Добрый день! В этой публикации я продолжаю цикл лекций, посвященных древней Месопотамии. Прошлая статья была посвящена мифам о земледелии и плодородии, очень значимым для любой древней аграрной культуры.
Теперь мы переходим к истории одного из известнейших городов на планете - Вавилону. Он был региональным центром Двуречья с некоторыми перерывами с нач. II тыс. до н. э. и до 539 г. до н.э. Это первый в истории мегалополис - самая крупная форма расселения, когда срастаются вместе много населенных пунктов, т.е. мегаполис - большой город с пригородами, мегалополис - несколько мегаполисов, сросшихся вместе.
Однако история города началась еще в III тыс. до н.э. Первое достоверное упоминание о Вавилоне относят к XXII в. до н.э. Тогда он назывался по-шумерски Кадингирра, что переводится как “врата бога”, и входил в аккадское государство. Его главным богом был Амаруту, он же - Мардук.
В нач. XIX в. до н.э. Вавилон захватило аморейское племя, сделало столицей и установило свою династию, т.е. первую Вавилонскую династию. Это время называют Старовавилонским периодом, длившимся до XVI вв. до н.э.
Первым правителем был Сумуабум. При нем велось активное строительство храмов, а город был обнесен стеной. Амореи со временем растворились среди шумеров и аккадцев, разговорным языком стал аккадский, а потомки стали именовать себя вавилонянами.
Самым известным царем Старовавилонского периода был Хаммурапи. При его предшественнике царство охватывало основную часть Аккада, а при нем Вавилон подчинил и область Шумер, т.е. Месопотамия снова объединилась в единое государство. Это время первого расцвета Вавилона.
Хаммурапи начал свое правление с отмены долгов и прощения недоимок. Он не был в этом уникален. Многие цари Двуречья начинали свое управление государством с этого традиционного обычая. Хаммурапи продолжал традицию своих предшественников и по строительству, создавая не только храмы, но и обширную систему оросительных каналов, которая получила название Нар-Хаммурапи, что значит “реки Хаммурапи”.
Старовавилонское царство было древневосточной деспотией, где царь, по-аккадски “шаррум”, обладал всей полнотой власти и опирался на бюрократический аппарат и войско. Тем не менее, именно в это время был создан самый известный законодательный акт Месопотамии - это свод законов царя Хаммурапи, светский сборник законов. На столбе из базальта высотой 2,25м клинописью на аккадском языке записаны законы, а на верхушке рельеф с изображением бога солнца Шамаша и самого Хаммурапи.
Однако, это далеко не первый законодательный акт в истории Двуречья.
- Самый древний подобный текст - это Реформы шумерского царя Урукагины, датируемый XXIV в. до н.э. и записанный на шумерском языке.
- Следующий за ним из известных на данный момент: Законы шумерского царя Ур-Намму, датируемые рубежом XXII-XXI вв. до н.э.
- Потом Законы царя Шумера и Аккада Липит-Иштара от XX в. до н.э.
- Затем в начале XVIII до н.э. Законы города Эшнунны,
- и только в середине XVIII в. до н.э. - законы Хаммурапи.
В них есть вопросы судопроизводства брачно-семейных отношений, охраны различных форм собственности, а также частного и уголовного права. В документе Хаммурапи почти нет религиозной мотивации для правовых норм, поэтому он считается первым в истории чисто законодательным актом. Эти законы повлияли на правовую систему всего Древнего Востока.
Вероятно, на территории Двуречья удалось создать систему правосудия, где законы пользовались уважением. Жители Месопотамии были уверены, что законы распространяются не только на людей, но и на богов. В подтверждение этого приведу Шумерский миф про богов Энлиля и Нинлиль, датируемый сер.-кон. III тыс. до н.э.
В нем рассказывается, как верховного бога Энлиля наказали, отправив в загробный мир - “страну без возврата”. И это тоже важный факт, который сообщает нам о нравственных установках жителей Междуречья.
Казалось бы, Энлиль - верховный бог! Кто может его наказать, да еще и отправить в ссылку? Но, оказывается, законы выше богов. Энлиль наказан, по разным версиям: за изнасилование, или за сожительство без оформления отношений, которое не позволено никому: ни богам, ни людям.
Для того чтобы выбраться из “страны без возврата” ему пришлось выполнить ее закон, как и богиням плодородия, любви и войны Инанне и Иштар. Он оставил вместо себя, богини Нинлиль, которая последовала за ним, как жена декабриста, и родившегося там у них сына, трех других богов.
Продолжение истории Вавилона нас ждет в следующей публикации.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Если у вас есть желание и возможность помочь проекту № карты Сбербанка: 2202 2002 1554 7538
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала