Добрый день! В этой публикации я продолжаю цикл лекций, посвященных древней Месопотамии. В прошлый раз я начала историю о богине любви и рассказала о том, зачем ей понадобилось отправится в загробный мир.
Напомню, что пошла она туда без особого желания и с нехорошим предчувствием. Богиня любви спустилась по длинной лестнице очень глубоко, гораздо ниже, чем располагался водоем пресных вод Абзу. У входа ее встретил привратник Нети. Для того чтобы войти в каждые из семи ворот подземного дворца, Инанне пришлось снять с себя украшения, которые содержат магическую силу “ме”. А именно:
- ленту “Прелесть чела”
- знаки владычества и суда
- ожерелье из лазурита
- двойную золотую подвеску
- золотые запястья
- сеть “Ко мне, мужчины, ко мне”
- повязку “Одеянье владычиц”
Богиня любви предстает перед сестрой обнаженной и беспомощной. Хозяйка загробного мира направляет на неё свой "взгляд смерти", и Инанна превращается в труп, который Эрешкигаль “вешает на крюк”.
Как вы понимаете, предчувствия Инанны оправдались. Хорошо, что она предполагала такой исход и позаботилась о решении заранее. Перед своим уходом, богиня наказала советнику и визирю Ниншубуру, по прошествии 3 дней оплакать ее и пойти за помощью к трем богам: Энлилю - богу ветра, Нанну - богу Луны и Энки - богу мудрости.
И если первые два не придумали, что можно сделать в такой ситуации, то последний достал грязь из под ногтей, сделал двух существ — кургура и калатура, названия которых переводят как “малый плакальщик" и "шут”, и отправил их в загробный мир с травой и водой жизни и магическим заклинанием.
Спустившись в страну без возврата, они застают Эрешкигаль в родовых муках. Она не может разродиться, потому что богиня любви и плодородия мертва. Кургур и калатур смягчают ее муки магическим заклинанием и, в ответ, просят хозяйку загробного мира оживить пленницу. Но есть законы неподвластные богам: Инанна может вернуться на землю, только если найдет себе замену для страны без возврата.
Поднявшись наверх, Инанна застает своего мужа - бога-пастуха Думузи, не только не скорбящим, но посягнувшим на ее трон, и отправляет его вместо себя в загробный мир. Он пытается скрыться, бежать, его прячет сестра - Гештинанна, но в итоге подземные духи утаскивают его в нижний мир.
Не смотря на то, что Инанна так легко избавляется от своего мужа, начинались их отношения очень романтично. В поэме “Сватовство Думузи” рассказывается как они влюбились с первого взгляда, провели вместе ночь, а потом Думузи просил ее руки. Возможно, поэтому Инанна пожалела о своем решении оставить мужа в загробном мире и разрешила ему проводить там только полгода, а другую половину его заменяет сестра - Гештинанна.
Вот такая месопотамская история об умирающих и воскресающих богах и о смене времен года.
Говоря об Инанне и Думузи, приведу еще другую версию их знакомства. В поэме “Думузи и Энкимду” рассказывается, что богиня выбирала из двух, влюбленных в нее богов: бога-пастуха Думузи и бога-земледельца Энкимду, причем сначала отдавала предпочтение второму. Тогда Думузи сам пришёл к богине плодородия и обратился к ней с речью:
“Чем я хуже земледельца Энкимду? …он обещает тебе белоснежное полотно, но зато у меня много белых овец. Он сулит тебе темные ткани, но и у меня есть овцы с черной шерстью. Он делает из ячменя опьяняющее душу пиво, но молоко моих овец вкуснее и полезнее. Он предлагает тебе насыщающий тело хлеб и выращенные им бобы, а я приготовлю тебе лучшие сорта сыра, вкус которых приятнее меда.”
Его слова впечатлили Инанну, и она выбирала бога-пастуха. После этого Думузи ненароком встречает соперника. Бог-пастух настроен решительно и готов защищать свое счастье. Но Энкимду уважает выбор Инанны и предлагает Думузи дружбу.
А вы, наверняка, знаете другую историю в которой божество выбирает пастуха? Там правда, действует не богиня, а бог, и выбирает он между людьми. Это библейский рассказ про Каина и Авеля.
Однако миф про Инанну и Думузи лишь отдаленно напоминает сюжет из книги Бытие. Тем не менее в культуре Месопотамии есть целых два мифа - предшественника библейской истории, о которых я уже рассказывала на своем канале в публикации: "Я обнаружила предков Каина и Авеля"
А здесь лишь напомню, что месопотамские мифы гораздо древнее библейских. Первые возникли в сер. - кон. III тыс. до н.э., а книга Бытия, где рассказана история Каина и Авеля, датируется временем между XV и VI в. до н. э. Получается, что если мы возьмем обе даты создания по верхней границе, то получим разницу в тысячу лет, а по нижней - полторы. Добавлю, что некоторые ученые сужают эти рамки до двух веков - VI-V до н.э. Вполне вероятно, что евреи переняли эти сюжеты у вавилонян, когда были у них в плену в VI в. до н.э.
К истории знаменитого Вавилона мы перейдем в следующей публикации.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Если у вас есть желание и возможность помочь проекту № карты Сбербанка: 2202 2002 1554 7538
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала