Что вы знаете о Монголии? Вот и я тоже, включив передачу и выехав за ворота погранперехода, не знал практически ничего. Так-то я немножко готовился к поездке, слышал, что за последние годы в стране степей появилось много асфальтированных дорог, в ходу там деньги под названием тугрики, в придорожных кафешках можно запросто поспать и в норах живут чумные сурки - тарбаганы. Очень, как говорят, вкусные. И если я откуда-то знаю, что они вкусные, значит, далеко не все попробовавшие суслятину умерли. Это повод попробовать тарбагана или нет?
Тупые мысли, не правда ли? Но это неизбежно: когда вокруг тебя пустота, голову надо чем-то занимать. После прохождения границы мы словно телепортировались на другую планету, температура резко повысилась, горы и извилистые дороги внезапно кончились, даже вездесущий ветер удивился переменам и перестал выть в шлеме. Я не первый раз оказался в пустой степи, вроде бы человек, много раз из края в край проехавший Казахстан, не должен удивляться пустым равнинам, но в Монголии было что-то не так, не спрашивайте что, ибо я размышляю над этим до сих пор.
Асфальт, весьма неплохого качества, внезапно оборвался дощатым шлагбаумом и каменистой тропой объезда. Пропрыгав пару километров по твердому, пересохшему на солнце грунту пришлось сделать первую остановку в Монголии, снять явно лишние сейчас теплые вещи, попить воды, догрызть кусок засохшего хлеба и собрать мысли в кучку, они отчаянно разбегались.
Удивившись проехавшей мимо машине и выйдя из оцепенения поехали дальше. На глаза стали постепенно попадаться признаки населенности этой таинственной планеты Монголии: юрты, в хлам убитые Приусы, стада овец и мусор на обочинах. Странный дорожный указатель с очень уж мелким шрифтом показывал поворот на Ховд, нам туда надо, но явно не по узкой тропинке, протоптанной в пыльной степи, по мнению приунывших без интернета гуглокарт туда есть более качественная дорога, она начнется дальше.
Первый населенный пункт на пути - Улангом. Километров за пятьдесят до него признаков цивилизации становится все больше, на обочине попалась заброшенная кафешка, вскоре после нее - касса платной дороги (нас пропустили бесплатно) и вишенкой на торте стал настоящий аэропорт, небольшой, но вполне себе действующий.
Еще несколько километров дороги привели нас в город, после степной бесконечности он смотрится странно. Вывески на строениях, хоть и написаны на кириллице, абсолютно непонятны, с латиницей как-то даже проще, слово "банк" я прочитал правильно и пошел туда в поисках тугриков. Еще одна странность - в банке не меняют валюту, и кассир на ломаном русском посоветовал отправиться на рынок, даже указал примерное направление. Рынок нашелся быстро, а вот парковочное место в тени - с трудом. Лена осталась у мота, я же пошел на поиски менял. По официальной информации рынок в понедельник закрыт и вообще работает лишь до обеда, но произошла очередная странность - в первый день недели, спустя четыре часа после полудня, народу там было немало. Жаль, все они мило и дружелюбно улыбались, пожимали плечами и наотрез отказывались понимать мои слова и не хотели показать магазин по продаже тугриков. Спустя минут двадцать беготни по базару, размахиваний родными рублями и воплями про тугрики нашелся добрый человек, который взял меня за руку и отвел не в дурдом, как вы подумали, а в нужный мне павильон.
Чот поднадоел мне Улангом, думал я возвращаясь к моту, может, рвануть сразу до Ховда, всего-то двести пятьдесят верст асфальта без пробок. Однако Лена не оценила мой энтузиазм, ей хотелось в гостиницу, в душ, в кафе, в общем, куда угодно, только не в Ховд. Гостиница нашлась довольно быстро, через пару кругов по городу, белые простыни в больших количествах обычно сушатся неспроста, это верный признак отеля. Тетенька на стойке регистрации неплохо говорила по-русски, была готова взять оплату рублями, ценник за номер приемлимый, а Трансальпу нашлось место во внутреннем дворе... Оставив Лену в номере и завистливо поглазев на накрытые столы в пригостиничном ресторане, там затевалось какое-то торжество, я пошел в магазин.
Ох, очередной шок, магазин пустой. Вот реально пустой, я такие только в далеком детстве видел. Грустные полки с бледными макаронами, непривлекательные печеньки, залежи неимпортозамещенной колы и все. Спасибо, хоть пиво нашлось, холодное и весьма вкусное. Обидно это, идешь покушать, а жизнь заставляет выпить... Хотя нет, вполне себе неплохой поворот пути.
Дальше мы пошли вместе, бродили по городу в поисках кафе. Чуть позже они увенчаются успехом, но сначала нужно посмотреть на местную архитектуру, очень похожую на советскую, времен Иосифа Виссарионовича, и на местные интересности вроде странных дорожных знаков. Едальня наконец-то нашлась, но Монголия не устает удивлять, чаю с пельменями, кстати, не хотите попробовать? Вы не ослышались, это действительно пельмени, сваренные в чае. По отдельности монгольский чай и пельмени великолепны, а вот вместе сочетание так себе, не рекомендую. Зато огромный кусок мяса, капустный суп и салатик были весьма неплохи.
Пожалуй, хватит не сегодня впечатлений, мы пойдем спать. Завтрашний день будет неожиданно длинный, но ради таких дней и стоит жить. Я помню его до сих пор в мельчайших подробностях. Спасибо за внимание, и, если этот текст был интересен, - подпишитесь на канал, мне еще есть, о чем поговорить. Если хотите знать как все начиналось - читайте здесь.