Найти в Дзене

Пречистенка. Старинные особняки, Булгаков, Толстой и Пушкин, Дом Ученых и многое другое. Продолжение прогулки по древней улице Москвы.

Оглавление
Все фото автора.
Все фото автора.

Приветствую Вас! Мы снова на старинной московской улице Пречистенке, и продолжаем рассматривать ее, не спеша проходя по ней, с того же места, на котором в прошлый раз и расстались, если не читали прошлую статью – переходите по ссылке, нажимая на выделенные слова. Напомню, мы идем по Пречистенке от Зубовского бульвара, то есть от конца к началу.

Фото автора.
Фото автора.

Дом профессора Преображенского.

Итак, здесь, на четной стороне улицы на углу с Чистым переулком (бывший Обухов переулок) в 1904 году был построен многоквартирный доходный дом, ставший, с легкой руки Михаила Афанасьевича Булгакова, «Калабуховским домом». Дело в том, что в этом доме жил дядя Михаила Афанасьевича известный врач-гинеколог Николай Михайлович Покровский, ставший прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского в повести «Собачье сердце».

Фото автора.
Фото автора.

Московское пожарное депо.

А на другой стороне переулка расположилось довольно массивное угловое здание, построенное в стиле классицизм еще в XVIII веке, но в 30-е годы века следующего было перестроено и расширено для размещения Московского пожарного депо, которое перенесли сюда с Волхонки из-за строительства храма Христа Спасителя. В XIX веке здесь квартировал брандмайор – главный пожарный Москвы, затем в здании размещался кабинет начальника Управления пожарной охраны, а сейчас здесь Главное управление МЧС России по городу Москве.

Фото автора.
Фото автора.

Архаров, Бибиков, Давыдов и другие – все в одной усадьбе.

Надо было, наверное, зайти туда, поздороваться с бывшими коллегами, заодно получше рассмотреть это историческое здание, но здесь все мое внимание привлекла усадьба напротив этого здания. Так сложилось, что усадьба эта известна как усадьба Дениса Давыдова – героя войны 1812 года, генерал-лейтенанта, поэта и главного партизана Отечественной войны, поэтому в те времена особняк звали еще и «домом главного партизана». Но усадьба принадлежала ему всего два года: с 1835 по 1837. К Давыдову частенько захаживали именитые гости, среди которых были и А.С. Пушкин, и Е.А. Баратынский.

А еще в 1770-х годах владельцем дома был генерал от инфантерии обер-полицмейстер Москвы Николай Петрович Архаров, именно от его фамилии произошел термин «архаровец», который изначально использовался для ироничного обозначения служителя полиции. После смерти Архарова дом принадлежал генералу Бибикову, а после смерти Давыдова усадьба перешла к ординатору московского военного госпиталя, врачу Иллариону Ивановичу Дуброво, а затем, вплоть до революции 1917 года здесь находилась женская гимназия С.А. Арсеньевой. Ну а в советское время здесь размещался райком партии.

Фото автора.
Фото автора.

Особняк Ермолова – Дункан.

Идем дальше и невольно свои взгляды переводим на другую сторону улицы, туда, где расположился еще один красивый и интересный своей историей особняк. А история его начинается еще в XVIII веке, здание, которое было здесь построено тогда, приписывают знаменитому Матвею Федоровичу Казакову. Но так это или нет – мы вряд ли когда-нибудь узнаем, пожар 1812 года уничтожил то здание. И до пожара, и после, владельцы этого особняка неоднократно менялись, но практически во всех путеводителях этот особняк именуют домом генерала Алексея Петровича Ермолова, который собрал в своем доме богатейшую библиотеку, насчитывавшую более 9 тысяч изданий. Генерал прожил в этом особняке последние 10 лет своей жизни.

Фото автора.
Фото автора.

А еще этот особняк иногда называют домом Айседоры Дункан – основоположницы стиля свободного танца. Дело в том, что в начале 20-х годов прошлого века здесь была ее хореографическая школа-студия, здесь же она и жила почти два года со своим молодым мужем и по совместительству – прекрасным поэтом Сергеем Есениным. Но в особняке этом ее неспроста поселили, до нее этот особняк принадлежал промышленнику Алексею Константиновичу Ушкову, кстати, при нем этот дом последний раз значительно и перестроили, перестройку своего особняка Ушков заказал для своей красавицы-жены и оборудовал для нее специальный репетиционный танцевальный зал. А женой его была прима-балерина Большого театра Александра Михайловна Балашова.

Фото автора.
Фото автора.

