Найти в Дзене
Old school dude

Как собрать под 60 гитарных героев на одном треке

Это очень знаковая вещь, и не только для почитателей олдскульной рок-музыки. Такого количества живых (к сожалению, не только) легенд, собранных вместе на одном треке история ещё не знала. Впрочем, здесь вовсе не преследуется цель войти в анналы или установить мировой рекорд. Фронтмен бывших Dire Straits Марк Нопфлер собрал супергруппу в основном из легендарных гитаристов в стиле «We Are the World» для благотворительного сингла «Going Home: Theme of the Local Hero». Все доходы от него пойдут в пользу «Teenage Cancer Trust» и «Teen Cancer America» – благотворительным организациям, занимающимися помощью юным раковым пациентам. Под шесть десятков шестиструнных мастеров на одном треке – здесь что не имя, то легенда с миллионами преданных поклонников по всему миру: Эрик Клэптон и «Роллинг» Ронни Вуд, Слэш и Пит Таунсенд из The Who, Стинг и Брайан Мэй из Queen, Джоан Джетт и Дэвид Гилмор из Pink Floyd, Тони Айомми из Black Sabbath и Брюс Спрингстин, Майк Резерфорд и Стив Вай, Джон Маклафлин

Это очень знаковая вещь, и не только для почитателей олдскульной рок-музыки. Такого количества живых (к сожалению, не только) легенд, собранных вместе на одном треке история ещё не знала. Впрочем, здесь вовсе не преследуется цель войти в анналы или установить мировой рекорд. Фронтмен бывших Dire Straits Марк Нопфлер собрал супергруппу в основном из легендарных гитаристов в стиле «We Are the World» для благотворительного сингла «Going Home: Theme of the Local Hero». Все доходы от него пойдут в пользу «Teenage Cancer Trust» и «Teen Cancer America» – благотворительным организациям, занимающимися помощью юным раковым пациентам.

Под шесть десятков шестиструнных мастеров на одном треке – здесь что не имя, то легенда с миллионами преданных поклонников по всему миру: Эрик Клэптон и «Роллинг» Ронни Вуд, Слэш и Пит Таунсенд из The Who, Стинг и Брайан Мэй из Queen, Джоан Джетт и Дэвид Гилмор из Pink Floyd, Тони Айомми из Black Sabbath и Брюс Спрингстин, Майк Резерфорд и Стив Вай, Джон Маклафлин и Джо Сатриани... Продолжать?

Знаменательный момент – трек открывается финальной записью маэстро гитары Джеффа Бека, ушедшего из жизни в январе 2023 года. Это была последняя работа легенды перед его смертью. И то, как он фактически сплетает воедино несколько ультрадинамичных, несопровождаемых соло-линий поверх расширенного вступления, вызывает настоящее изумление. Начав работать над треком ещё до появления ритм-секции или какой-либо другой соло-гитары, Бек получает полную свободу действий, чтобы свободно импровизировать вокруг мотива основной мелодии, включая мощное, пропитанное реверберацией 20-секундное интро, которое постепенно разбухает до невероятных размеров. Это очень достойная финальная запись гениального мастера, в котором можно услышать, как он использует свой фирменный пальцевый стиль и резкие динамические повороты, создавая особенно эмоциональное начало песни.

«Вклад Джеффа Бека в интро был завораживающим», – отметил Марк Нопфлер об усилиях покойной легенды гитары. «Я думаю, что то, что мы пережили, на самом деле является «переизбытком хорошего». Всё это было его звездным часом».

«Так и должно было быть», – добавил Гай Флетчер, давний соратник Нопфлера, о записи Бека. «И то, что он с этим сделал, это просто доводит до слёз».

Ещё одним приятным сюрпризом стало то, что группой руководит экс-барабанщик The Beatles Ринго Старр вместе со своим сыном Заком Старки, а барабанные партии переключаются с одного исполнения на другое. Обложку украсила работа великого сэра Питера Блейка, изображающая каждого музыканта перед гитарным магазином Хэнка на Денмарк-стрит в Лондоне.

 Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Список рок-героев, которые здесь фигурируют, пестрит звёздными именами. Композиция этой своеобразной Биг супергруппы, получившей название Mark Knopfler's Guitar Heroes, была спродюсирована бывшим клавишником Dire Straits Гаем Флетчером и включает гитарные штрихи Шерил Кроу, Джоан Арматрейдинг, Джонатана Кейна из Journey, Тома Морелло, Питера Фрэмптона, Бадди Гая, Джо Бонамассы, бывшего участника Squeeze Пола Каррака, Кита Урбана, Стива Кроппера, Стива Вая, Винса Гилла, Сэма Фендера, Сонни Ландрета, Энди Тейлора из Duran Duran, Джо Уолша из Eagles, Альберта Ли, Алекса Лайфсона из Rush, Стива Лукатера, Дэйва Мэйсона, Рика Нильсена из Cheap Trick, Орианти, Сьюзан Тедески с Дереком Траксом, Нила Роджерса из Chic, Дзуккеро и других.

Большинство приглашённых исполнителей играют на гитаре, за исключением Ринго Старра и его сына Зака Старки, которые, понятное дело, задают ритм на ударных установках, и Стинга, тряхнувшего стариной на басу. Помимо этого вокалист The Who Роджер Долтри ещё задействовал губную гармошку.

Во вступлении после Бека происходит много всего: множество гитаристов сплетают паутину импровизированных линий под самого Нопфлера, который, по большей части, придерживается ритмических обязанностей с помощью этих резких арпеджированных аккордов. Всегда было непросто выделить партии каждого исполнителя, особенно если учесть, что на большей части трека они все играют поверх других, создавая плотную стену гитары.

При этом видео превосходно визуализирует, кто и что играет, ловко набирает волны и струны и выделяет имя музыканта, когда рассматриваемый гитарист что-то добавляет в микс. Например, нежные фразы и глубокие вибрато Джо Бонамассы демонстрируются шквалом звуковых волн, а яростное повторение основного припева, который, как выяснилось, исполняют Кит Урбан, Ронни Вуд, Стинг, Зак Старки и Джоан Джетт – выводит имена исполнителей своих партий на экране. Эта средняя часть, начиная с отметки 4:00, затем знакомит с треками таких музыкантов, как Брюс Спрингстин и Сэм Фендер, а Найл Роджерс и несколько особенно интересных фраз Джо Уолша помогают конкретизировать ситуацию.

Все становится немного яснее, когда в композиции открывается место для длинных фраз и соло. В какой-то момент Питер Фрэмптон играет бок о бок со Слэшем и Дуэйном Эдди, и каждый гитарист выдаёт несколько тактов в центр внимания. Тони Айомми также предоставляется расширенная возможность выступать соло, получив некоторую гармоническую поддержку от Джо Сатриани и Брайана Мэя, – и все это до того, как Фрэмптон помогает Стиву Ваю, Брэду Пейсли и Дереку Траку завершить монтаж. Это было весьма непросто, но видео превосходно справляется с различием каждой части. Один фанат гитары назвал его даже «абсолютно гениальной видеопрезентацией на YouTube».

Переработка культового медиативного инструментала Нопфлера родом из 1983 года была записана в студии «British Grove» в Западном Лондоне. Часто музыканты, чтобы записать свои партии, присутствовали лично; лишь иногда записи партий присылались из их собственных студий по всему миру. Удачно, что процесс начался с Эрика Клэптона, Пита Таунсенда и Альберта Ли.

В своем заявлении Нопфлер рассказал:

«Я действительно понятия не имел, что всё будет так. Довольно рано до нас с Гаем (Флетчером) дошло, что нам нужно как-то расширить эту часть, чтобы учесть количество людей, которые присоединились к нам. Прежде чем я понял, где нахожусь, Пит Таунсенд вошел в мою студию, вооруженный гитарой и усилителем. И этот первый пауэр-аккорд Пита...
Я говорю вам: "Мы были там, и это было просто фантастично!" И с этого момента всё пошло своим чередом. Пришел Эрик Клэптон, сыграл великолепно, просто одна вкуснятина за другой. Затем появился вклад Джеффа Бека, и это было завораживающе. Я думаю, что то, что у нас было, на самом деле является «переизбытком хорошего». Всё это было кульминационным моментом».

