7 февраля ушла из жизни Наталия Павловна Оралова – член Союза театральных деятелей РФ, член РАО РФ, режиссер, композитор, педагог высшей категории… Но главное – создатель и бессменный руководитель московского театра «МИРТ». Далеко не все знали, что это поэтичное и очень подходящее коллективу название на самом деле – аббревиатура, которая расшифровывается как Мастерская Интегрированный Реабилитационный Театр. Сегодня он, скорее всего, был бы назван инклюзивным, но в начале 2000-х этого слова еще не было в русском языке.
А история театра действительно началась на рубеже веков. В конце 2000 года волей случая опытный режиссер начала работать с детьми-инвалидами – учениками московской школы-интерната № 102 для ребят с отставанием в развитии. И почти сразу со «Сценками на стихи детских поэтов» они завоевали призы на Московском фестивале творчества детей-инвалидов «Надежда» и детском театральном фестивале «Как прекрасен этот мир!». Выступая на празднике, посвященном 10-летию театра, тогдашний директор интерната, доктор педагогических наук Г.В. Васенков, подчеркнул: «Возможности арт-терапии огромны. У Наталии Павловны даже дети с тяжелыми поведенческими проблемами начинают работать в коллективе, учатся взаимодействовать с другими. “МИРТ” обогащает ребят духовно и способствует их социализации».
Но официальной датой рождения коллектива стал 2002 год, когда Наталия Оралова пришла к мысли о сотрудничестве с профессиональными актерами. Так «МИРТ» обрел свое нынешнее лицо. И первый же спектакль по стихам Марины Цветаевой «Психея, или Монологи из гримерки» с участием Заслуженной артистки РФ Н. Мордкович и незрячей девушки стал лауреатом 20-го фестиваля поэзии Марины Цветаевой в г. Александров, II Международного фестиваля интегрированных театров «Солнечная волна» (г. Киев) и участником Русских чтений в Лондоне.
Вскоре после этого в труппу влились молодые люди с последствиями ДЦП. Им достались главные роли в следующем проекте театра – «Покаяние Вийона» по пьесе П. Антокольского, премьера которого состоялась в 2005 году в помещении МХАТа имени Горького. Через 3 года, уже в театре «Эрмитаж», прошла новая крупная премьера – спектакль «Я, Фейербах» по пьесе немецкого драматурга Танкреда Дорста. В нем участвовал заслуженный артист России Юрий Амиго.
После нескольких лет скитаний театр обрел пристанище в столичном районе «Свиблово», по соседству со 102-м интернатом. За 20 с лишним лет работы в нем было поставлено больше 20 спектаклей. «МИРТ» стал лауреатом 1 Всероссийского фестиваля особых театров «ПРОТЕАТР», II, III и VII Международного фестиваля интегрированных театров в Киеве, Международного фестиваля «Филантроп», V Международного интеграционного театрального фестиваля «Непратаптаны шлях» в Бресте, международного фестиваля христианских театров "Миstерия" и многих других конкурсов и фестивалей.
Но главное – не награды, и даже не постановки. Благодаря кипучей энергии Наталии Ораловой, театр действительно стал мастерской и эффективным средством реабилитации и интеграции в социум для многих десятков московских инвалидов, влюбленных в сцену.
Свою последнюю награду Наталия Павловна получила в начале декабря прошлого года. Она была отмечена премией мэра Москвы имени Николая Островского за 2023 год в номинации «За существенный вклад в создание условий для всестороннего развития людей с ограниченными возможностями здоровья в сфере культуры и искусства». Однако на церемонии награждения вместо нее на сцену вышел артист театра «МИРТ» Игорь Королев. Он сообщил, что художественный руководитель вместе с труппой находится … на гастролях в Краснодарском крае. И это – после недавнего инсульта!
В этом шаге – вся Наталия Павловна, для которой театр был намного важнее любых наград. Вечная ей память!