Найти в Дзене

ОТКРОВЕНИЕ (ч.5): ВАЖНЫЕ ЗНАКИ И УДИВИТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ

В предыдущем уроке мы говорили, что символизм Откровения пугает людей. Если мы внимательно перечитаем самое начало этой книги, то не будем удивляться ее образам: “Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог... И Он показал, послав оное чрез ангела Своего рабу Своему Иоанну” (1:1). Прежде всего, само слово “откровение”- это перевод греческого слова апокалипсис, а апокалиптическая литература насыщена символами. Кроме того, слово “показал” содержит намек на то, что ожидает нас в тексте дальше. Греческое слово, стоящее за глаголом “показал”, является производным от существительного “знак, знамение” и буквально означает “показывать через знамения, знаки”.

Наша проблема заключается в том, что мы не знаем этих знаков и символов, хотя они были хорошо известны читателям в I веке. Задача настоящего, как и предыдущего, уроков состоит в том, чтобы помочь нам почувствовать себя более свободно с символическим языком. В предыдущем уроке мы обсуждали символы в общем и сделали несколько предложений, как их истолковывать. Мы также отметили, что в книге Откровения можно найти четыре основных типа символов. Мы уже рассмотрели первый из них: числа, употребленные в символическом значении. В этом уроке мы будем говорить о других трех типах символов.

СИМВОЛИЗМ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Откровение содержит более четырех сотен ссылок на Ветхий Завет. В своем большинстве это ссылки на ветхозаветные личности или события. У ранних христиан, знавших Ветхий Завет, даже простое упоминание какого-либо имени или события тут же вызывало определенный ассоциативный отклик, который, в свою очередь, давал им ключ к его значению в Откровении. Частичный перечень этих ссылок в хронологическом порядке прилагается. Знакомство с этими историями облегчит вам изучение Откровения.

Творение и грехопадение

Первые небеса и земля (Быт. 1:1; Отк. 21:1)

Эдем/рай (Быт. 2:8; 3:23; Отк. 2:7)

Дерево жизни (Быт. 2:9; 3:22-24; Отк. 2:7; 22:2)

Первое обещание Мессии (Быт. 3:15; Отк. 12:7-11)

Патриархи (Быт. 10:1; 12:1; Отк. 4:4)

Радуга (Быт. 9:11-17; Отк. 4:3; 10:1)

Содом (Быт. 18:16-33; 19:1-29; Отк. 11:8)

Двенадцать колен (Быт. 35:22-26; Отк. 7:48; 21:12)

Обещание Иуде (Быт. 49:10; Отк. 5:5)

Иуда представлен как лев (Быт. 49:9)

Моисей и Исход

Египет (Исх. 1:1, 13, 14; Отк. 11:8)

Десять казней египетских (Исх. 7:14-25; 8:132; 9:1-35; 10:1-29; 11:1-10; 12:1-32; Отк. 8:7-13; 9:1-21; 11:6; 15:1-8; 16:1-21; 22:18)

Пасхальный агнец (Исх. 12:21-27; Отк. 5:6)

Победная песнь Моисея (Исх. 15:1-19; Отк. 15:3, 4)

Пустыня (Исх. 16:1; Отк. 12:6, 14)

Манна небесная (Исх. 16:31, 35; Отк. 2:17)

Гора Синай (землетрясение, молния, гром; Исх. 19:16-20; Отк. 4:5)

Скиния (см. также ссылки на храм) (Исх. 25:9; Отк. 21:3)

Ковчег завета (Исх. 25:10; Чис. 10:33; Отк. 11:19)

Светильник (Исх. 25:31; Отк. 1:12, 20; 2:1; 4:5)

Жертвенник (Исх. 27:1; Отк. 6:9; 8:5)

Курения, фимиам (Исх. 30:1; Отк. 5:8; 8:3, 4)

Книга жизни (Исх. 32:33; см. также Пс. 68:28; Мал. 3:16; Отк. 3:5; 20:12, 15; 21:27)

Валаам (Чис. 22:5; см. также 2 Пет. 2:15; Отк. 2:14)

Судьи

Равнина Мегиддо (Суд. 5:19; 2 Пар. 35:22-24; Отк. 16:16)

