Не знаю, как вы, читатели, но лично я начал задумываться о том, какие могли быть в Японии религиозные последователи относительно поздно. Уж так случается при изучении стран и народов Азии - некоторые интересные вопросы об аспектах их жизни возникают поздно из-за укрепившихся в голове стереотипов. Года два назад я и подумать о существовании христиан в Японии не мог. Я бы в это, может, и поверил, но всерьёз бы не воспринял данную информацию. А у христиан в Японии есть достаточно длинная и интересная история. В этой статье я постараюсь рассказать вам о христианстве в Японии, где и как оно появилось, кто его открыл для японцев и как к христианам относилось японское правительство!
Кланы острова Кюсю
Дома Отомо, Симадзу и Сени были крупнейшими самурайскими кланами на острове Кюсю в эпоху Сэнгоку-Дзидай. Они внесли самый большой вклад в уничтожении монгольского флота и были достаточно развиты в плане торговых связей с внешними странами (в рамках изолированной Японии, конечно же).
Все они спокойно могли претендовать ра раннюю модернизацию и развитие при помощи европейских технологий и торговли с заморскими странами, но не все были готовы идти на такие риски. Принятие западных технологий было равносильно предательству императора и ослушанию его воли. Страх принятия вестернизации домов острова Кюсю лишний раз доказывает и то, что они практически не делали этого до эпохи Сэнгоку-Дзидай, когда воля императора не так много значила, как раньше, а защита своих земель и своей чести стала поводом для таких эффективных, но экстраординарных решений... Нашим главным героем сегодня станет дом Отомо - первый и последний христианский клан, существовавший в Японии.
Дом Отомо и Франциск Ксаверий
Переломный момент произошёл в 1542 году, когда заблудившаяся из-за тайфуна команда португальских торговцев приплыли к берегам Кюсю. Они попали во владения дома Отомо. Это был первый задокументированный контакт португальцев с японцами из клана Отомо. Они подписали договор о торговле. Казалось бы - торгуют и ладно...
Но вскоре в земли клана прибыл один неожиданный гость - Франциск Ксаверий. Франциск Ксаверий был одним из основателей мужского Ордена Иезуитов под названием "Общество Иисуса". База ордена находилась в Риме, а щупальца миссионеров тянулись по всему миру, находя и вербуя всё большее количество последователей. Ксаверий стал одним из самых успешных проповедников. Наибольшую славу он обрел в португальской провинции Гоа, в Индии.
Франциск проповедовал католицизм среди бедноты, но не имел успеха. Тогда его товарищ Маттео Риччи предложил новую тактику. Намного эффективнее обращать в свою веру знать, потому что они являлись главным препятствием в распространении католицизма. Так иезуиты и поступили. Франциск Ксаверий провел большую работу как в самой Индии, так и на ближайших островах нынешней Индонезии. Он обращал в христианскую веру людей высших сословий, что давало колоссальный толчок к распространению религии. Чем более влиятельного человека удавалось обратить, тем сильнее был успех.
Появление христианства в Японии
В 1549 году судьба привела иезуита в Японию. Там он знакомится с самым дружелюбным к Португалии кланом - Отомо, с которым уже 7 лет идёт стабильная торговля (для японских кланов это практически рекорд по длительности торговых связей с европейцами, хоть цифры и смешные). Через три года деятельности в Японии, священник предлагает отвезти несколько знатных людей из дома Отомо в Гоа и познакомить их с местным губернатором. Глава клана Отомо Ёсисигэ соглашается.
Когда Франциск Ксаверий вернулся в Японию, с ним были еще несколько миссионеров католической церкви. Христианство пустило свои корни на острове Кюсю и продолжило успешно распространяться. В 1578 году Отомо Ёсисигэ официально становится католиком и принимает христианское имя Франсиско!
Презрение
Понятное дело, что соседи Отомо с презрением отнеслись к такому поступку. Их неприязнь копилась давно и в этом же году началась война Отомо с крупными домами Симадзу и Мори. Симадзу молниеносно разбивает 30000 армию Отомо превосходящими силами в 50000 воинов. То сражение вошло в историю как битва при Мимигаве. Пороховое оружие и европейские пушки не помогли Отомо.
В 1587 году другой даймё атакует дом Симадзу, под предлогом защиты дома Отомо. К сожалению, Отомо Франсиск умер раньше этого сражения, а главой клана стал его сын Отомо Ёсимунэ. Дом Симадзу был повержен.
В 1600 году происходит знаменитая битва при Сэкигахаре. Будущий сегун Токугава Иэясу побеждает в битве и жестоко наказывает Отомо Ёсимунэ за то, что его предок-отец принёс в Японию чуждые нравы и религию. Даймё был полностью лишен своих владений, а самого его изгнали в неизвестном направлении.
Вот так бесславно и закончилась история одного из самых могучих домов Японии.
Токугава Иэясу начал жестокую расправу над христианами и запретил эту религию. Резали всех иноверцев, до которых получалось дотянуться. Все португальцы были выдворены из Японии и получили запрет появляться на острове. Из европейцев Токугава разрешал торговать только голландцам. Но гонения на христиан в Японии периода Эдо (Токугава) - уже совсем другая история, речь о которой пойдёт в будущих статьях...