Южный берег красив по своему, но есть в Крыму место, которое посещают все - Ущелье Марьям-Дере...
Это романтическо-сатирический рассказ о Крыме, о достопримечательностях, о том, как надо отдыхать в Крыму! В принципе, это можно назвать программой отдыха в Крыму.
Начало:
Предыдущая глава:
Глава 20.
После Бахчисарайского дворца, после экскурсии по дворцам, которая была накануне, так как большинство экскурсантов были на обоих, в автобус садились с Надеждой, Надеждой на то, что дальше будет не так сложно и долго!
- Сейчас мы подъедем к началу ущелья, высаживаемся, берём с собой воду, если есть бутылки, то воду можно набрать в источнике, женщины, не забудьте взять платки, если есть более удобная обувь, я видела у двух дам каблук на туфлях, то надевайте, дорога предстоит долгая, не всегда удобная. Нам предстоит пройти почти 3 километра в одну сторону и столько же обратно! - радостно, даже с придыханием, сказала сопровождающая.
- Три километра в гору? В моих "Лабутенах"? Я надеюсь, что там дорожка заасфальтирована? - раздался визгливый голосок с предпоследнего ряда.
- Нет! Там камешки... Я предупреждала, когда продавала Вам путёвку!
- Андрюша! Куда ты меня повёз? - обратилась дама в "лабутенах" к своему спутнику, оттопырив перенакаченные силиконом губы.
- Дорогая, я взял тебе кроссовки! - улыбаясь ответил Андрюша.
- Я? В моём платье и в кроссовках? Как я потом выложу такие фотки в ВК? Девочки засмеют!!! - сказала дама и заплакала.
- Не плач! Ты сегодня полчаса красилась, представь, какие разводы будут! - опять улыбнулся Андрей, уже представляя, что будет, если такое действительно случится.
Но "шторм" разразился раньше! Услышав, последнюю фразу, дама в "лабутенах" завизжала как поросёнок, и слёзы просто брызнули из её накрашенных толстым слоем туши глаз, оставляя черные потёки.
- Дай платок! Он сухой! Полей его водой! Где зеркальце? Что ты такой безрукий, намочи водой платок, а не меня! - эти слова сопровождались лёгким подвыванием и размахиванием руками.
А в это время автобус полз по узкой бахчисарайской улочке наверх, иногда останавливаясь, чтобы пропустить встречный транспорт, иногда нагло сигналя встречным, чтобы пропустили его, один раз чуть не задев огромный внедорожник, который решил, что на узкой дороге должны пропускать его. Наконец, автобус остановился. Сан Саныч подал руку Марье Иванне, помог ей выйти, самыми последними вылезли Андрей со своей дамой, которая успела умыться и теперь стала похожа на человека, она смотрела на свои ноги в кроссовках и слёзы были готовы брызнуть снова из глаз.
- Все за мной! Строимся в колонну по два и не теряемся! - скомандовала сопровождающая, - никого не ждём, первая остановка у входа в монастырь! Я жду всех там!
Уже через 200 метров подъёма группа растянулась на 100 метров. Впереди всех, пыхтя, выпятив брюшко, катился Сан Саныч, поддерживая супругу. Дама в "лабутенах" не отставала, что было неожиданно для сопровождающей. А вот Михал Михалыч со своей спутницей замыкали шествие, каждые 10 метров он обращал внимание своей дамы на очередной открывающийся пейзаж и, пользуясь возможностью, целовал уже раскрасневшуюся щёчку Тамары Степанны.
- Успокойся, Миша! Мы в Святом месте! А ты ведёшь себя как ребёнок! И не надо проводить рукой ниже спины! Это кощунственно! Потерпи до вечера! - Тамара Степанна пыталась успокоить кавалера, но он её почти не слышал, а когда она повернула к нему раскрасневшееся лицо, чтобы сказать очередное наставление, заткнул ей рот поцелуем!
- Дети мои! Вы в Святой обители! - раздался громкий голос совсем рядом. - Здесь надо вести себя прилично! - рядом стоял священник в полном облачении.
- Простите, батюшка! - пролепетала одними губами Тамара Степанна, - Благословите!
Священник перекрестил пару, но руку для поцелуя не дал!
- В храм надо входить без греховных мыслей!
Сопровождающая показывала дорогу в храм, а также место, где находился источник.
- Встречаемся через 20 минут! Не опаздывайте!
В храме все стихли, кто-то молился, кто-то пытался припомнить молитву, кто-то покупал свечки, Марья Иванна купила себе две маленькие иконы Марии и Александра! Осмотрев храм вся группа тихо спускалась по лестнице, когда идущий им навстречу мужчина стал ругать отставшего сына, ребёнок заплакал, а папа вместо того, чтобы пожалеть, использовал в ругани весь запас народной лексики!
- Успокойтесь! Вы в Святой обители! - тихо сказал ему, проходящий рядом, Михал Михалыч.
- Да, что Вы командуете? - попытался возразить разгневанный папаша, но встретился взглядом с Михал Михалычем и неожиданно замолчал.
Тамара Степанна шла опустив очи вниз, поглядывая на своего кавалера.
- У тебя пустая бутылка в сумке, давай воду нальём, ещё долго идти! - Марья Иванна подошла к Сан Санычу.
- Давай половину, а потом на обратном пути нальём полную. Тащить по жаре не хочется! - сказал Сан Саныч.
- А пить по жаре тебе не захочется? - в итоге препирательств бутылка была наполнена.
- Все за мной! - голос сопровождающей отвлёк от обыденности, - нам ещё полтора километра идти!
У ворот крепости группу уже ждал экскурсовод, которая дала минуту отдыха, а потом погнала их по "Еврейской крепости", ведь именно так с крымско-татарского переводится её название.
- О Чуфут-Кале, а тогда его называли иначе, Кырк-Ер, мы узнали от путешественника Рубрука, который в 1253 году совершил путешествие по Крыму. Есть предположения, что город был основан ещё византийцами, но таких свидетельств не найдено. В 1298 или 1299 годах Кырк-Ор был разграблен эмиром Ногаем. В XIV веке эта крепость становится столицей Крымского улуса Золотой орды, а потом отделяется и становится самостоятельным Крымским ханством. Здесь стоит вспомнить Джанике, дочь Тохтамыша, к дюрбе которой мы сейчас подходим, которая помогла Хаджи Гераю, будущему первому хану, стать полноправным правителем. Она умерла в 1437 году и была похоронена здесь.
Группа разбежалась фотографироваться, надо было сделать побыстрее, так как вдалеке появилась следующая группа, только дама, которая в автобусе была в "лабутенах" не торопилась. Её Андрюша уже сделал сотню снимков в разных позах, но, когда показал её результат, раздался крик, который можно сравнить с воем сирены пожарной машины!
- Я тебе сказала, чтобы кроссовок было не видно! Что это такое? Почему я с закрытыми глазами? А здесь! Посмотри! Я не успела повернуться, а ты сфотографировал! Что это? Почему ты не сказал, что на этом фоне я плохо получаюсь! - и снова в слёзы, - неужели нельзя ХОРОШО сфотографировать! Мне же их выставлять! Маринка сейчас в Праге, знаешь, какие она фотки выкладывает! А я???
- Давай я ещё попробую! - Андрей успокаивал девушку, вытирая, измазанным тушью платком, слёзы!
- Ничего мне не надо! - И слёзы снова брызнули из глаз. - Она в Праге, а я в каком-то пещерном городе!
- Не каком-то, а известном во всём мире! - сказала подошедшая экскурсовод.
- Но Прага больше известна! - канючила как маленькая дама уже без "лабутенов".
- Пойдёмте! Сейчас мы спустимся в "темницу", будьте осторожны!
Под землёй неожиданно открылось взору огромное помещение с окнами и залами. Все разбрелись по нему, представив себя "узниками", а потом с радостным вздохом вышли на свет.
- Здесь был монетный двор. Монетным делом в Крымском ханстве занимались караимы. Кстати, они занимались и торговлей. Вы только что были в Бахчисарае, так вот, караимы торговали в Бахчисарае, но на ночь должны были возвращаться в Чуфут-Кале.
- А почему он такой разрушенный? - спросил Михал Михалыч.
- Город фактически покинули, когда Крымское ханство окрепло, когда Золотая орда прекратила существование, когда Крымское ханство перешло под протекторат Османской империи. Не стало необходимым жить в крепости, и был построен Бахчисарай. А Караимы продолжали здесь жить вплоть до присоединения к России, пока им не дали возможность селиться в любом месте Крыма. Большая часть выбрала Евпаторию.
- Красиво! - сказала Марья Иванна мужу, - но вот жить здесь я бы не захотела. Каждое утро с горы, а вечером в гору!
- Ну, мы же не караимы! - уточнил Сан Саныч.
Ещё долго группа гуляла по улицам города, осматривая ворота и остатки зданий.
- А почему город называется пещерным? Ведь здесь пещеры только на входе в крепость? - спросил Михал Михалыч уже на выходе из крепости.
- Так назвали его первые путешественники, которые посещали Крым после присоединения его к России. И название прижилось... Спасибо за внимание!
Группа через ворота потянулась вниз к автобусу, идти стало легче, но постанывания раздавались то от одного, то от другого путешественника.
- Тамара Степанна, Михал Михалыч! А давайте купим вина и после ужина посидим, поболтаем! - предложила Марья Иванна.
- Давайте! - Тамара Степанна быстро согласилась, - мы готовим стол, а мальчики сбегают и выберут вкусного вина для девочек! Я правильно говорю! - Тамара Степанна улыбалась и Марье Иванне, и Михал Михалычу, который стиснул зубы, но вынужден был согласиться, после экскурсии он хотел расслабиться немного иначе, но, подумав, понял, что так как они живут в одном номере, то "это" никуда от него не уйдёт!
Продолжение здесь:
О Чуфут-Кале и Успенском монастыре можно прочитать здесь:
#ялта #путешествоватьпокрыму #крым #отдыхвкрыму #покрыму #вкрым #санаториикрыма #чуфут-кале #бахчисарай #экскурсии