В России всегда строили из дерева. Нормального крепкого камня не было. Известняк или глину для кирпичей ещё надо было отыскать и добыть. Поэтому до конца XIX века каменное строительство было привилегией богатых людей. Лес был доступен и его было много. Но дерево - материал ненадёжный. Оно гниёт, пожирается жучками и плесенью и конечно же горит. Ещё и прошлый век в нашей стране был полон потрясений и невзгод. В общем, так получилось, что старейшая сохранившаяся деревянная церковь Москвы появилась в конце XIX века. Её нельзя назвать древней. Деревянных храмов в Москве и её окрестностях до революции было много, но все они не смогли пережить времена советской власти. А церковь Преображения Господня в Богородском смогла и даже не закрывалась.
Есть ещё деревянная церковь Георгия Победоносца в Коломенском, возведённая в 1685-м году.
Это действительно старинная церковь, но она приезжая - перевезена по брёвнышку из опустевшего села на берегу реки Ёрги в Архангельской области.
А церковь Преображения Господня - коренная москвичка. Никогда не разбиралась и никуда не перевозилась. Построена в 1880-м году в бывшем селе Богородское, только что поглощённом Москвой. Освящена семнадцатого августа того же года епископом Дмитровским Амвросием. Богородское в ту пору было популярным дачным поселением и основу прихода составили дачники. Среди состоятельных горожан, отдыхавших в этих краях, были Балакирев, Шишкин, Чайковский и Бородин. Должно быть они захаживали в эту церковь.
Церковь строилась по проекту архитектора Н.А. Ипатьева с использованием декоративных элементов, характерных для «русского стиля».
В то время многим образованным людям приелась мода на западноевропейское и они стали переосмысливать допетровское культурное наследие. В архитектуре стало популярным подражание старому русскому зодчеству с его наличниками, подзорами, кокошниками и прочими характерными деталями декора. В XIX веке схожие процессы происходили у многих европейских народов. Во многих странах национальная идентичность только формировалась и культурные элиты задавались вопросами, вроде: «Кто мы такие и чем мы отличаемся от других?». В искусстве появился запрос на поиск самобытности и возвращение к корням национальной культуры.
Среди многих красивых частей этой церкви мне особенно нравятся эти резные крыльца крылечки.
Они выглядят лёгкими и воздушными, особенно в этом жизнерадостном белёсо-поросячьем цвете. Эти завитушки похожи на кружевные платки, которые продавали бабушки на улицах и в метро во времена моего детства. Скорее всего, те платки ещё не китайские были.
Над основным объёмом возвышается небольшая колокольня с семью колоколами. Говорят, что до революции местные дачники хвалили звонарей храма за мелодичность колокольного звона.
Первоначально новая церковь была приписана к храму Илии Пророка в Черкизово. В тёплое время службы проводились ежедневно, а зимой - только по праздникам. В 1891-м году храм стал самостоятельным и его первым настоятелем был назначен священник Александр Тихонович Колычев.
В 1897-1898-м годах к храму были пристроены два придела. Если стоять лицом ко входу в храм, то слева будет придел в честь пророка Илии и святителя Алексия, а справа будет придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Приделы соединились галерей, окружившей изначальный четверик церкви с трёх сторон.
Богоборческий угар советского времени прошёлся по церкви Преображения Господня в щадящем режиме. Большинство храмов Москвы пострадали значительно сильнее. Седьмого мая 1922-го года в стенах храма провёл службу патриарх Тихон. Вскоре его арестовали и в следующий раз он появился в храме незадолго до своей смерти - седьмого сентября 1924-го года. В самое тяжёлое для православных время настоятелем храма был отец Александр Доброседов. В Богородском он пользовался большим уважением.
В 1933-м году над храмом нависла угроза закрытия. Уже и постановление о закрытии было готово, но по неким неизвестным причинам оно не было подписано. Есть мнение, что за храм вступились рабочие расположенного неподалёку завода резиновой обуви «Красный богатырь». Как бы то ни было, в церкви велись богослужения и при Сталине, и при Хрущёве.
В 1954-м году в храме произошёл сильный пожар, уничтоживший практически всё убранство. Уцелела лишь икона Тихвинской Божией Матери и образ Николая Чудотворца. К счастью само здание не сгорело. С тех пор в храме появилась традиция совершать торжественное богослужение с пением акафиста Божией Матери перед Тихвинской иконой во вторник вечером. Новые иконы были доставлены из Сергиевой Лавры. Иконостас привезли из села Переделкино. Ещё один пожар случился в храме в 2004-м году.
Ныне церковь содержится в отличном состоянии. Прошлые раны исцелены.