А еще вот такая ирония судьбы: Балашова с мужем, иммигрировав во Францию в 1922 году, поселились в особняке, который до этого принадлежал Айседоре Дункан, получается – поменялись домами, правда ненадолго, во всяком случае, Айседора не долго прожила в особняке на Пречистенке. В 1924 году американская танцовщица развелась с русским поэтом и уехала из России. А на тротуаре имеется памятная плита в честь Дункан и Есенина, вот только установлена она около соседнего углового дома №18, поменьше. Может быть, конечно, тогда эти два дома принадлежали одной усадьбе – не знаю, никакой информации про угловой дом я так и не нашел.

Хлебопек.

После Ермолова и Дункан с Есениным мы возвращаемся на нечетную сторону Пречистенки. Здесь на двухэтажном доме, в котором когда-то размещалось «Тверское отделение Дамского попечительства о бедных», а затем, еще до революции, булочная и гастрономическая лавка, бросается в глаза старинная и недавно отреставрированная вывеска артели-булочной «Хлебопек». Но вывеска эта появилась уже после революции во времена НЭПа, когда предприниматели А. Чуев и братья Соболевы открыли здесь эту самую артель.

Элитный дом и снова Булгаков.

Теперь мы переводим свои взгляды дальше по той же стороне улицы и видим бывший доходный дом предпринимателя Якова Андреевича Рекка, который, после постройки его, в 1911 году, считался элитным шестиэтажным домом со всеми удобствами на тот момент, впрочем, таковым он считается и сейчас, после того, как особняк выкупила одна частная девелоперская компания. К счастью, эта компания ограничилась только реконструкцией внутренних помещений, а вот в 80-е годы XX века здесь был надстроен седьмой этаж, в результате чего угловая башня стала частью надстройки и перестала быть доминантой этого района. А причудливая лепнина на фасадах этого дома, слава Богу, сохранилась, и видно, что была недавно отреставрирована.

Фото автора.
Фото автора.

А еще этот дом также связан с творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова. Помните, с чего я начал сегодняшний рассказ, так вот, интерьеры того «Калабуховского дома» из «Собачьего сердца» списаны с реальных интерьеров этого дома. А содержимое «нехорошей квартиры» на Садовой из «Мастера и Маргариты» с большой висячей люстрой и камином списано с бывшей квартиры Александра Петровича Фаберже, родственника Карла Фаберже и юрисконсульта Дома Фаберже. Александр Петрович проживал здесь до революции в квартирах №11 и №12 на верхнем этаже.

Фото автора.
Фото автора.

Дом Ученых.

После этого дома за Лопухинским переулком расположился еще один интересный старинный особняк, но к нему мы еще вернемся, а сначала заглянем в дом напротив. В конце XVIII века эту усадьбу приобрел Иван Петрович Архаров – младший брат того самого Николая Архарова – московского обер-полицмейстера. Затем оба брата, после восшествия на престол Павла I, становятся губернаторами, старший был назначен на пост петербургского генерал-губернатора, а младший стал московским военным губернатором. Во время пожара 1812 года вся деревянная застройка усадьбы выгорела, пострадали и палаты.

После пожара усадьбу вновь отстроили и до конца XIX века она не раз меняла своих хозяев. Дольше всех, с 1865 по 1914 годы, владела этой усадьбой Александра Ивановна Коншина, жена миллионера промышленника. Именно она в начале XX века и затеяла перестройку владения по проекту архитектора А.О. Гунста, во время которой со стороны двора пристроили двухэтажный объем зимнего сада в виде полуротонды, тогда же был оформлен парадный въезд в усадьбу со стороны улицы с аллеей, а в саду, выходящем на Пречистенку, появился фонтан. Завершилась перестройка возведением каменной ограды и парадных ворот со львами на пилонах. С 1922 года в усадьбе размещается Дом Ученых.

Музей Льва Толстого.

Теперь мы, как я и обещал, возвращаемся на нечетную сторону Пречистенки к усадьбе, которую в Москве считают одной из лучших в стиле ампир. Когда я начал выяснять подробности об этой усадьбе, меня удивили две вещи. Первое – это то, что главный дом со строгим шестиколонным ионическим портиком, который является одним из наиболее характерных памятников ампирного жилого строительства в столице, построен из дерева, а по виду и не скажешь, это уже второй такой встретился нам на Пречистенке, помните, главный дом усадьбы Самсонова с мезонином, тоже деревянный на каменном полуподвале, если не помните – прочитайте в моей предыдущей статье.

А второе – это то, что Лев Николаевич Толстой в этом доме никогда не жил и даже не бывал. Однако, то, что в этом доме с 1920 года расположился музей Льва Толстого, возможно и позволило ему сохранить свой облик, который он получил в 1822 году, когда его построили для гвардии поручика Василия Абрамовича Лопухина. Правда, в конце того же века от Лопухиных владение перешло Е.И. Станицкой и в 1895 году было незначительно перестроено, сохранив при этом основные черты первоначального облика.

