«Бандиты во времени» по нынешним временам смотрятся несколько наивно, тем не менее, нельзя не учитывать, что именно эта лента стала своего рода маркером, визуально сообщающим о формировании особого стиля Терри Гиллиама, что выходит за рамки привычных для того времени кинематографических явлений.
С одной стороны, Гиллиам обозначил дистанцию от «материнского» для него «Летающего цирка Монти Пайтона», намекая, что даже в абсурде должен быть смысл, что как бы было использованием постулатов «теории хаоса», завещавшей нам, что хаос может быть порядком, только более высокого, непостижимого для нас уровня.
С другой стороны, Гиллим устранился от традиционных представлений о фэнтези как таковом, а потому «Бандиты во времени» воспринимаются как своего рода пролог и к «Братьям Гримм», и к «Королю-рыбаку».
А потому фильм снабжен множественными смыслами, которые умело задрапированы складками нелепой истории о приключениях (хотя было бы правильнее сказать, злоключениях) мальчика, коего случайно с собой прихватывают карлики, путешествующие между пластами реальности.
Они подобно героям «Скользящих» («слайдеры» у нас более известны как «Путешествия в параллельные миры») проникают в иные эпохи, где собираются нажиться за счет того, что «обносят» попавшихся под руку представителей того или иного времени.
Ведь если вы не задержитесь в отдельно взятой эпохе, то можно, наверное, делать всё подряд. Главное - не попасться в указанный момент. Поскольку «завтра» не будет, то почему бы не поживиться? Проблема характерная для многих мрачных версий «дня сурка».
Так собственно в чём же главный бытйиственный вопрос? - может спросить иной читатель. Он вовсе не о Смысле Жизни, так как в этой части многие вроде бы находят ответы. Чего не случается, когда заходит речь о природе и функции Зла.
Тут многие религиозные и метафизические модели заходят в тупик, так как предложенные объяснения сложны и туманны (читай: «непостижимы»). В фильме Зло представлено вовсе не снующими из эпохи в эпоху вороватыми лилипутами, но заточенным в «Тёмной Твердыне» неким очень недоброжелательным персонажем.
Что показательно, тот не на шутку интересуются вопросами технического прогресса, который хотя и является вроде бы независимым процессом, но в итоге поставлен на службу Злу. А ведь это создатели кинокартины ещё ничего не слышали про интернет и смартфоны.
По этой причине технические новинки, ориентированные на бытоустроительство (вспоминайте, как родители мальчика обсуждают новые кухонные комбайны), несут в себе частицы Тьмы. Что показано, так сказать, «дословно» в финальном эпизоде, когда именно указанная частица мрака, заточенная в микроволновке, стала причиной большого пожара.
В данном случае важно понимать, что есть первично, что вторично. Если прибегать к философским терминам, что есть «базис», что есть «надстройка». Ибо не всегда в этой сфере всё очевидно. На что указывает эпизод с кораблем Огра. Вроде бы он - самостоятельная локация для действия, однако в итоге оказывается лишь «шляпой» морского исполина («непосебешеная» сцена)