Беспилотный летательный аппарат (БПЛА), называемый беспилотное воздушное судно или проще, беспилотник, в настоящее время в передовицах СМИ по всем известным событиям.
Полеты БПЛА, можно подумать, касаются только тех, кто с ними непосредственно связан (пилоты, структуры Единой системы организации воздушного движения, в определенных случаях - ПВО страны), но это не так.
С 1 марта 2024 г. полеты БПЛА могут коснуться каждого.
После основополагающего документа воздушного законодательства (Воздушного кодекса РФ) следующим по значимости НПА и касающимся всех 3 видов авиации стоит назвать Федеральные правила использования воздушного пространства N 138 (ФП ИВП). Именно в ФП ИВП и вносятся изменения.
С 1 марта 2024 г. в ФП ИВП появляется новый пункт - 52(3), который гласит, что если БПЛА весит до 30 кг, то он может летать без плана полета:
а) на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности вне запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения охранных или публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований;
б) на высотах менее 100 метров от земной или водной поверхности на удалении более 10 км от контрольных точек аэродромов и 2 км - от посадочных площадок;
в) в зонах полетов беспилотных ВС.
Ну, к пункту "В" вопросов нет - специальная зона для БПЛА, где, кроме дронов, никого. Угрозы столкновения с пилотируемыми ВС отсутствуют.
А что по пунктам А и Б, которые создают не то, что угрозы, а прямую опасность? Какой БПЛА? Где и куда летит? Никто не знает... Органы ЕС ОрВД и сейчас мало, что контролируют, а с марта будет еще интереснее...
Некие лица, не имеющие свидетельств внешних пилотов (ведь БПЛА до 30 кг) и не знающие о правилах выполнения полетов, будут крутить свои увесистые дроны у всех нас над головами.
О том, что законодатель создал правовую коллизию и основания для авиапроисшествий при авиахимработах, когда в одном и том же воздушном пространстве пилотируемые ВС должны подавать план полета и сообщать о своем местонахождении, а беспилотные ВС не обязаны это делать, читайте в этой 👇 публикации.
Еще с полгода назад авиаторы предупреждали Минтранс России, что бесконтрольные полеты дронов несут прямую угрозу всем воздушным судам, в том числе пассажирским:
«Мы не против появления и развития беспилотных авиационных систем как таковых, мы их тоже эксплуатируем. Мы выступаем за безопасность всех, кто в небе, что могут обеспечить лишь единые правила для пилотируемых и беспилотных воздушных судов», — пояснил РБК глава альянса. Но пока с 1 марта 2024 года «мы все под угрозой столкновения», считает глава альянса "Аэрохимфлот" Клим Галиуллин.
На днях глава @utair_official Андрей Мартиросов в комментарии для РБК отметил, что за беспилотной авиацией «много будущего, но не все будущее» и ее проблемы нужно решать «не на хайпе». «Основа — все равно пилотируемая авиация», — убежден он.
Но, очевидно, министерство не слышит предупреждения. Изменения вступят в силу. Буквально через пару недель полетят, без преувеличения, тысячи дронов, ведь Росавиация отчиталась, что на 31 декабря 2023 года зарегистрировала более 93 тысяч БПЛА.
Помните, как сограждане начали активно информировать полицию о том, что видели БПЛА то тут, то там? Это, видимо, было только начало...