Давид и объединенное царство

Выбран Иерусалим (2 Цар. 5:5-9; Отк. 3:12; 21:2, 10)

Мессия придет через Давида (2 Цар. 7:8-17; Отк. 5:5; 22:16)

Храм (см. также ссылки на скинию; 3 Цар. 6:1-38; Отк. 3:12; 11:19; 15:5, 8; 16:1)

Гусли для богослужения в храме (3 Цар. 10:12; 1 Пар. 25:6; Отк. 5:8; 14:2; 15:2)

Пророки и разделенное царство

Илия (3 Цар. 17:1; см. также Иак. 5:17, 18; Отк. 11:6)

Иезавель (3 Цар. 16:31; Отк. 2:20)

Помимо ссылок на события и личности, некоторые ветхозаветные ссылки в Откровении содержат символы, позаимствованные из апокалиптических разделов Ветхого Завета. Ниже следует хронологический перечень некоторых из этих ссылок. (В этих ссылках, кстати, вам встретятся некоторые из тех странных животных, о которых мы говорили в начале предыдущего урока). Даже если вы не полностью понимаете первоначальную ссылку, вам все равно полезно будет сравнить цитату из Ветхого Завета с цитатой из Откровения.

Пророки и разделенное царство

Исаия

Четыре животных (Ис. 6:1-7; см. также Иез. 1:4-25; 10:1-22; Отк. 4:6-9) Падение Вавилона (Ис. 13:1-22; см. также других ветхозаветных пророков; Отк. 16:19; 17:5; 18:2)

Ключ Давидов (Ис. 22:22; Отк. 3:7)

Точило / пресс для вина (Ис. 63:3; Отк. 14:14-20)

Новые небеса и новая земля (Ис. 65:17-25; 66:22-24; Отк. 21:1-27; 22:1-5)

Иоиль

Саранча (Иоил. 2:1-27; Отк. 9:3-10)

Пророки и вавилонское пленение

Иезекииль

Описания Мессии и Бога (Иез. 1:4, 26-28; 43:2; Отк. 1:12-16; 4:2, 3, 5)

Съеденная книга (Иез. 2:7-10; 3:1-4; Отк. 10:8-11)

Гог и Магог (Иез. 38:2; 39:1, 6; см. также Быт. 10:2; Отк. 20:7)

Приглашение птицам (Иез. 39:17-20; Отк. 19:17, 18)

Река воды жизни с деревьями по берегам (Иез. 47:1-12; Отк. 22:1-3)

Удивительный город (Иез. 48:30-35; Отк. 21:12, 13, 16)

Даниил

Описания Мессии и Бога (Дан. 7:1-10, 13, 14; 10:5, 6; Отк. 1:12-16; 4:2, 3, 5)

Зверь / звери (Дан. 7:1-8; Отк. 13:1, 2)

Книги раскрыты (Дан. 7:10; Отк. 20:11-15)

Пророки и возвращение из плена

Захария

Землемерная вервь, трость (Зах. 2:1-5; см. также Иез. 40:3; Отк. 11:1, 2; 21:15)

Два свидетеля - оливковые деревья и светильники (Зах. 4:1-14; Отк. 11:3, 4)

Сравнивая ссылки на Ветхий Завет с соответствующими местами из Откровения, старайтесь уловить “искажение”. Ссылка из Откровения часто имеет одну или более подробностей, отличающихся от соответствующего места в Ветхом Завете. Это дает вам понять, что Откровение не ссылается в точности на то же самое, о чем сказано в Ветхом Завете, а, скорее, на аналогичное или родственное понятие. Например, в Отк. 7:4-8 перечислены двенадцать колен. Если вам не удалось заметить искажение, то вы будете думать, что речь идет о буквально существовавших евреях. Однако если вы сравните этот перечень с ветхозаветным (см. напр. Быт. 35:22-26), то увидите, что тут есть расхождения: Левий включен в список двенадцати, Дан отсутствует и т.д. Таким образом, вы тут же осознаете, что Иоанн не имел в виду реально существовавших израильтян.