Сингл «Going Home: Theme of the Local Hero» в этой девятиминутной версии вышел 15 марта. А оригинальный инструментал, первый сольный сингл Нопфлера, впервые прозвучал в шотландской драмеди 1983 года «Local Hero» с Питером Ригертом, Питером Капальди и Бертом Ланкастером в главных ролях. В тот период после серии из трёх мультиплатиновых альбомов Dire Straits – «Dire Straits» (1978), «Communiqué» (1979) и «Making Movies» (1980) – Марк Нопфлер, солист группы, гитарист, автор песен и продюсер, начал искать для себя новые музыкальные вызовы и возможности.

В начале 1982 года его менеджер написал нескольким кинорежиссерам сообщение о том, что Нопфлер заинтересован в написании музыки к фильмам. Откликнулся продюсер Дэвид Паттнэм, и после ознакомления со сценарием «Local Hero» Марк согласился на этот проект. После завершения четвёртого альбома группы «Love Over Gold», записанного с 8 марта по 11 июня 1982 года, Нопфлер приступил к работе над саундтреком к фильму. Партию саксофона исполнил американский джазовый саксофонист Майкл Брекер.

Альбом-саундтрек «Local Hero» был записан в 1982 году на «Power Station» в Нью-Йорке и «Eden Studios» в Лондоне. Критики отмечали, что «замысловатые, интроспективные гитарные партии Нопфлера, сыгранные фингерстайлом, являются идеальным музыкальным дополнением к задумчивому тону комедийного фильма Билла Форсайта». На следующий год Британская академия кино и телевизионных искусств «BAFTA» выдвинула гитариста на номинацию премии «Лучшая музыка к фильму».

Главная музыкальная тема киноленты выходила синглом «Going Home: Theme of the Local Hero» в 1983 году, заняв 56-ю строчку в чартах Великобритании, 26-ю строчку в Нидерландах, 29-ю – в Австралии и 18-ю – в Новой Зеландии. Несмотря на довольно скромную позицию в чартах родной страны Нопфлера, этот инструментал в кельтском стиле остаётся одной из самых популярных песен музыканта. Пьеса востребована среди поклонников английского футбола, в частности, среди болельщиков клуба «Ньюкасл Юнайтед» из родного города Нопфлера. Она часто исполняется перед каждым домашним футбольным матчем команды.

Помимо своей известности в сольном концертном сете Нопфлера, «Going Home» стала основной песней также и для группы Марка – Dire Straits, войдя в её репертуар с момента выхода. И действительно, высокая степень востребованности композиции выросла благодаря ее включению в концертный альбом «Alchemy: Dire Straits Live».

Студийная версия песни входила в сольный сборник «Screenplaying» 1993 года, который также включал «Wild Theme», и в сборник «Private Investigations» The Best of Dire Straits & Mark Knopfler 2005 года.

Концертная версия только для гитары, известная как «Wild Theme», попала в компиляцию «Sultans of Swing: The Very Best of Dire Strait».

Стоит отметить, что у Марка Нопфлера уже был опыт представления «Going Home: Theme of the Local Hero» с большим составом. Во время живого концерта «A Night In London», записанного в здании «BBC» в апреле 1996 года и включившего в себя песни из первого сольного альбома Марка «Golden Heart», а также несколько хитов Dire Straits и темы саундтреков, написанных Марком, композиция прозвучала в сопровождении семнадцати приглашённых музыкантов.

Но в этот раз это волнующее эпичное произведение записали чуть ли не вчетверо большим составом. Что ж, послушаем что получилось ещё раз.

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии! Репост приветствуется!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода: