Её истязали, жестоко и непрестанно. Камера, кабинет следователя, допросы, побои и снова камера. Однажды палач крикнул:" Ты сломаешься когда-нибудь, стерва, мы и не таких видели..." Она ответила: " Я - Окуневская! Таких вы еще не видели!"
В 1949 году, в подвалах Лубянки, на нарах умирала от голода и побоев звезда советского кино, первая красавица Москвы - Татьяна Окуневская.
Однако она выжила. Выжила, благодаря своему невероятному характеру. В этой жизни всё должно было быть только так, как она хочет. У неё было такое отношение ко всему: и к жизни, и к ролям. Её личность можно определить одним словом - гордость. Она была гордая женщина. Она жила с достоинством.
В её жизни были такие поступки, за которые она заплатила полной мерой. Полной мерой той жестокой реальности, в которой она оказалось. Но все страшные испытания, выпавшие на её долю, не сломили и не согнули эту сильную и бесстрашную женщину. Она до конца оставалась той Окуневской, которая вызывала восхищение многих поколений людей. Она и была, в какой-то степени, лицом этого поколения.
Само очарование...
С юных лет твёрдость характера сочеталась в ней с чарующей женственностью. Очень рано Таня поняла - на мужчин она действует магически. С неё не сводили глаз и ровесники и совсем взрослые ухажеры.
Она была невероятно привлекательна, очень красива, полна жизни и какой-то невероятной энергии.
Больше других поклонников, ей нравился начинающий кинорежиссер, ученик Эйзенштейна, Дмитрий Варламов. Он был влюблен в юную красавицу без памяти. Окуневской - 19, он на пять лет старше. Таня, вопреки воли родителей, взяла, да и вышла за него замуж и родила дочь. Если она кого-то и любила, то это был именно он - Дмитрий Варламов.
Звёздные роли
В том же 1933 году, кинорежиссер Михаил Ром случайно увидел Таню Окуневскую на улице. Он был поражен блеском ее глаз и необычной для советских девушек того времени, притягательностью. Ему показалось, что она идеально подходит для его новой картины "Пышка" по Мопассану.
После съёмок у Рома, Таня буквально замучила мужа, у которого были связи на киностудиях. просьбами помочь. И вот Окуневская снимается в типичной Советской кинокомедии "Горячие денёчки"
В этой роли столько темперамента, с"ксуальности и блеска, что после премьеры Окуневская сразу становится настоящей звездой.
А вот режиссерская карьера ее мужа Мити не ладилась. Он отчаянно ревновал Таню к её успеху. К тому же, доброжелатели однажды рассказали ей, что у Варламова есть пассия на стороне. Таня всё ещё любила своего Митю и была готова терпеть многое, но только не измену. Она забирает маленькую дочь Ингу и уходит.
Не гнутся и не ломаться...
Это первое в своей жизни потрясение Татьяна переживает мужественно, с прямой спиной, так, как всегда учил отец - герой Первой мировой войны Кирилл Окуневский. Отец всю жизнь был для неё образцом настоящего мужчины. Его наказ - не гнутся и не ломаться, чтобы не преподнесла судьба - она помнила и исполняла всю свою жизнь.
Именно так, достойно, летом 37 года он встретил свой арест. Его не сломило даже то, что вместе с ним забрали его пожилую маму, бабушку Тани. Татьяна носила передачи на Лубянку, пытаясь хоть что-нибудь выяснить о судьбе родных. Но только через 20 лет, в середине пятидесятых, Окуневская узнает, что ее папа и бабушка были расстреляны через три месяца после ареста в поселке Бутово на окраине Москвы.
Горький
Тогда, в конце 30-х Окуневскую перестали приглашать в кино, уволили из театра и она практически не имела средств к существованию. Оставив маленькую Ингу и маму Евгению Александровну в Москве, Окуневская уезжает в Горький, где её не испугались принять в труппу Драматического театра. Теперь она не часто могла видеть свою дочь.
"Я всегда хотела сделать маме какие-то подарки. Я у дяди Бори таскала из кармана деньги и обязательно ей что-нибудь дарила. Любила я больше бабушку, а вот подарки дарила маме. Наверное у меня было какое-то преклонение перед ней.", - вспоминает позже Инга.