-2

СИМВОЛЫ С ИСТОРИЧЕСКИМ ОСНОВАНИЕМ

Прочная историческая база для изучения Откровения предполагает знание отличительных черт городов, в которых действовали те семь церквей Асии, понимание заблуждений, которые начали проникать в церковь, и даже некоторое знание народов, не входивших в Римскую империю (например, парфян). Большую часть этого мы можем обсудить по мере изучения текста. Первостепенной важностью обладает историческая информация о Римской империи и ее взаимоотношениях с христианством. Следующий краткий обзор истории Римской империи может оказаться полезным.

Ранняя история

По преданию, Рим был основан в 753 г. до н.э. Ромулом и Ремом. Город был построен на семи холмах. В 509 г. до н.э. римляне изгнали царя-угнетателя и установили республику.

Цезарь Юлий (49-44 гг. до н.э.)

Юлий Цезарь начинал как политический деятель, а состоялся как гениальный военачальник. В 49 г. до н.э. он военной силой низложил римский сенат и провозгласил себя диктатором, положив начало династии Юлио-Клавдиев. Ему приписывают основание Римской империи. После Юлия “цезарь” (в греко-православной традиции “кесарь”) стал общепринятым титулом римского императора.

Юлия Цезаря почитали как полубога и посвящали ему храмы. Он отказался от короны, но многие боялись, что рано или поздно он провозгласит себя царем. 15 марта 44 г. до н.э. он был убит Брутом и Кассием, при содействии других заговорщиков.

Существуют некоторые сомнения по поводу того, был ли Юлий “первым императором”. Саммерс пишет: “Юлия Цезаря принято считать первым римским императором; строго говоря, по конституционному закону, первым, кто возглавил империю как установленную форму правления, был Август”. А Генри Суит пишет, что, хотя Юлий Цезарь и провозгласил себя “преномен императорис”, он был скорее диктатором, чем императором в более позднем значении этого слова”. Светские авторы иногда называют “кесарем” менее значительных деятелей, но Библия подразумевает под этим словом только императора.

Цезарь Август (27 [31] г. до н.э.—14 г. н.э.)

Октавиан был племянником Юлия Цезаря, который усыновил его и сделал своим наследником. Когда Юлия Цезаря не стало, в империи вспыхнула гражданская война. После многочисленных битв Октавиан стал первым римским императором. В 27 г. до н.э. он провозгласил восстановление в Риме республиканского строя, и сенат дал ему титул “Август” (“священный”). Он стал фактическим главой страны, с сенатом в качестве совещательного органа.

Правление Августа подготовило путь для христианства, так как Римская империя невольно способствовала наступлению “полноты времени” (Гал. 4:4). К числу таких подготовительных шагов можно отнести установление “пакс романа” (римского мира), распространение греческого языка (Новый Завет был написан греческим языком, называющимся койне) и строительство огромной сети дорог, которая обеспечила транспортировку и сообщение по территории всей империи. Иисус родился во время правления Августа (Лк. 2:1).

Цезарь Тиберий (14-37 гг.)

Тиберий (в Библии Тиверий) был приемным сыном и зятем Августа. Когда Август умер, Тиберий стал императором. Он правил во время земного служения и смерти Иисуса (Лк. 3:1). Он еще находился у власти, когда была установлена церковь.

Гай Калигула (37-41 гг.)

Калигула, внучатый племянник Тиберия, стал следующим императором. Однако через несколько лет в результате тяжелой болезни он утратил умственную полноценность. (Его называли “сумасшедшим императором”). По его указанию проводились не носившие массового характера религиозные преследования, в основном против иудеев. Когда его жестокость распространилась и на его окружение, он был убит представителем его собственной гвардии. В Новом Завете он не упоминается.

Цезарь Клавдий (41-54 гг.)

Клавдий был племянником Тиберия и дядей Калигулы. После убийства Калигулы императорская гвардия провозгласила Клавдия императором. В правление Клавдия Рим стал торговым центром мира, в который потоком шли товары из Египта, Северной Африки, Сицилии, Испании, Кипра, Британии, Греции, балканских и других стран.

В Новом Завете Клавдий упоминается дважды (Деян. 11:28; 18:2). Изгоняя иудеев из Рима (Деян. 18:2), он, вероятно, включил в их число и христиан; но он не преследовал христиан отдельно. Он был отравлен своей четвертой женой (и племянницей), которая хотела заполучить империю для своего сына, Нерона.

