Доброго Вам времени суток! Прогулявшись от площади Пречистенские ворота по Остоженке до Зубовского бульвара, а затем обратно по Пречистенке, мы остановились в прошлый раз на углу с Чертольским переулком. Вот по нему мы и пойдем в сторону Арбата. А Чертольским переулок стал только в 1922 году, по названию древней слободы Чертолье, а до этого он был Царицынским.
Каменные палаты.
Наверное, главная достопримечательность в этом коротком переулке – это Белокаменные палаты, сохранившиеся до наших дней, построенные в XVII веке, а может еще раньше. Кто их строил и кому они принадлежали тоже доподлинно неизвестно, одни историки склоняются к Салтыковым, другие к родственникам знаменитого опричника Малюты Скуратова. Сразу за палатами, вплотную примыкая к ним, с 1935 года расположилось прямоугольное здание школы, построенной на месте снесенной церкви Спаса Нерукотворного Образа XVII века. Ныне каменные палаты – один из выставочных залов Государственного музея А.С. Пушкина.
Выходим в Большой Афанасьевский переулок.
Идем дальше, и на перекрестке с Гагаринским переулком Чертольский переулок заканчивается, переходя в Большой Афанасьевский. Здесь на углу, кроме множества указателей для туристов, установленных на металлическом столбе, еще выше установлена скульптура под названием «Полет» работы скульптора Александра Николаевича Бурганова. Это первая его работа, встретившаяся на нашем пути, но далеко не последняя, мы их увидим еще немало.
Два небольших особняка в классическом стиле.
Проходим еще дальше по Большому Афанасьевскому переулку и здесь обращаем внимание на небольшой особняк в классическом стиле. На его фасаде установлена табличка, повествующая о том, что это Дом Радищева и памятник архитектуры XIX века федерального значения. Какое отношение этот дом имеет к Александру Николаевичу Радищеву, я так нигде и не нашел. Везде одна и та же информация, что этот дом принадлежал в начале XIX века генерал-майору Урусову и был заново отстроен после московского пожара только в 1825 году.
Напротив этого дома расположился симпатичный такой дом с мезонином, построенный примерно в то же время, что и предыдущий. В 30-х годах XIX столетия в этом доме жил писатель Николай Станкевич, а как гласит памятная доска на фасаде дома, к нему частенько захаживали Виссарион Белинский и Тимофей Грановский.
Бурганов, Аксаков и Гоголь.
Теперь поворачиваем взгляды вновь на левую сторону переулка и проходим по «Аллее бюстов». Это работы все того же скульптора Александра Николаевича Бурганова, а сразу за ними с 2001 года действует Московский государственный музей «Дом Бурганова». Но на этой аллее не только бюсты, есть и скульптурные композиции, и барельефы. Некоторые работы, на мой взгляд, весьма своеобразны. Но это еще далеко не все, дальше мы еще кое-что увидим.
А затем снова переводим взгляды на правую сторону. Здесь расположился еще один особняк с мезонином «послепожарной Москвы». В конце 20-х годов XIX века владелицей здания была коллежская секретарша Т.Д. Слепцова. Тогда же этот дом арендовал и прожил в нем вместе со своей большой семьей до 1833 года мой знаменитый земляк, всем известный автор «Аленького цветочка», Сергей Тимофеевич Аксаков. В этом же доме Сергей Тимофеевич в 1832 году устроил радушную встречу, впервые приехавшему в Москву, молодому писателю Николаю Васильевичу Гоголю.
Подходим к Сивцеву Вражку.
Идем дальше, и по этой же стороне, за двумя небольшими домами, тоже XIX века, и перед угловым современным домом, сильно выделяется покрашенный в красный цвет небольшой бывший доходный дом 1904 года постройки.
Теперь мы выходим на очередной перекресток с очередным переулком Сивцев Вражек. Сначала я сразу хотел повернуть здесь налево, но оглядев округу, кроме бывших доходных домов, чуть дальше по Большому Афанасьевскому переулку увидел кое-что интересное, вот туда мы и заглянем ненадолго.
Церковь Афанасия и Кирилла, что на Сивцевом Вражке.
А пройдя немного еще по Большому Афанасьевскому переулку, за угловым бывшим доходным домом мы видим церковь, в честь которой этот переулок и назван, это церковь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Первая деревянная церковь в этом месте была построена в начале XVII века, а каменную возвели в 1710 году, которая сильно пострадала, как и вся округа, в 1812 году. Ну и в 1856 году закончилось двадцатилетнее строительство нового здания храма. Примерно такой, конечно, после реставрации, мы можем видеть теперь эту церковь.
Дядя Вася и другие.
Теперь мы вновь выходим на Сивцев Вражек и дальше идем по нему, как я и планировал. Этот переулок проложен по руслу протекавшей здесь когда-то в овраге речки Сивки, вот его так и назвали. Зайдя в этот переулок, сначала мы проходим мимо двенадцатиэтажного кирпичного дома советской постройки, на котором установлены штук семь или восемь мемориальных досок, в основном, советским военачальникам, жившим здесь когда-то, среди них и легендарный «Дядя Вася» – основатель ВДВ Василий Филиппович Маргелов. А почти напротив, на другой стороне, расположился очередной бывший доходный дом, выкрашенный в темно-красный цвет и с проездной аркой.
Сквер «Экология».
Пройдя этот кирпичный дом с мемориальными досками, мы ненадолго заглянем в сквер под названием «Экология», центральной фигурой которого является одноименная скульптура с человеческой ладонью, с бабочкой и на колонне.
Кроме этого, здесь есть еще с десяток своеобразных композиций с причудливыми названиями, например, «Рождение Пегаса» или просто «Руки».
Вся эта фантасмагория дело рук все того же скульптора Александра Николаевича Бурганова. Кроме эксцентричных композиций здесь есть еще и символы российско-американской дружбы: «Встреча на Эльбе», «Рукопожатие Авраама Линкольна и Александра II», а также «Дерево дружбы», правда оно какое-то зачахшее, впрочем, как и сама дружба.
Часовня и Подмосковные вечера.
Дойдя до пересечения со Староконюшенным переулком, на углу видим еще один своеобразный сквер с часовней Иверской Иконы Божией Матери. Не знаю – когда она была построена, но, по-моему, не так давно.
А напротив, на фасаде обширного кирпичного здания советской эпохи установлена большая мемориальная доска, гласящая о том, что здесь была написана та самая знаменитая песня «Подмосковные вечера», а также имеется барельеф автора М.Л. Матусовского. А еще отсюда, если вглядеться в даль этого протяженного переулка, можно разглядеть высотку МИД на Смоленской площади.
Теперь мы доходим до Малого Власьевского переулка, который слева примыкает к Сивцеву Вражку. Здесь на углу расположился очередной бывший доходный дом 1903 года постройки в стиле модерн. А за перекрестком, по той же стороне, в конце 90-х старинный дом снесли и на его месте построили что-то подобное.
Общежитие имени монаха Бертольда Шварца и поликлиника.
А мы идем дальше, и пока обращаем наше внимание на ту же сторону переулка. Здесь мы видим еще один образец московской послепожарной постройки – одноэтажный деревянный дом с мезонином. Этот дом, кроме своего внешнего вида, примечателен еще тем, что в нем с 1843 по 1847 годы жил русский писатель и мыслитель Александр Иванович Герцен. Кроме того, Ильф и Петров в своем романе «Двенадцать стульев» превратили этот дом в «Общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца». Ну а с 1934 года здесь размещается музей, нет не Бертольда Шварца, а, конечно же, Александра Ивановича Герцена.
Посмотрев на общежитие студентов-химиков, переводим наши взгляды на громадное здание «сталинского ампира» на противоположной стороне переулка. Это здание строилось с 1937 года, а закончено было только в 1950 году, во время войны стройка была заморожена. В итоге там поселилась «элитная» поликлиника, сейчас это поликлиника №1 Управления делами Президента РФ. Наверное, хорошая поликлиника!
И снова Аксаков.
А за огромной поликлиникой мы видим здание гораздо меньше и изящнее, хотя, для своего времени оно было достаточно большим, и это уже настоящий ампир образца 1822 года. Ну, как настоящий? Оно было полностью перестроено в нулевые, сначала в результате реставрации, а потом еще и пожар случился, но говорят, что восстановленное здание – это точная копия прежнего. А принадлежал этот особняк с шестиколонным портиком тогда московскому губернатору Ивану Сергеевичу Фонвизину.
Но знаменит этот дом тем, что и в нем с 1848 по 1849 годы жила семья, опять же моего земляка, Сергея Тимофеевича Аксакова. Дело в том, что у Аксакова была своя усадьба, но в Подмосковье – Абрамцево, а в Москве собственного дома не было, вот он и снимал особняки у различных лиц. Кстати, в доме Герцена он тоже жил какое-то время. А в 1984 году здесь еще и музей открыли, как филиал литературного музея, в котором основные экспозиции были посвящены Аксакову и Гоголю.
Заключительный отрезок – Плотников переулок.
Так мы доходим до Плотникова переулка, если пройти еще квартал по Сивцеву Вражку, то мы совсем упремся в здание МИД на Смоленской площади, но мы поворачиваем здесь направо и пойдем по Плотникову переулку до Арбата. На углу нас встречает уже привычный очередной доходный дом, это дом В.О. Гаркави, построенный в 1889 году.
Затем мы доходим до Кривоарбатского переулка, на углу с которым, как мне показалось, расположился еще один доходный дом конца XIX – начала XX веков, но это оказался вполне современный, 1998 года постройки, дом. А вот напротив него – дом лет на сто постарше, но выглядит тоже неплохо.
Ну а теперь мы выходим к Булату Шалвовичу Окуджаве, то есть к его памятнику, а значит мы на Арбате. Так и кажется, что Булат Шалвович сейчас споет: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты – мое Отечество…». Открытие памятника было приурочено ко Дню Победы и дню рождения барда. Окуджава родился 9 мая 1924 года, а открыли памятник в 2002 году.
На этом я и заканчиваю, но не только сегодняшний рассказ, это был заключительный отрезок нашего зимнего путешествия по Москве и Подмосковью. Надеюсь, Вам с нами было интересно путешествовать вместе!
А кто еще не подписался – подписывайтесь на мой канал, чтобы и дальше путешествовать вместе!
Впереди будет еще много интересного!
И всего Вам доброго!