Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей,..
М.Ю. Лермонтов Демон
Субличность Демона, как фигуру внутреннего мира человека, как часть его личности впервые описывает в своей книге "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры" Эрик Берн и называет ее "Дьяволом".
Как формируется субличность Демона
Рассмотрим на примере жизни М.Ю Лермонтова, что за сила стоит за субличностью Демона, о чем впервые в 1972 году пишет Эрик Берн, а Тони Вайт считает, что данной субличности более подходит обозначение Трикстер.
Как субличность Демона проявляется? К чему может привести? А самое главное, что эта субличность есть во многих из нас в той или иной степени и может являться серьезным провокатором на пути к цели.
Небольшой экскурс в историю жизни М.Ю. Лермонтова. Это важно, потому что будет ясно как сформировалась его субличность Демона. А вы сможете пересмотреть свою жизнь через эту призму.
Творчество великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова изучают в школе: "Белеет парус одинокий", "На груди утеса великана ночевала тучка золотая" и т.д. Я никогда, кстати, не ограничивалась школьной программой.
Мое любимое произведение Лермонтова "Герой нашего времени", а на экзаменах мне попался отрывок из поэмы "Мцыри", которую я тоже обожала и сдала литературу на пять.
С раннего детства Лермонтова всем руководила его бабушка: Елизавета Алексеевна Арсеньева. Историк Михаил Логинов, мать которого была знакома с Арсеньевой, описал ее так:
Елизавета Алексеевна была среднего роста, стройна, со строгими решительными, но весьма симпатичными чертами лица. Важная осанка, спокойная, умная, неторопливая речь подчиняли ей общество.. Прямой, решительный характер в ее более молодые годы носил на себе печать повелительности и, может быть, отчасти деспотизма. Из википедии
Когда умер ее неверный муж, Елизавета Алексеевна не стала его оплакивать, женщина уехала в Пензу, не приняв участие в его похоронах и поминках. Оставшись одна с ребенком, Арсеньева взяла на себя управление имением, в котором насчитывалось около 600 крепостных. Все свободное время она занималась воспитанием дочери Маши, которая стала для нее светом в окне.
Когда ее дочь - Мария Михайловна - умерла от туберкулеза в 22 года, Елизавета Алексеевна посвящает внуку - маленькому Лермонтову - жизнь. Чтобы зять, который после смерти ее дочери, своей жены, не увез сына на родину, а он хотел это сделать, бабушка Лермонтова пригрозила ему разорением и составила завещание, согласно которому имение достанется Михаилу при одном условии, что внук будет жить с ней до своего совершеннолетия и находиться на ее попечении, без всякого вмешательства со стороны его отца, ее зятя.
До своего шестнадцатилетия Лермонтов был не в курсе, что так редко он видится с отцом благодаря бабушке.
Знакомство с ее завещанием настолько потрясло юношу, что он в этот период чуть не ушел к отцу.
Лермонтов пишет драму "Люди и страсти", где герой произносит: "У моей бабки, моей воспитательницы - жесткая распря с отцом, и все это на меня упадает". Та же самая тема нашала отражение в стихотворении "Я видел тень блаженства": -О, мой отец! Где ты? Где мне найти твой гордый дух?" и в стихотворении "Ужасная судьба отца и сына" после смерти отца.
По свидетельству очевидцев, внук стал "ей утешением и подпорою на старость; она жила им одним и для исполнения его прихотей; не нахвалится, бывало, им, не налюбуется". Елизавета Алексеевна волновалась за судьбу внука и пыталась его ото всего оградить, что вызывало порой протест у самого Лермонтова.
Считается, что Миша рос очень избалованным, капризным ребенком, часто обижая окружающих его людей, в том числе и бабушку.
И тут, по моему мнению, мы видим проявление субличности демона у Лермонтова. Формируется эта субличность около двух лет, когда ребенок еще не осознает смерть, он бесстрашен и большой озорник.
В конце концов бунтарская поэзия (проявление субличности демона) Лермонтова приводит его к ссылке на Кавказ.
Однажды на парад Лермонтов пришел со слишком короткой саблей, это было сделано ради шутки (опять проявление субличности демона), и был отправлен на гауптвахту.
Молодой поэт не упускал возможности дерзко пошутить. Однажды на приеме в Пятигорске он в очередной раз иронизировал над Мартыновым. Мартынов попросил Михаила прекратить острить в его адрес, но получил в ответ вызов на дуэль.
До сих пор не утихают споры о причине этой дуэли, о поведении главных ее участников, а также о возможностях избежать этого поединка.
По словам князя Васильчикова, Лермонтов всю дорогу к месту дуэли шутил, говорил, что стрелять не будет и Мартынов стрелять не станет. Лермонтов продолжал шутить даже когда заряжали пистолеты. Васильчиков видел по лицу Мартынова, что он будет стрелять и предупредил Лермонтова, что это всё не шутки. Вскинув пистолет, Лермонтов отвернулся, презрительно улыбнулся и покачал головой. Мартынов побежал к барьеру, долго прицеливался и произвёл выстрел. Лермонтов присел, а затем упал.
В Пятигорске мы были с дочерью на экскурсии в домике Лермонтова, который он снимал с другом и куда его потом привезли после дуэли, а так же посетили место дуэли и первое его захоронение в Некрополе. Бабушка очень тяжело переживала гибель внука. Позже она перевезет его тело в родовой склеп. Ее похоронят рядом с ним через четыре года.
Из экскурсии знаю, что в какой-то момент Лермонтов захотел оставить службу, чтобы полностью посвятить свою жизнь творчеству, но бабушка оказалась против. Он не смог ей отказать. Субличность Демона "победила" бабушку - Лермонтов больше не служил (игры со смертью), а его творчество живет до сих пор.
Субличность Демона
В своей книге "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры" Эрик Берн назвал "Дьяволом":
"Дьявол - большой озорник в жизни человека и джокер в психотерапии. Как бы тщательно психотерапевт не продумывал свои намерения, дьявол выскочит в самый критический момент и все испортит.
Первые проявления дьявола можно наблюдать рядом с высоким детским стульчиком, когда ребенок бросает еду на пол и со смехом ждет реакции родителей. Если родители отнесутся к этому терпеливо, ребенок превратится в шалуна. Став взрослым, он будет ценить шутку и юмор. Но если ребенка наказывают и бьют, то он затаится в себе и будет способен бросить с размаху свою жизнь так же, как тарелки в детстве.
Сопротивление это когда есть часть нас, которая хочет достичь цели и есть, как минимум, еще одна часть, которая против.
При сопротивлении мы словно одновременно жмем на тормоз и на газ.
Чем сопротивление отличается от проявления субличности Демона?
Демон устраивает игры со смертью, что мы видим на примере жизни Лермонтова.
Еще это может быть любовь к большой скорости, к экстремальным видам спорта, съем десятую конфетку при диабете...
Субличность Демона проявляется по-разному. У ребенка возникает на акт насилия сопротивление.
К примеру, родителю важно, чтобы у ребенка были достижения в каких-то занятиях и он это контролирует, не замечая усталости ребенка, его "нет", его душевного состояния, потребностей. В результате уже в каком-нибудь полуфинале ребенок неосознанно сделает что-то такое, из-за чего проиграет.
Субличность Демона формируется в то время, когда ребенок начинает осваивать свою внутреннюю силу, говорить "Нет", делать все по-своему, злиться и если он не получает поддержки, его стыдят, ругают, наказывают, бьют, то эта сила отщепляется. Ребенок становится как бы отрезанным от своей собственной силы и с этих пор он не в состоянии ее контролировать.
Когда внутренняя сила отщепляется и превращается в субличность Демона, ты имеешь право жить только, если живешь ради других, как мы видим жила бабушка Лермонтова, видимо это родовое, среда такая, общество, если ты совершенен, отсюда такое стремление к идеалу, если ты очень тяжело живешь, работаешь, не просишь помощи...
Тони Вайт считает, что более подходящее обозначение Демона - Трикстер. И он появляется, когда ребенок в присутствии всемогущих родительских фигур, хочет получить свою долю власти и победить.
Архетип трикстера может быть как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, Трикстер часто ассоциируется с хаосом и разрушением. С другой, Трикстер может быть источником новых идей и силой добра.
В некоторых случаях Трикстер представляет наше теневое «я» — темную сторону нашей личности, которую мы пытаемся скрыть от других. Поняв Трикстера, мы можем больше узнать о себе и о том, как сбалансировать свои светлые и темные стороны.
Трикстер также может привести нас к ложному чувству непобедимости или оторванности от реальности.Трикстер часто ассоциируется с негативными эмоциями, такими как гнев, страх и вина, поэтому очень важно подходить к работе с этим архетипом с осторожностью и внимательностью.
В гештальт-терапии есть такой способ прерывания контакта с собой и с окружающей средой как ретрофлексия. Защитный механизм психики, когда при какой-то доминирующей потребности я делаю с собой то, что хочу сделать с другим. Самый яркий пример ретрофлексии - само@бийство или навязчивые мысли о нем. Человек разрушает себя самого, вместо того, чтобы сделать это с тем, кто заставил его страдать.
Девочка рвет на себе волосы за то, что мама развелась с папой.
Как познакомиться со своей субличностью Демона и со своим сопротивлением?
Нарисовать свое сопротивление и свою субличность Демона (два рисунка: рисунок сопротивления и рисунок субличности демона) и поговорить с ними.
1. Как выглядит и где обитает?
2. Что она думает, чувствует, делает и хочет?
3. Что она думает о значимых фигурах (родителях, учителях, терапевтах) и об отношениях (терапии)?
4. Что она думает и чувствует по поводу ответов на эти вопросы? Отрывок из книги Тони Вайт Терапия Характера.
5. Как вам ваш рисунок? Как вы относитесь к своей субличности Демона? Что чувствуете, глядя на нее? Где это чувство живет в теле? Что ощущаете? Какое у вас отношение к вашему "Демону"?
Одно из упражнений в гештальт-терапии это техника с пустым стулом. Можно на роль субличности Демона назначить какую-то игрушку, предмет, а может быть, просто представить мысленно, как эта субличность сидит на стуле напротив и поговорить с ней с помощью все тех же вопросов. И, возможно, договориться с ней об устраивающем обоих взаимодействии.
При работе с субличностью Демона в терапии лучшее, что может предложить терапевт клиенту это полную капитуляцию перед ним. Тем самым признав его право на существование, на игру, на риск (как раз, что не сделали родители в силу своих ограничений).
Инна Юлусова
Читайте: