Почти под каждой статьей рубрики о заработке в интернете, кто-нибудь особенно гениальный напишет, что блогеры, мол, - бездельники.
В его воображении работа блогера выглядит вот так: ты выкладываешь в интернете какую-то ерунду и подставляешь карманы шире. Денежки льются.
Многие в это верят и даже старательно пытаются схему повторить, после чего возникает недопонимание: "Дзен, ну, я же пишу! Где мои деньги?"
Ответ, как правило, таким людям приходит в рифму...
В реальности же блогеры, которые зарабатывают больше средней зарплаты - на 90% продажники.
И схема работы у них совершенно иная: ты создаешь в интернете положительную репутацию себя и находишь продавца, который готов платить за продвижение своего бренда.
Я с этим познакомился буквально на заре становления российского Ютуба. Наблюдал за Друже Обломовым. Олег всегда держал репутацию чистой, что за 5 лет привело его к сумасшедшей популярности. Человек выкладывает рецепты и обзоры и ему не важно, платит какие-то копейки Ютуб или не платит, ведь в рецептах есть сковородка. За рекламу сковородки на несколько миллионов подписчиков производитель готов отдать блогеру сотни тысяч.
Десяток рекламных интеграций - и ты становишься состоятельным человеком.
Поэтому деньги в продажах сделать проще, чем в производстве.
Поэтому амбициозная молодежь и рвется в продажи, а не потому что "они не хотят работать".
Продать что-нибудь ненужное
Я вам сейчас на простейших примерах покажу, как это работает.
Допустим, человек обращается к вам со своим магазином:
Там сейчас товаров побольше, но раньше была лишь точилка для ножей и форма для запекания. С этих нехитрых вещей начинался магазин. Их мы и получили для работы.
1. Нужно определиться, что мы всё-таки продаем?
Продаем два товара: форму для запекания и точилку для ножей.
2. Определить целевую аудиторию, т.е. понять, кому продаем?
В нашем случае это должны быть люди, запекающие пироги и уважающие хорошие острые ножи.
Так уж исторически сложилось, что общество у нас тяготеет к патриархальному и принято в большинстве семей, что мужчина мамонта добывает, а женщина делает из него сашими или тар-тар.
Поколение помоложе от патриархального уклада уходит - рождается все больше феминисток и анархисток, которые предпочитают готовке заказать роллы. Да и выпечку они презирают, ибо все время пытаются доказать себе, что худеют.
Поэтому можно предположить, что главная целевая аудитория данного продукта - это женщины от 30-ти до 80-ти.
Мы смотрим, есть ли на нашем канале та самая целевая аудитория?
Разумеется, есть - это почти треть читателей!
А, если собрать мужчин, которые тоже участвуют в готовке, то получится даже больше половины.
Но, будем честны, на кулинарном канале, где целевая аудитория - это вообще все читатели, такая реклама зашла бы лучше.
3. Теперь определяем конкурентные преимущества продукта, на которых будем делать акцент.
Это не так уж сложно.
Во-первых, цена по современным меркам смешная. Сейчас за 300 рублей можно купить два шоколадных сырка и стаканчик кофе.
А здесь инвентарь, который свои функции выполняет.
Продавец снизил цены, чтобы раскрутить магазин: на этом нужно играть.
Цена - вообще главное конкурентное преимущество. Вы можете из кожи вон лезть, но, если у конкурента такой же товар дешевле - никакая реклама не поможет.
Точилка для ножей хороша тем, что у нее есть несколько уровней заточки. Но это слишком всем очевидно, достаточно показать фотографию.
Форма в принципе необычна - она меняет диаметр.
Не скажу, что лично мне это важно, я - больше фанат резиновых форм, а эту после рекламы отдали маме.
Но у резиновой есть свои плюсы и минусы, а у железной без дна - свои. Кто-то с ее помощью, например, выравнивает салатики, а потом поднимает и рррраз!
4. Донести конкурентные преимущества до целевой аудитории.
То есть, мы должны на личном опыте показать, что у товара есть плюсы, которые его выгодно выделяют.
Берем лапки в руки и начинаем работать над контентом:
Без личного опыта реклама будет неэффективна.
Если вы пытаетесь проигнорировать этот момент и думаете, что "сейчас напишу статью про Путина, ее посмотрит 50 тысяч человек и хотя-бы каждый пятый купит товар..."
Хрен там плавал! Купит при таком подходе в лучшем случае ваша мама.
Без личного опыта донести преимущества не получится.
Читать в финале статьи про Путина, чем форма для выпечки хороша - никто не станет, а кто станет - тот не поверит, ибо рекламе всегда не верят. Такая уж у нее репутация.
А, если запечете пирог и у вас что-нибудь да получится - тогда преимущества продукта станут очевидны и без рекламы, нужно будет лишь тонко сделать акцент.
Возникает вопрос, в чем вообще смысл такой работы для общества? За что блогер или продажник получит деньги?
Ведь наверняка у каждого дома лежит хоть одна форма для запекания и какая-нибудь точилка для ножей?
Смысл в том, что конкуренция между продавцами заставляет их грызться между собой, снижать цены, и производить (или тащить из Китая) товары с конкурентными преимуществами, что для общества очень хорошо. Качественно повышается уровень жизни.
А блогер лишь умело делает на этом акцент. Он - как тот специалист, который десять лет учился, чтобы нажать одну кнопку и деньги потекли рекой.
Только принцип другой: ты десять лет формируешь аудиторию и создаешь репутацию, чтобы потом при нажатии одной кнопки потекли бабки.
