорил, что нам не нужен второй ребёнок, говорил же! Так сложно меня послушать хоть раз? — вспылил муж в очередную неспокойную ночь.
— Ты мне предлагал избавиться от ребёнка!
От нашего с тобой ребёнка! Как я могла? Убить маленький, уже живой комочек внутри себя? Что ты такое говоришь? У Олежки зубки режутся, больно ему, вот и кричит, — объясняла со слезами на глазах Таисия.
Они с мужем, действительно, не планировали второго ребёнка, просто так распорядилась жизнь. Таисия втайне радовалась, что у неё теперь вырастут два богатыря, оба умные, красивые, все в мужа.
Но счастье её длилось недолго: муж ушёл, сославшись на постоянные крики и отсутствие дома хоть минуты тишины. Позже Таисия узнала, что муж полюбил другую женщину, без детей. А также без хлопот, без усталости и плохого настроения.
«Неужели, не смог немножко подождать? Я же всё делала, всё, что могла», — думала молодая мать и не замечала, как наполняется злостью и недоверием ко всему миру.
Экономить приходилось на всём: на еде, одежде, игрушках.
Сыновья росли, а Таисия изо всех сил старалась научить их всему, что знает о жизни сама, чтобы они не повторили ошибок матери. В школе советовала, с кем дружить, на какие предметы сделать упор. А после школы, куда поступить, чтобы не нуждаться в деньгах.
Девушки, которых выбрали сыновья в жены, женщине не нравились, о чём она честно говорила.
— Мам, торт как в детстве, вкусный! — похвалил Боря и отвлёк Таисию Романовну от мыслей о прошлом.
— Ага, только сейчас и сахара и муки, сколько хочешь, а в твоём детстве всего приходилось по чуть-чуть делать и только на праздники! — рассказывала Таисия.
— Бабуль, а это папа на фотографии? — спросила маленькая Лиза.
— Нет, внученька, это Борин папа.
— А где он? — не успокаивалась внучка.
— Таисия Романовна, может, пора убрать эту фотографию? Зачем ворошить прошлое? Она же вам жить спокойно и не даёт. Познакомились бы с кем - одиноко ведь тут в квартире! — предложила Лена.
— Знаешь, Леночка, я сама решу, какие фотографии убирать и с кем знакомиться. Все они одинаковые, что толку? Ты бы лучше за Лизонькой следила. Вон, пятно здоровое на платье - совсем вещи не стираешь? — грубо ответила Таисия Романовна.
В глубине души она понимала, что Лена права, но от этого становилось только больнее. Убрать с полки фотографию — значит, попрощаться со своим тяжелым прошлым и попытаться его забыть.
Но забывать опасно, история могла повториться. Да, её никто больше не сможет бросить с двумя детьми, но сердце противилось подпускать близко нового мужчину. «Неужели, до сих пор его люблю?» — иногда задавалась вопросом Таисия.
— Мам, ты, наверное, заметила, что мы в последнее время к тебе реже приезжаем? — спросил Борис.
— Как же не заметить, сыночек? — Таисия Романовна подняла на сына полные слёз глаза.
— Ма, ты только не плачь. Лиза просто замаралась тортом, это же ребёнок, невозможно постоянно за ним следить и переодевать каждую минуту…
— Я же следила за вами и переодевала, столько раз, сколько придётся!
Перебила сына женщина.
— Ты дослушай, мам. Лена правильно говорит. Ты вот сама всем советуешь, а прислушиваться не хочешь. И перестань контролировать всё вокруг - люди самостоятельно могут принимать решения, ошибаться и нести ответственность, — объяснил Борис.
— Ага, а потом разгребать, как я разгребала!
— Это только ваш опыт, Таисия Романовна. Мы поедем, а вы подумайте. Может, вам в санаторий съездить, подлечиться и с людьми пообщаться? Тяжело вот так в квартире одной целыми днями, — предложила Лена и начала собирать Сонечку на улицу.
— Ты меня не учи! Разберусь.
Через несколько дней к Таисии снова зашла подруга, но уже не в бордовой кофточке, а в светло-зелёном платье.
— А я тебе говорила, так намного лучше!
Обрадовалась Таисия.
— Никак не могу привыкнуть к твоим советам в командном тоне. Но сама вижу, что лучше. Спасибо, Тася! — ответила Светлана и принялась расспрашивать, как прошла встреча с сыновьями.
— Предложили мне в санаторий съездить, на Алтай, но, мне кажется, это лишнее… — неуверенно произнесла женщина и по привычке покосилась на полочку, где раньше стояла фотография бывшего мужа.
— Ты её убрала? Поверить не могу, а то я думаю, пусто как-то стало! — Света рассмеялась и взяла Таисию за руку. — С глаз долой — из сердца вон! Тасечка, это же твой шанс на новую жизнь. Не мотай головой, возраст — не приговор.
Не мешай себе быть счастливой! Я тебя послушала с кофточкой? Вот и ты меня послушай: езжай, не раздумывая.
Ещё несколько дней Таисия Романовна размышляла над предложением сына и, в конце концов, решила согласиться.
В санатории до обеда она проходила различные процедуры, после обеда дремала и набиралась сил, а вот ближе к вечеру выходила на прогулку. Алтай ей полюбился до глубины души: воздух свежий, вода целебная, люди все на отдыхе, улыбаются, здороваются.
— Будто соседи, ей Богу! — удивлялась Таисия Романовна.
Геннадий Павлович, придержавший дверь на входе, приглянулся Таисии сразу: интеллигентного вида мужчина, выразительные черты лица, высокий лоб, в очках. По приятному стечению обстоятельств он жил в соседнем номере.
Сколько же вечеров, сколько часов они проговорили — не сосчитать! Такой интересный, добрый, отзывчивый. Таисия Романовна не могла поверить, что в мире существуют такие люди.
— А дети у вас есть, Геннадий Павлович?
Таисия называла его на «вы», не смотря на неделю знакомства.
Мужчина всё это время не задевал тему семьи.
— Две дочки, взрослые уже: красавицы, рукодельницы. Вот эту рубашку старшая сшила сама, — хвастался мужчина.
— Ой, надо их познакомить с Олежей и Борей! — Таисия сразу же подумала о своих сыновьях.
— Тасечка, можно вас так называть? — уточнил Геннадий Павлович, а сердце женщины забилось чаще.
Таисия кивнула.
— Так вот, Тасечка, не пытайтесь строить жизнь детей, они сами справятся, поверьте мне! Мы только запутаем и навредим, ведь наш опыт — только наш опыт.
Предлагаю лучше подумать, куда мы с вами дальше отправимся? Я за жизнь скопил немало денег, всё откладывал и откладывал. Вот и решил в этом году потратиться на отдых!
Таисия Романовна позвонила сыновьям и рассказала о новом знакомстве. Она чувствовала себя молодой наивной девчонкой, но ей это нравилось. Удивительно, что ей со временем всё меньше хотелось лезть со своими советами в жизнь Олега и Бори.
«А, может быть, нужно просто пожить для себя?», — подумала Таисия и взяла за руку Геннадия Павловича.
Огромная благодарность за прочтение! От души рада каждой подписке и лайку! До встречи в следующей статье.
КОПИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТА БЕЗ ВЕДОМА АВТОРА ЗАПРЕЩЕНО!