Новость о том, что в Афганистане разбился российский частный бизнес-джет, вероятно, облетела весь мир. В катастрофе погибли ни в чем неповинные люди. И в очередной раз все удивились - на этот раз уже международная авиаперевозка была незаконной.
Хочется верить, что следователь по особо важным делам Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК, давшая комментарий телеканалу "Россия-24", оговорилась, сказав, что у организации не было "лицензии на международные рейсы, в том числе на пассажирские авиаперевозки". Ведь лицензирование этого вида деятельности отменили с 2021 года....
А вот сертификата ни на КВП, ни на АР, как следует с сайта Росавиации, у компании действительно не было. Как стало известно сегодня, 29 января, ещё и документы пилотов и самолета были "кривые". О том, как сложно будет правоохранителям при расследовании этого случая, я писал чуть ранее в этой 👇 статье.
То есть частный самолет с непонятно пока как полученными документами пролетел пол-России, долетел до Таиланда и полетел обратно. Но... не долетел. Хоть профессионалам уже всё ясно, до окончания расследования говорить о причинах авиакатастрофы - дурной тон. Об этом не будем. Вообще, если разбираться в нюансах подготовки этих, с позволения сказать, пилотов и обслуживания ВС, у профессионалов волосы дыбом встают... Желающие могут ознакомится с уже имеющейся информацией по ссылке.
Но реальная проблема в том, что в небе России можно практически всё и всем!
Что можно в небе России. Только факты
Можно через сайт подачи флайт планов подавать в органы ЕС ОрВД заявки на полеты госавиации. При определенном ресурсе рисуешь на борту самолета номер подходящего самолета-донора RF-ного реестра и указываешь в поле 8 заявки на полет определенный индекс - принадлежность к госавиации.
Органы ЕС ОрВД даже проверять такой план не станут, ведь, согласно их технологии работы планы полетов государственной авиации проверке не подлежат, т.е. у них нет на то полномочий. Таким образом можно беспрепятственно получать разрешения на использование воздушного пространства, даже если заявитель не является реальным субъектом госавиации.
И вот заявление целого Генпрокурора России Игоря Краснова по авиакатастрофе под Мензелинском в 2021 г., который сказал:
«Проведенной по горячим следам проверкой установлен запредельный спектр нарушений от критического перегруза воздушного судна до фальсификации разрешительных и полетных документов»
Можно зарегистрировать эксплуатанта на авиаработах, внести в сертификат всего 1 самолет, потом нарисовать этот же номер еще на 10 других самолетах, сделав ксерокопии документов, и беспроблемно работать на этих 11 самолетах под одним номером по всей России.
Пример: сгоревший 5 лет назад самолет сначала реинкарнировался с идентичным идентификационным номером, а потом опять упал в июле 2023 года.
Можно, к чертям собачьим, вообще ничего не регистрировать, а просто купить 10 самолетов/вертолетов, подшаманить, подкрасить, нарисовать копии документов легальных эксплуатантов, посадить за штурвалы пенсионеров без пилотских и выполнять по стране авиахимработы.
Можно летать на нелегальных самолетах и выполнять авиаработы в условиях ограничений на использование воздушного пространства, установленных военными. Легальным эксплуатантам тоже иногда разрешают летать, но накладывают множество ограничений, в то время как нелегалы летают где хотят и как хотят. Ну, за исключением разве что районов, где реально могут сбить, приняв за вражеский летательный аппарат.
Можно купить любительский самолет, перегнать его на Чукотку, посадить вместо командира второго пилота и возить почту.
Можно купить по дешевке вертолет с непонятной историей и истекающим вконец ресурсом и за плату возить туристов.
Отдельного внимания заслуживают изменения древнего Постановления Правительства РФ от 30.07.1999 N 862, вступающие в силу с 1 марта 2024 г. Авиапредприятиям экспериментальной авиации теперь тоже можно будет без получения сертификатов эксплуатантов выполнять авиаработы и нерегулярные коммерческие воздушные перевозки. И всю ответственность за эту деятельность будет нести всего лишь директор авиапредприятия экспериментальной авиации. Предполагаю, что спрос на услуги зиц-председателей Фунтов многократно вырастет. И да, план полета у экспериментальной авиации ЕС ОрВД тоже не проверяет...