Если ты можешь донести конкурентные преимущества товара на максимальную ЦА, если тебе верят - будешь при деньгах, если не можешь - увы, товарищ, смирись.
Именно поэтому я и планирую создавать и развивать свои магазины - знаю, как продавать.
Продаем работу
Не менее интересный пример - партнерка Яндекс еды.
Я эту ссылку при обращении в личные сообщения даю, потому что на Дзене она не всегда работает.
Яндекс готов платить за приглашение людей работать курьерами.
И, если вы опять же думаете, что можно просто наврать, написать: "Го пацаны работать, платят 150 тыщ!" Увы, это не сработает...
Глядя на такие объявления, люди не верят, хотя написано правильно. Заработная плата действительно ДО 3400 р. в том смысле, что больше у вас вряд ли получится сделать даже за сутки.
Нет, можно, конечно и пятерку поднять перед Новым годом или на 23 февраля, но в обычный ничем не примечательный мартовский день вы вряд ли сделаете больше, чем полторы-две тысячи.
И поэтому мы устраиваемся в Яндекс и начинаем изучать "продукт" изнутри с целью выявления его конкурентных преимуществ.
Они на самом деле не так уж и очевидны:
1. Вы-первых, удобный график. Выходить можно, когда захочет ваша левая пятка. Можно раз в месяц, а можно - пахать сутками. Можно вообще, как автор, в Новый год поработать под хорошие коэффициенты и бонусы, а потом убрать сумку на год. И это реально так, а не как в других компаниях, где свободный график - лишь фикция на словах.
2. Во-вторых, отсутствие нервов и проблем - ты просто ходишь из точки А в точку В. Клиенты, получающие еду, довольны, улыбаются, оставляют иногда чаевые. Над тобой нет никаких начальников. Никто не черпает ложечкой мозг.
3. В-третьих, платят за это не то, чтобы жирно, но куда лучше, чем грузчику или работнику какого-нибудь "Магнита".
То есть, в конкуренции неквалифицированных работ продукт однозначно выигрывает. Иначе его рекламировать было бы бесполезно!
Отсюда становится видна целевая аудитория.
Это - не люди, у которых всё в жизни плохо, которые ничего не умеют, и собираются надеть короб, чтобы не умереть с голоду, как некоторые думают.
Это - люди, которым нужна несложная подработка в удобное время. Например, они работу хотят поменять или переходят на малый бизнес и боятся, что будет мало клиентов - для них Яндекс еда может стать временной страховкой.
Или например, люди, которые учатся, ухаживают за детьми или больными родственниками. У них свободное для работы время формируется довольно случайным образом. Никуда их не возьмут, а Яндекс еда для таких - самая настоящая находка!
И вот мы берем и начинаем работать: создаем контент, выстраданный на личном опыте, который должен раскрыть целевой аудитории конкурентные преимущества данного продукта.
Именно тогда у нас будет результат. Например, в этом месяце по моей реферальной ссылке четыре человека уже начали работать.
Сейчас большинство бонусов мне за них по следующей схеме идет:
30 заказов сделают - 2100 р.
60 заказов - 10500 р.
100 заказов - 21000 р.
Один человек может принести двадцатку, из которых половину я верну ему на карту (это - лично мое конкурентное преимущество, дополнительная мотивация + помогаю информационно, отвечаю на все вопросы).
Со стороны ведение блога выглядит, как будто человеку заняться нечем и он делает какие-то глупости, а на самом деле эффективно продать - это работа, которую нужно сделать правильно.
Задача хорошего продажника - не "обмануть, чтобы что-то втюхать", а найти качественный продукт, выигрывающий конкуренцию в сегменте, подумать, кому он может понадобиться, понять на личном опыте, чем его реальные преимущества и донести эти преимущества до ЦА.
В случае блогера это делается с помощью яркого интересного контента.
Польза и вред продаж
У людей, воспитанных коммунистами, до сих пор повсеместно встречается стереотип, что любые продажи - это ЗЛО, а заниматься делом общественно полезным можно исключительно в производстве.
Они примерно так и рассуждают:
- Человек работает на производстве - значит, хороший.
- Оказывает услуги государству (например, врач или воспитатель) - хороший.
- Оказывает услуги частникам (например, репетитор или делает ногти) - уже спорный человек, заслуживающий осуждения и косого взгляда.
- Продает или рекламирует - однозначно гад!
Хотя никто из них не задумывается, откуда такие выводы?
Большие доходы продажников - это для людей нечто, нарушающее уравниловку, а значит добытое исключительно нечестным путем.
Я это написал к продолжению разговора про капитализм, который во всех бедах виноват, и про великое "аффтар, ну что ж ты хотел - они же продажники, а продажники всегда врут."
Нет, не всегда.
Врут - плохие продажники. Хорошие - находят реальные конкурентные преимущества продукта и доносят их до ЦА.
Точно так же, как хорошие производственники - соблюдают технологии и делают качественный продукт, а не пьют у станка, гонят брак и воруют медные трубочки.
Точно так же, как хорошие учителя пробуждают у детей интерес к учебе, а не стучат по столу указкой, кричат и собирают с родителей деньги на занавески.
Иногда можно заработать много денег в продажах, обманув ЦА. Но это - не норма, это - краткосрочная стратегия, которая после вскрытия обмана начинает работать в обратную сторону.
Для продажника репутация - это хлеб, а чем больше обманываешь - тем сложнее эту репутацию сохранить и тем больше на твоём фоне выигрывают конкуренты.
Спасибо за внимание.)