Помимо музея, во дворе усадьбы имеется и памятник Л.Н. Толстому, установленный здесь в 1972 году, история которого тоже весьма интересна. Дело в том, что памятник этот был изготовлен еще в 1912 году, для создания которого скульптор С.Д. Меркуров использовал посмертную маску писателя. Но сначала в Москве не могли найти место для установки этого памятника, потом война, затем революция и опять война, только гражданская, лишь в 1928 году нашлось место на улице Большая Пироговская – в скверике Девичьего поля. Так до 1972 года он там и стоял, пока его не перенесли сюда.

В сам музей мы не заходили, хотелось успеть засветло пройти весь намеченный маршрут, но на всякий случай я сфотографировал стенды с графиком работы и ценами на билеты, кому интересно – посмотрите.

Особняк – Управа.

Итак, идем дальше, а дальше, выйдя со двора музея Толстого, на противоположной стороне, на пересечении Пречистенки и Хрущевского переулка, мы видим бывший жилой дом А.И. Матвеевой. После князя Н.С. Вяземского и С.В. Охотникова, в 1860 году старую усадьбу выкупила потомственная гражданка купчиха А.И. Матвеева. В 1875 году она наняла знаменитого московского архитектора А.С. Каминского для строительства на участке нового здания, который и построил через пять лет ныне существующее здание в стиле эклектика. Сегодня это здание занимает Управа района Хамовники.

Хрущев, Пушкин и кое-кто еще.

Но долго наши взгляды на этом доме не задерживаются, а невольно сосредотачиваются на другом угловом доме за Хрущевским переулком. Кстати, переулок этот назван не в честь Никиты Сергеевича – любителя кукурузы, а в честь хозяина этого большого и красивого дома с двумя портиками: шестиколонный выходит на Пречистенку, а восьмиколонный, со сдвоенными колоннами, – в Хрущевский переулок. Богатый московский помещик и гвардии прапорщик А.П. Хрущев купил эту усадьбу, вернее, то, что от нее осталось после московского пожара, у князя Барятинского в 1814 году. Тогда-то его таким и построили, предположительно Доменико Жилярди и Афанасий Григорьев под присмотром Осипа Бове, который тогда возглавлял «Комиссию о строении Москвы».

В 1860-х годах этот дом переходит к отставному штабс-капитану Д.С. Селезневу. Семья Селезневых владела усадьбой до 1906 года, когда последняя владелица передала ее для приюта-школы Московского дворянства им. Д.С. и А.А. Селезневых. С 1961 года эту усадьбу занимает Государственный музей А.С. Пушкина. Александр Сергеевич не жил в этом доме, но в отличии от предыдущего музея Льва Толстого, в этом доме поэт, скорее всего, бывал, так как двоюродный брат Натальи Гончаровой – Алексей Иванович Нарышкин приходился зятем главе большого семейства Хрущевых, и Пушкин хорошо знал это семейство, ну и в гостях, наверняка, у них бывал.

Фото автора.
Фото автора.

И здесь Пушкин.

А напротив этой усадьбы расположен большой дом, который начинали строить еще в XVIII веке, но достраивали и перестраивали многократно в течение века следующего. И этот дом тоже немного связан с «Нашим Все», дело в том, что сын первого хозяина богача и меломана В.А. Всеволожского – Никита был другом молодости Пушкина. Поэт ему посвятил стихотворение «Прости, счастливый сын пиров...».

Мы почти пришли.

Теперь мы подходим к Чертольскому переулку, который отходит от четной стороны Пречистенки. Здесь, на углу, расположился дом, сильно перестроенный в конце XIX века, а до этого, в числе прочих им владел декабрист и генерал, участник Наполеоновских войн, составивший условия капитуляции Парижа союзной армии. А еще в разное время в этом доме жили такие известные люди, как художник И.И. Левитан и поэт Б.Л. Пастернак.

Фото автора.
Фото автора.

Ну и с другой стороны переулка расположился флигель все той же усадьбы Хрущевых, правда, его в 60-е годы XX века снесли до цоколя, но в 80-е восстановили.

Вот здесь мы пока с Вами и остановимся, чтобы потом пройти еще один интересный отрезок нашего пути по переулочкам Арбата. А отсюда открывается уже вот такой вид на площадь Пречистенские ворота, откуда мы начали свои похождения по району Хамовники, и на храм Христа Спасителя за Белыми палатами, конечно.

Фото автора.
Фото автора.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!