Найти в Дзене
Венчурный капитал

Чем Диасофт разочаровал инвесторов? Как увеличить аллокацию в ажиотажных IPO?

13 февраля стартовали торги акциями разработчика ПО Диасофт. Заявки на участие в IPO поступили от 150 тысяч розничных инвесторов, 20 институциональных и 70 розничных брокеров. Уровень переподписки стал рекордным за всю историю биржи. Это связано с тем, что нечасто встретишь эмитентов, у которых хорошо всё. И перспективный рынок, и двузначный рост законтрактованной выручки, и высокая маржинальность бизнеса, и наличие щедрой дивидендной политики с ежеквартальными выплатами, и отсутствие долговой нагрузки. Более того, Диасофт оценил свою рыночную капитализацию ниже ожиданий брокеров и стоимости Астры, другой IT компании со сравнимыми масштабами бизнеса. Все эти факторы привели к ажиотажу вокруг IPO Диасофта. Инвесторы понимали, что легко могут сделать + 20% или даже + 40% за один день. Однако, в день старта торгов Диасофт разочаровал подавляющее большинство новых акционеров. Что же случилось?

При участии в IPO заявка на покупку акций исполняется непосредственно перед началом торгов. Соответственно только 13 февраля инвесторы обнаружили, что аллокация, то есть процент удовлетворения заявок, оказалась крайне низкой. Большинство розничных акционеров получили по 1-3 акции вместо 10-200 ожидаемых.

Ответ одного из брокера по аллокации Диасофт
Ответ одного из брокера по аллокации Диасофт

Таким образом, инвесторы очень сильно разочаровались по двум причинам. Во-первых, их ожидания быстрого дохода на большие суммы не оправдались. Несмотря на то, что в первый день торгов акции Диасофта выросли на +40%, такая прибыль от владения 1-3 бумагами (1800-5400 рублей), оказалась смехотворной. Во-вторых, многие инвесторы вынуждены были продавать другие активы и "морозить" ликвидность на 5-6 дней в рамках заявок на участие в IPO.

При этом, в ТГ каналах началось обсуждение, какой брокер сколько дал акций. И оказалось, что у разных инвесторов на одну и ту же сумму получилась разная аллокация. Также, выяснилось, что на % удовлетворения запросов повлияло количество заявок на участие в IPO. Те инвесторы, которые подали несколько заявок с разных брокеров, инвестиционных счетов и даже в рамках одного счета, получили больше акций, чем люди с одной заявкой на ту же сумму. Однако, тем, кто подал больше 10 заявок, вообще не дали акций. Отсюда можно сделать следующие выводы.

-2

Во-первых, для участия в ажиотажных IPO необходимо подавать несколько заявок, но не более 9, так как, при количестве 10 и более ни одна из них не удовлетворится.

Во-вторых, целесообразно иметь несколько брокеров. И это позволит не только получить больше акций, но и "заморозить" меньше средств на инвестиционных счетах. Ведь, минимальный объем участия в IPO устанавливает не эмитент, а брокер. Так, по Диасофту ВТБ установил порог в 300 000 руб., Сбербанк - 9 000 руб., БКС - 4 500 рублей. При этом, с заявкой на 300 000 руб. давали те же 2 акции, что и на сумму 51 000 руб.

Надеемся, что советы из статьи позволят получить больше акций при следующих ажиотажных IPO, таких как Selectel