Да много чего еще можно в небе России, и не будет за это практически НИ-ЧЕ-ГО. Ну, разве что какие-то незначительные штрафы.
Где же хранители воздушного порядка ?
При всех вышеописанных "можно" легальных эксплуатантов всеконтролирующие органы "дерут как сидорову козу". Особенно этим грешит Ространснадзор.
Знаю случай, когда у абсолютно легального, давно работающего эксплуатанта остановили аж 3 самолета на авиахимработах в разгар сезона за "помутнение стекол Ки-13, мешающих считыванию показаний". Должен заметить, что в комплексе средств для обеспечения самолетовождения самолета Ан-2 на авиахимработах магнитный компас Ки-13, который называют то "божий глаз", то "бычий глаз", занимает последнее место. Если, вообще, сейчас занимает какое-то место. Но вот остановили...
Надо отдать должное Генпрокуратуре России. Есть указание транспортным прокурорам "не искать под фонарем", а сконцентрироваться на выявлении нелегалов. И они действительно пересматривают принципы своей работы. К примеру, беспилотники без каких-либо документов остановили. Но зато остальные контрольно-надзорные органы отрываются на полную катушку...
А кто за всем этим стоит?
По положению о Росавиации именно это агентство ответственно за организацию использования воздушного движениями всеми заинтересованными лицами. Для этих целей создана Госкорпорация по ОРВД.
Основной принцип управления воздушным движением всегда был "вижу, слышу, управляю". И, действительно, даже в зоне G диспетчер УВД должен знать обо всех ВС в своей зоне ответственности и информировать о них другие экипажи ВС.
Мало того, что нелегалы летают как хотят и где хотят, так теперь еще в любой момент перед воздушным судном летящим себе спокойно в соответствии с поданным флайт планом может появиться рой беспилотных ВС весом до 30 килограмм, управляемых, например, подростками. Но могут же детишки устроить себе гонки на дронах, никого не уведомив? Могут.
Органы ЕС ОрВД даже не будут иметь понятия кто, где и куда летит. За подачу флайт плана, равно как и за достоверность сведений в заявке на него, несет ответственность заявитель, согласно пункту 120.1 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ № 138. А за безопасность полётов в небе России теперь вообще кто отвечает?..
ЕС ОрВД больше не управляет воздушным движением, а лишь оказывает услугу аэронавигационного обслуживания, а значит, получается, и не отслеживает использование воздушного пространства?..
К слову, давным-давно было предложение авиасообщества объединить в единую систему данные и о наличии сертификата эксплуатанта, и о СЛГ, и о пилотских свидетельствах, и о справках ВЛЭК, и организовать хранение информации о полетах на период более, чем, если память не изменяет, 30 дней... Но по каким-то причинам ничего из этого нет. И я знаю, что даже по запросу для Аналитического центра при Правительстве РФ, ЕС ОрВД не смогло выдать исчерпывающую информацию по полетам ВС на авиаработах.
Раньше, в СССР, представить ситуацию, с неконтролируемыми полетами в воздушном пространстве, было невозможно. Всё в небе опознавалось. И кошмарным сном для командира было забыть переключить код ответчика.
Только сейчас поступают инициативы обязать иметь на всех воздушных судах (беспилотных, легких, сверхлегких) трекеры, в режиме онлайн показывающие местонахождение ВС. И то, предложения идут не от госоргана, который называет безопасность полётов своим "наивысшим приоритетом", а от бизнеса. Почему-то Госкорпорацию по ОрВД текущее положение дел вполне устраивает... И, вообще, по открытым данным, за наведение порядка в основном выступают представители авиабизнеса, чьи воздушные суда и экипажи работают в небе.
Вот и выходит, что небо России контролируется лишь совестью тех, кто в нём находится...