Дядя Боря - это Советский журналисты и писатель Борис Горбатов. Они встретились, когда Окуневская ненадолго приехала из Горького в Москву. И Борис безнадежно влюбился в Татьяну, как только увидел её.
Она так хотела влюбиться в кого-то, уговаривала себя, что стерпится - слюбится. Ведь и ей, и её дочери с мамой, как семье репрессированных, так нужна была защита. Позже Окуневская признается, что это был единственный компромисс в ее жизни.
После свадьбы с советским классиком Горбатовым, Окуневская снова начинает сниматься в кино. В картине "Последняя ночь" - у Татьяны небольшой эпизод - легкомысленная молодая дворянка в компании белогвардейцев.
Возвращение к жизни
Она снова окружена поклонниками и поклонницами, которые даже придумали себе название "окуневки". Но настоящий народной артисткой Окуневская так никогда и не станет, слишком не похожа она на обычную советскую женщину. Она была настоящей кинодивой и абсолютной звездой.
Другое дело, что она в той системе координат советского кино, не могла реализоваться как Марлен Дитрих, как Мэрилин Монро или Софи Лорен. Но она безусловно была звездой. И такой же масштабной личностью рядом с ослепительной Окуневской был и Горбатов. Он чувствует себя абсолютно уверенно. Обладание такой женщины не может не льстить его самолюбию.
Блестящая пара - знаменитая актриса и знаменитый писатель. Он, как только может, балует жену. Шикарные наряды, продуктовые деликатесы и уж совсем невиданная тогда в СССР роскошь - автомобиль для личного пользования. Горбатов был владельцем Мерседеса. И, наконец после коммуналки, огромная квартира на Беговой. И уют в этих хоромах создавала красавица жена.
Одна из первых красавиц страны
Окуневская считалась одной из первых красавиц и самых удачливых женщин страны, но мало кто догадывался, что на самом деле Окуневская - глубоко несчастлива.
Она по-своему хорошо относилась к мужу и за многое была ему благодарна. Однако любви не было, но эта правда была глубоко внутри. А внешне - продолжается благополучная жизнь с гастролями, приемами и шумными застольями.
Вот этот образ жизни в послевоенные годы был очень и очень опасен для здоровья. Не знаю, как они жили. Спектакль, репетиция, ночью - приемы, приемы бесконечные Гулять могли до утра. Хрупкая Танечка Окуневская могла перепить даже самых крепких мужчин. Держать удар она научилась еще во время войны.
Водку она предпочитала самым изысканным винам. Тосты за столом произносила нечасто, но такие, от которых гости мгновенно трезвели. Однажды подняв рюмку, Окуневская взглянула на портрет Сталина и отчетливо произнесла: "Бей грузин, спасай Россию!" После этого тоста, Горбатов всю ночь ждал ареста. А Таня в это время безмятежно спала.
Ей долго прощались многие её выходки, и подобные высказывания, и близкие отношения с иностранцами. Но она сама прекрасно понимала, всё это до поры до времени.
Арест
Москва 12 декабря 1948 года. Долгий звонок в квартиру номер 100. На пороге четверо в форме. Окуневская встретила их без страха.
Они предъявили Татьяне ордер на арест и сказали, чтобы она одевалась. Горбатого в момент ареста дома не было. Его заранее вызвал в свой кабинет заместитель Берии Абакумов. Горбатов был страшно напуган и вступиться за жену он даже не пытался. Особенно когда услышал: "Радуйся, что до сих пор сам на свободе с такой-то женушкой."
Позже Окуневская скажет: " Борис меня тогда предал."
Она отказалась подписать добровольное признание. Несколько месяцев Окуневскую истязали в подвале Лубянской тюрьмы. Особая камера - холодильник, на стенах иней. Её вытаскивали из ледяного подвала и сажали спиной к раскалённой печке. От перепада температур кости выворачивало наизнанку. Зимой 1949 года Окуневской дали 10 лет и отправили по этапу в лагерь. Но только через год дочь Инга получила от неё первое письмо.