Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти) необходимых для правильного звукопроизношения и выполнения мимических функций.
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти) необходимых для правильного звукопроизношения и выполнения мимических функций.
Мышцы активно участвуют в речевой деятельности. Речевой аппарат человека состоит из нескольких отделов. Один из них артикуляционный (язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твердое небо. Говоря о специальной логопедической гимнастике, мы имеем в виду упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.
Мышцы активно участвуют в речевой деятельности. Речевой аппарат человека состоит из нескольких отделов. Один из них артикуляционный (язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твердое небо. Говоря о специальной логопедической гимнастике, мы имеем в виду упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки. Позевывание.
Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
Полоскание горла.
Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
Покашливание.
В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.
Упражнения для мышц нижней челюсти.
Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
Жевательные движения.
Движения нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для мышц щек.
Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
Перегонка воды из одной щеки в другую.
Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для мышц губ и языка.
«Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы.
«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
«Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
«Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
«Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
«Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.
«Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
«Вкусное варенье» - слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
«Иголочка» - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.
«Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
«Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
«Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
«Желобок» - язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок.
«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
«Гармощка» - рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.
«Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
«Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
«Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.
«Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
«Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».
Упражнения для активизации мышц шеи, гортани
(выполняются с закрытым ртом).
Опускание головы вниз.
Запрокидывание головы назад.
Поворот головы вправо-влево.
Наклоны головы вправо-влево.
Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки. Позевывание.
Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
Полоскание горла.
Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
Покашливание.
В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.
Упражнения для мышц нижней челюсти.
Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
Жевательные движения.
Движения нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для мышц щек.
Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
Перегонка воды из одной щеки в другую.
Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для мышц губ и языка.
«Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы.
«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
«Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
«Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
«Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
«Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.
«Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
«Вкусное варенье» - слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
«Иголочка» - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.
«Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
«Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
«Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
«Желобок» - язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок.
«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
«Гармощка» - рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.
«Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
«Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
«Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.
«Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
«Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».
Упражнения для активизации мышц шеи, гортани
(выполняются с закрытым ртом).
Опускание головы вниз.
Запрокидывание головы назад.
Поворот головы вправо-влево.
Наклоны головы вправо-влево.
Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.
Детям интереснее выполнять эти упражнения в игровой форме
Детям интереснее выполнять эти упражнения в игровой форме
Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
У этого процесса есть обратная сторона. Без тренировки эти умения утрачиваются. Мышцы, участвующие в мимической и речевой деятельности, теряют свою эластичность и пластичность. Заниматься артикуляционной гимнастикой полезно в любом возрасте.
На каждом возрастном этапе артикуляционная гимнастика задействует свои определенные цели и задачи.
В ходе выполнения упражнений улучшается кровообращение мышц, снижается повышенный тонус, который мешает беспрепятственно произносить определенные звуки. В ходе выполнения статических упражнений ребенок учится устанавливать правильное положение речевого аппарата для произношения звуков, а динамические задания помогут в освоении произношения.
ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ — это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка.
У этого процесса есть обратная сторона. Без тренировки эти умения утрачиваются. Мышцы, участвующие в мимической и речевой деятельности, теряют свою эластичность и пластичность. Заниматься артикуляционной гимнастикой полезно в любом возрасте.
На каждом возрастном этапе артикуляционная гимнастика задействует свои определенные цели и задачи.
В ходе выполнения упражнений улучшается кровообращение мышц, снижается повышенный тонус, который мешает беспрепятственно произносить определенные звуки. В ходе выполнения статических упражнений ребенок учится устанавливать правильное положение речевого аппарата для произношения звуков, а динамические задания помогут в освоении произношения.
ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ — это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка.
Наиболее подвижным речевым органом является язык. Это мышца которая может работать не качественно.
Наиболее подвижным речевым органом является язык. Это мышца которая может работать не качественно.
Он состоит из КОРНЯ ЯЗЫКА (основания, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и СПИНКИ, в которой различают ЗАДНЮЮ, СРЕДНЮЮ И ПЕРЕДНЮЮ части. Наиболее активны кончик языка и его боковые края (передней и средней частей, так как от их работы зависит качество произносимых звуков.
Он состоит из КОРНЯ ЯЗЫКА (основания, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и СПИНКИ, в которой различают ЗАДНЮЮ, СРЕДНЮЮ И ПЕРЕДНЮЮ части. Наиболее активны кончик языка и его боковые края (передней и средней частей, так как от их работы зависит качество произносимых звуков.
Корень языка важная и трудно доступная часть. Он участвует в образовании речевых звуков и удерживает связку шейных мышц. Если корень языка расслаблен и часто безучастлив в вашей жизни получается не приглядная картина внешности.
Корень языка важная и трудно доступная часть. Он участвует в образовании речевых звуков и удерживает связку шейных мышц. Если корень языка расслаблен и часто безучастлив в вашей жизни получается не приглядная картина внешности.
Это результат не только старения, но и недостаточного внимания к себе.
Это результат не только старения, но и недостаточного внимания к себе.
Мы желаем вам быть в отличной форме в любом возрасте!
Мы желаем вам быть в отличной форме в любом возрасте!