Нерон (54-68 гг.)

Нерон был племянником Калигулы и приемным сыном Клавдия. Во время первой части своего правления у него были прекрасные советники. Именно он был тем кесарем, к чьему суду апеллировал Павел в Деян. 25:10-12. Приблизительно к тому времени, когда Павел был освобожден из своего первого заключения, Нерон попал под влияние эгоистичных и расчетливых царедворцев, и его правление быстро пришло в упадок. В 64 г., когда Нерона стали обвинять в пожаре, уничтожившем Рим, он сделал своим козлом отпущения христиан. Так начались первые гонения именно на христиан со стороны римского правительства.

Многие римляне не доверяли Нерону. В 68 г. римские войска в Испании восстали и провозгласили императором Гальбу, своего вождя. Нерон бежал. Под угрозой плена он совершил самоубийство. Так завершилась династия Юлио-Клавдиев. Как ни странно, Нерону удалось занять определенное место в сердцах некоторых римлян. В народе появилась легенда, названная “Миф о возрождении Нерона”, согласно которой Нерон должен был однажды вернуться.

“Год четырех императоров” (68-69 гг.)

За смертью Нерона последовал период смут и волнений. За это время на престоле, быстро сменяя друг друга, побывало четыре императора, каждого из которых поддерживала какая-то часть римского войска. Многие авторы называют первых трех просто “претендентами”: это Гальба (июнь 68—январь 69), Отто (январь—март 69) и Вителлий (апрель—декабрь 69). (Начиная с этих людей, ни один из императоров не называется в Библии по имени). Четвертым был Веспасиан, который в 67 г. был отправлен Нероном в Палестину для подавления еврейского восстания. Веспасиан оставил своего сына Тита главнокомандующим римского войска, а сам вернулся в Рим.

Флавий Веспасиан (69-79 гг.)

В декабре 69 г. сенат провозгласил Веспасиана императором. Чтобы предотвратить повторение гражданской войны, он назначил своего сына Тита своим преемником, основав таким образом династию Флавиев.

Тит (79-81 гг.)

Тит больше всего известен как римлянин, разрушивший Иерусалим в 70 г. Это событие увековечено триумфальной аркой Тита в Риме. Тит также известен тем, что завершил строительство знаменитого Колизея в Риме, начатое его отцом. В его правление произошло печально известное стихийное бедствие - извержение вулкана Везувий, похоронившее под толстым слоем пепла и лавы Помпею и другие близлежащие города. Тит умер от лихорадки в 81 г. (Некоторые подозревают, что он был отравлен своим братом Домицианом).

Домициан (81-96 гг.)

После смерти Тита на престол вступил его младший брат Домициан. По причине чрезмерного честолюбия Домициана ни его отец, ни его брат не давали ему играть активную роль в правительстве. В определенном плане Домициан был неплохим императором. За время его правления пределы Римской империи протянулись от Британских островов до африканской пустыни, от Атлантического океана и до реки Евфрат.

Домициан ревностно взялся за восстановление многих древних традиций, в том числе и за поклонение императору. Римские императоры, в общем, не воспринимали такое поклонение серьезно - но только не Домициан. Он присвоил себе звание “Господь и Бог” и велел воздвигнуть себе статуи по всей стране. Им были основаны официальные учреждения, задача которых заключалась в том, чтобы принуждать людей поклоняться статуям императора. Гуго Мак-Корд писал:

«Один раз в год каждый житель империи должен был предстать перед магистратами Домициана, чтобы сказать: “Кайсар кириос”, - что означало “кесарь - Господь”, и во свидетельство божественности кесаря сжечь [на алтаре] щепотку фимиама. После этой проверки на лояльность выдавалось письменное удостоверение сроком на один год».

По мнению Домициана, поклонение императору свидетельствовало о верности трону и, соответственно, империи. Отказ признать его богом был равносилен измене.

Когда христиане отказались поклоняться Домициану, он инициировал первые гонения церкви в масштабах всей империи. Общепринятым наказанием для христиан были пытки, смерть (обычно через обезглавливание), ссылка и конфискация имущества. В этот перечень входило и высокоэффективное наказание, которое заключалось в том, что человека лишали гражданства с его правами и льготами.

