Найти тему
НУАР-NOIR

Изрядно припорошенный самый важный вопрос Бытия

-2

«Бандиты во времени» по нынешним временам смотрятся несколько наивно, тем не менее, нельзя не учитывать, что именно эта лента стала своего рода маркером, визуально сообщающим о формировании особого стиля Терри Гиллиама, что выходит за рамки привычных для того времени кинематографических явлений.

С одной стороны, Гиллиам обозначил дистанцию от «материнского» для него «Летающего цирка Монти Пайтона», намекая, что даже в абсурде должен быть смысл, что как бы было использованием постулатов «теории хаоса», завещавшей нам, что хаос может быть порядком, только более высокого, непостижимого для нас уровня.

С другой стороны, Гиллим устранился от традиционных представлений о фэнтези как таковом, а потому «Бандиты во времени» воспринимаются как своего рода пролог и к «Братьям Гримм», и к «Королю-рыбаку».

А потому фильм снабжен множественными смыслами, которые умело задрапированы складками нелепой истории о приключениях (хотя было бы правильнее сказать, злоключениях) мальчика, коего случайно с собой прихватывают карлики, путешествующие между пластами реальности.

Они подобно героям «Скользящих» («слайдеры» у нас более известны как «Путешествия в параллельные миры») проникают в иные эпохи, где собираются нажиться за счет того, что «обносят» попавшихся под руку представителей того или иного времени.

Ведь если вы не задержитесь в отдельно взятой эпохе, то можно, наверное, делать всё подряд. Главное - не попасться в указанный момент. Поскольку «завтра» не будет, то почему бы не поживиться? Проблема характерная для многих мрачных версий «дня сурка».

Так собственно в чём же главный бытйиственный вопрос? - может спросить иной читатель. Он вовсе не о Смысле Жизни, так как в этой части многие вроде бы находят ответы. Чего не случается, когда заходит речь о природе и функции Зла.

Тут многие религиозные и метафизические модели заходят в тупик, так как предложенные объяснения сложны и туманны (читай: «непостижимы»). В фильме Зло представлено вовсе не снующими из эпохи в эпоху вороватыми лилипутами, но заточенным в «Тёмной Твердыне» неким очень недоброжелательным персонажем.

Что показательно, тот не на шутку интересуются вопросами технического прогресса, который хотя и является вроде бы независимым процессом, но в итоге поставлен на службу Злу. А ведь это создатели кинокартины ещё ничего не слышали про интернет и смартфоны.

Кадр из фильма «Бандиты во времени» (1981)
Кадр из фильма «Бандиты во времени» (1981)

По этой причине технические новинки, ориентированные на бытоустроительство (вспоминайте, как родители мальчика обсуждают новые кухонные комбайны), несут в себе частицы Тьмы. Что показано, так сказать, «дословно» в финальном эпизоде, когда именно указанная частица мрака, заточенная в микроволновке, стала причиной большого пожара.

Кадр из фильма «Бандиты во времени» (1981)
Кадр из фильма «Бандиты во времени» (1981)

В данном случае важно понимать, что есть первично, что вторично. Если прибегать к философским терминам, что есть «базис», что есть «надстройка». Ибо не всегда в этой сфере всё очевидно. На что указывает эпизод с кораблем Огра. Вроде бы он - самостоятельная локация для действия, однако в итоге оказывается лишь «шляпой» морского исполина («непосебешеная» сцена)