Найти в Дзене
Штурвалом по закону

Беспилотник или инновация для сельскохозяйственной авиации

Оглавление

Дроны или беспилотники - новая веха в истории гражданской авиации. А беспилотники для сельского хозяйства - это прямо инновации-инновации.

Многие в России, откровенно не вникая в суть и принцип работы имеющихся в стране дронов, говорят об их уникальности и недюжей эффективности при выполнении авиахимработ в агропромышленном комплексе.

Агродрон // Источник: china.org.ru
Агродрон // Источник: china.org.ru

Что по закону?

Согласно ст. 32 Воздушного кодекса РФ, БВС - это беспилотное воздушное судно, управляемое лицом, находящимся вне этого судна, а БАС - это беспилотная авиационная система, комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов. Так что "агродрон" по закону - БВС или БАС.

Управляет БВС или БАС внешний пилот, который с марта 2023 г. (Приказ Министерства транспорта РФ от 19 октября 2022 г. № 419) относится к числу лиц авиационного персонала гражданской авиации. Тут есть такая ма-а-а-аленькая оговорочка, что, если БВС весит менее 30 кг, то это не внешний пилот вовсе.

То есть если кому-то на голову свалится БВС весом 29,9 кг (гарантирован летальный исход), то спрашивать будет не с кого. Мальчик, управлявший этим БВС, просто мальчик. Ну, ошибся немного - не туда штурвал джойстик довернул. Ну, с кем не бывает....

На одной из сельхозвыставок я поинтересовался у внешних пилотов в сногсшибательных комбезах и с десятком авиационных нашивок, гордо стоящих около своих агродронов - а знают ли они аббревиатуру "КТА"? Оказалось, что не знают. Но об этом ниже.

Что по технике?

Статья 8 Воздушного кодекса РФ содержит обязательные требования по сертификации в гражданской авиации, в том числе беспилотных воздушных судов. Но да, и здесь оговорочка по Фрейду по тексту - сертификации подлежат только те БВС, что свыше 30 кг. То есть всё, что меньше - нет.

Подождите! А как же безопасность? А кто проверил, что этот дрон точно полетит в нужную сторону? Что собран он правильно? Кто-то, кто готовил эти правки (изменения) в Воздушный кодекс, очень хотел, чтобы планка в 250 грамм (как было изначально) поднялась больше, чем во 100 раз...

Единственным беспилотным воздушным судном, имеющим сертификат типа и произведённым сертифицированным разработчиком, является БАС-200. В ходе сертификационных испытаний установлены ограничения по эксплуатации от -10 °C до +25 °C, полёты ночью запрещены. Согласно общедоступной информации БАС-200, несмотря на наличие сертификата типа, в настоящее время при выполнении авиахимработ не используется.

БАС-200 // Источник: rostec.ru
БАС-200 // Источник: rostec.ru

Все использующиеся на сегодняшний день при выполнении авиахимработ агродроны приобретены либо в Китае, либо собраны на территории РФ в основном из зарубежных комплектующих. Естественно, эти БВС или БАС не сертифицированы по типу.

Велик уровень импортозависимости по ключевым компонентам, ограничен уровень компетенций для производства двигателей, электронной компонентной базы, систем управления БАС, что, кстати, и было отмечено в Стратегии развития беспилотной авиации РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года.

Что по статистике?

Ни Минсельхоз России, ни Минтранс России не осуществляют сбор статистических данных о применении агродронов в сельском хозяйстве. Таким образом, данные о значительном вкладе беспилотной авиации в агропромышленный комплекс, декларируемые производителями и пользователями этих дронов, не имеют подтверждения от органов государственной власти и являются, мягко говоря, субъективными. В России в принципе отсутствует методика оценки эффективности применения беспилотных авиационных систем. Хотя надо признать что при технологии точного земледелия, когда каждое семечко надо поместить в определенную точку, дроны вполне могут быть эффективными при условии рентабельности такого процесса для аграриев.

Что по коммерции?

Авиахимработы - это работы по внесению на поля/леса химических препаратов (сухих или жидких) авиационным методом. Для законной деятельности в этой сфере, согласно статьям 8, 61 и 114 Воздушного кодекса РФ, нужен сертификат эксплуатанта. Он выдаётся МТУ Росавиации по ФАП-494.

Но, тут интересно. В реестре на сайте Росавиации указаны порядка 12 компаний, у которых есть сертификаты на авиаработы на дронах. В сертификаты включены примерно 139 беспилотников, большая часть из которых предназначена либо для аэровизуальных полетов, либо для лесоавиационных работ, а совсем не для сельского хозяйства... Тогда крайне странным выглядит заявление Минсельхоза России в сентябре 2023 года:

Сейчас, по данным Министерства сельского хозяйства, в АПК РФ используется 229 беспилотников.

Неужто незарегистрированные агродроны и/или нелегальные предприниматели?

Может быть услуги агродронщиков дешевы? Но анализ ценовых предложений на досках объявлений и их сравнение свидетельствует о том , что обработка полей агродронами в 1,5-2 раза дороже, чем обычная обработка сельхозсамолетом. Парадокс? Нет, обычное влияние агрономической моды и традиционный поиск чудо-средства для повышения урожайности.

Что по эффективности и безопасности?

Другой, не менее интересный аспект - эффективность и безопасность. Тут можно лаконично привести цитату потребителя услуг агродронов - представителя целевой аудитории:

«В свое время мотопарапланы закончили свою работу в сельском хозяйстве именно из-за малого расхода СЗР на гектар. Ультрамалое опрыскивание означает, что дрон берет на борт еще меньше жидкости. Ну, если поле чуть больше 6 соток, то почему и нет. Это когда необходимо точечное брызгание на 5-10 сорняков на гектаре. Но у российских аграриев сейчас иные реалии. Многие из них уверены, что бак для агрохимикатов 1,2 тонны — это слишком мало. Мол, часто нужно заправляться. Им емкости 2,5 тонны, а то и больше нужны. Может ли столько поднять на борт дрон, и на сколько хватает аккумуляторов? Мой вердикт: если поле больше 10 соток, использование коптера неэффективно».

Валерий Аргунов - менеджер НПП Рубин (комментарий дан порталу «ГлавПахарь»)

А еще есть такой нюанс в виде Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, утверждаемого Минсельхозом России. И в этом каталоге зарегистрирован только 1 (один) препарат для авиационного внесения с ультрамалыми и малыми нормами на сельхозкультуры.

Объясню. Производители агрохимии требуют разведения (разбавления) своих препаратов водой в пропорции 1 к 25 или даже 1 к 50, что позволяет из высококонцентрированного ядохимиката сделать разрешенный к применению препарат. В основном же имеющиеся на рынке России беспилотные воздушные суда (агродроны) могут поднимать только до 10-15 л жидкости, соответственно и норма внесения может быть не более 10-15 л рабочего вещества (на практике – 3-5 литров на 1 Га). Агродроны в России пока больше поднять не могут.

То есть агродронщики, заявляя, что обрабатывают сотни тысяч гектаров, все это обрабатывают одним препаратом? Серьёзно?)

По этим причинам использующиеся в настоящее время в стране нетиповые беспилотные воздушные суда в сельском хозяйстве не позволяют обеспечить исполнение требований природоохранного законодательства РФ, а также не могут вносить существенный вклад в агропромышленный комплекс страны, поскольку основные объёмы авиационно-химических работ выполняются с базовыми агрономическими нормами в 50-200 кг/л на 1 гектар.

И, как обещал, о КТА...

Любому профессионалу аббревиатура "КТА" ясна и понятна.

Это контрольная точка аэродрома - условная точка на местности, используемая в авиации. В чудесных Постановлении Правительства России от 3 февраля 2020 г. N 74 и Постановлении Правительства России от 21 июня 2023 г. N 1016, вносящих изменения в Федеральные правила использования воздушного пространства N 138 (ФП ИВП), наши мудрые чиновники создали правовые основания для полетов беспилотников на авиахимработах на высотах до "менее 30 метров от земной или водной поверхности на удалении более 5 км от контрольных точек аэродромов и 2 км - от посадочных площадок" без подачи плана полёта (пункт 52.2, подпункт "б" вступит в силу в марте 2024 г.).

Очевидно, что помощники законодателей не в курсе, что все авиахимработы в сельском хозяйстве на любых воздушных судах выполняются на высотах до 30 метрах...

Как обычно, есть еще один маленький нюансик. По мнению Правительства, раз оно так написало в ФП ИВП, человек, управляющий агродроном до 30 кг, должен значит, что такое КТА, план полёта и знать правила. Но это ведь не внешний пилот, а, соответственно, не обязан он этого знать. И ему глубоко наплевать, что такое КТА. Равно как что такое схема захода, глиссада и так далее. И категорически непонятно как и чем в производственной деятельности будут измеряться вышеуказанные километры и метры.

Если его дрон врежется в воздушное судно, выполняющее маневр захода на посадку, то претензий, по закону, к нему быть не может. Человек, не являясь авиаспециалистом, может не знать ни о статье 33 Воздушного кодекса РФ о госрегистрации, ни о статье 131 про обязательное страхование ответственности перед третьими лицами.

Как вам такая ситуация?

#агродрон #бас #бвс #бпла #беспилотник #малаяавиация #сельхозавиация #сельскоехозяйство