К концу своего правления Домициан стал параноиком. Ни один из его приближенных не чувствовал себя в безопасности. Его жена и два его телохранителя вступили против него в заговор, и в сентябре 96 г. он был заколот наемным убийцей. Память о нем была проклята сенатом, а его имя стерто с общественных монументов. Так закончилась династия Флавиев.

Последующая история и падение империи

За Домицианом последовало “пять добрых императоров”: Нерва, Траян, Адриан, Антоний Пий и Марк Аврелий. Во время их правления экономическое процветание империи достигло своего наивысшего уровня, однако их правление называется также “началом конца” для Рима. В работе С. Ангуса “Римская империя” отмечается:

“В правление Адриана начала проводиться политика отступления; с этого времени Рим уже больше не нападает, а только защищается от беспокойных варваров. Безошибочные признаки слабости и упадка появились при Антонии Пии и Марке Аврелии. Этот, самый лучший и счастливый, период римского имперского строя был началом конца”.

В правление Марка Аврелия пришел конец пакс романа, и за ним последовал столетний период войн. Войско возводило императоров на престол и, по своему же произволу, низлагало их. В 313 г. Константин издал Миланский эдикт, дававший христианству статус узаконенной религии. После смерти Константина снова наступил период беспорядков. Наконец, в 476 г. Рим и Западная Римская империя пали, хотя Восточная Римская империя - Византия - просуществовала еще тысячу лет.

Римскую империю называют величайшим политическим достижением в мире. “Завоевания Александра Македонского, Карла Великого и Наполеона кажутся незначительными по сравнению с долговечной структурой, возведенной Юлием и его последователем Августом” (Ангус). Кто знает, как долго просуществовала бы Римская империя, если бы не решила бороться с Богом?

-3

СИМВОЛЫ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ТОЛЬКО В ОТКРОВЕНИИ

Некоторые символы вы найдете только в книге Откровение и нигде больше. Они не встречаются ни в Ветхом Завете, ни в другой апокалиптической литературе, ни в исторических памятниках того времени. Это, к примеру, свирепый красный дракон, упомянутый в начале предыдущего урока, и женщина, стоявшая перед драконом (глава 12). Не будем перечислять эти уникальные символы, а рассмотрим каждый из них, когда подойдем к ним при разборе текста. Некоторые из этих символов объясняет сам текст (см. 12:9). Остальные мы должны истолковывать в соответствии с непосредственным контекстом и общим смыслом Откровения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На этом мы завершаем наше изучение четырех основных типов символов в книге Откровение: (1) чисел, употребленных символически, (2) символизма Ветхого Завета, (3) символов, имеющих под собой историческое основание, и (4) символов, встречающихся только в Откровении.

Я уже упоминал ранее, что в книге встречаются и другие типы символов: например, символическое употребление цветов, о котором пишет Дж. Иферд в своей книге “Откровение сегодня”:

“Белый - это наиболее часто встречающийся цвет в апокалиптической литературе. Он символизирует победу... Часто встречается и красный, обозначающий войну или конфликт. Черный обозначает отсутствие чего-либо, нехватку продуктов питания во время голода или опасность заболеть во время моровой язвы”.

В Откровении мы находим также и некоторые символы Нового Завета. К тому времени, как было написано Откровение, некоторые книги Нового Завета существовали уже несколько десятилетий. Представление Иисуса в виде “непорочного агнца” (1 Пет. 1:19) и церкви как духовного отпрыска Авраама (Гал. 3:7) было знакомо большинству христиан. Мы будем разбирать и другие типы символов по мере того, как они будут встречаться в тексте. В настоящий момент вам достаточно познакомиться с этими четырьмя основными типами.

Еще раз призываю вас не смущаться обилием информации в этом уроке! Вы по-прежнему со мной? Вы по-прежнему полны решимости изучить и понять книгу Откровение? Если так, то не теряйте мужества. Выше голову; у вас все хорошо получается! У нас остался еще один вводный урок, а затем мы приступим к тексту Откровения!

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД