Найти тему
Киновед в штатском

"Оставленные": Как неудачный сериальный пилот превратился в фильм, претендующий на "Оскар"

Путь даже самой хорошей истории с бумажных страниц на экраны редко бывает простым. То, что писатель представляет себе, когда стучит клавишами на своем ноутбуке, с высочайшей долей вероятности радикально изменится, пока дело дойдет до команды "Мотор!" на съемочной площадке. Иногда в процессе работы над текстом меняется не только его содержание и настроение, но и сам формат взаимодействия со зрителем. В рамках подготовки к грядущей церемонии вручения премии "Оскар" я хочу рассказать вам о сценарии фильма "Оставленные", претерпевшего удивительную трансформацию. Это чудесное превращение сериала, который никто не хотел снимать, в фильм, который все хотели посмотреть.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Сценарист "Оставленных" Дэвид Хэмингсон явно не так знаменит, как его конкуренты в борьбе за золотую статуэтку Американской киноакадемии в категории "Лучший оригинальный сценарий", но и новичком его назвать сложно. Писательская карьера Хэмингсона началась на детском телевидении, где молодой сценарист творил в таких мультсериалах Disney как "101 далматинец", "Геркулес" и "Пеппер Энн". Затем последовал ожидаемый переход в эфирные сериалы – Дэвид вошел в сценарные команды "Журнала мод", "Как я встретил вашу маму" и "Не верь с*** из квартиры 23". Далее Хэмингсон выступил уже самостоятельным создателем шпионской драмы "Виски Кавалер" и телеварианта "Секретов на кухне". Однако все эти проекты были лишь способом набить руку – главный свой сценарий Дэвид Хэмингсон берег для лучших времен.

-3

В перерывах между придумыванием шуток для ситкомов и гэгов для детских мультиков Хэмингсон работал над сценарием драмы, действие которой разворачивается в 1980-х в школе-интернате, где разворачиваются непростые отношения подростка-ученика и его отца-преподавателя. Существенная часть этой истории была для писателя автобиографичной – он использовал опыт своего пребывания в подобном учебном заведении, чтобы продемонстрировать навыки создания напряжения внутри класса, где учится главный герой, в стенах школы, где к студенту относятся предвзято из-за отца, не слишком ладящего с директором и другими учителями, и во внешнем мире, с которым подростку тоже нужно выстраивать взаимосвязь. Хэмингсон до блеска отшлифовал каждую строчку пилотного эпизода задуманного им сериала, но не смог привлечь им ни одну студию. В лучшем случае ему предлагали другие проекты, в худшем – отправляли проект на доработку.

-4

С другой стороны, давайте посмотрим на режиссера "Оставленных" Александра Пэйна. За исключением трагикомедии "Небраска", сценарий которой написал Боб Нельсон, Пэйн всегда принимал участие в подготовке литературной основы своих картин. Не обязательно это были его идеи или сочиненная им история, но постановщик каждый раз пропускал сюжет через свой персональный опыт, а потому мог придать чужим словам особенную эмоциональность и чувственность. Следуя этим путем, Александр Пэйн вышел на старый французский фильм под названием "Мерлюсс", зарисовку 1935 года, в которой рассказывается о школе-интернате накануне Рождества, где нескольким сорванцам приходится остаться под надзором строгого учителя. Пэйн захотел снять англоязычный ремейк, но столкнулся с проблемой – у него не было опыта учебы в школе-интернате, а значит, проникнуться полностью этим проектом он не мог.

-5

В 99 случаях из ста подобные идеи никогда не пересекаются и исчезают в бездонной пропасти нереализованных проектов. Но в данном случае произошло чудо – черновик сценария Хэмингсона попал в руки Пэйна. Нет, режиссер не взялся снимать пилот сериала, но понял, что перед ним работа человека, способного правильно адаптировать "Мерлюсса", опираясь на свой опыт обучения в школе-интернате. Пэйн разыскал номер Хэмингсона и позвонил ему (разумеется писатель сперва посчитал, что это розыгрыш) с предложением написать самостоятельную историю, в которой сохранилась бы канва сюжета французской ленты, но действие развернулось бы в Америке 1960-х.

-6

Хэмингсон настолько воодушевился предложением, что согласился на работу с так называемой опцией отсроченной компенсации – то есть сценарий был написан бесплатно с прицелом на то, что им удастся заинтересовать крупную студию или щедрого инвестора. В какой-то мере, так и получилось. Более того, презентовать будущий фильм Пэйн отправился, заручившись поддержкой Пола Джаматти, актера, которого авторы видели в главной роли. Безусловно, это было достаточно рискованно, но тройственный союз, обмениваясь идеями, всё больше утверждался в способности сделать из переработанного сценария блистательное жизнеутверждающее оригинальное кино. Кино, с которым не стыдно будет и к зрителям выйти, и критикам показать, и на "Оскар" выдвинуть.

-7

Да, "Оставленные" существенно изменили сценарий, который изначально был написан Дэвидом Хэмингсоном. Ему пришлось уйти от конструкции "отец и сын", превратив Пола Ханэма, героя Джаматти в "отцовскую фигуру" для юного Ангуса. Сценарист подошел к этому изменению с определенным изяществом – Ханэм частично списан не с отца Хэмингсона, а с его дядюшки, тоже преподавателя. От дяди он почерпнул часть выражений, которыми ругается в фильме Пол, от него же перенят психологический портрет героя – человека любящего и доброго, но скрывающего эти чувства за суровостью и грубостью. "Близость и доверие позволяют вам ругать близких и дорогих вам людей. Хуже, если вы друг к другу равнодушны", – считает автор сценария.

-8

На начальном этапе Хэмингсон и Пэйн опасались сравнений с драмой "Общество мертвых поэтов", поэтому искали возможность оставить Ангуса и Пола одних в школе. И тут на помощь авторам снова пришел личный опыт сценариста. Он вспомнил случай из своей бытности студентом Йеля – один из обеспеченных студентов устроил за пределами кампуса вечеринку и нанял для передвижения автобус. Когда транспорт прибыл к университету, ученик из числа приглашенных вернулся в свою комнату и в результате не уехал с остальными. Чуть добавив снобизма, абсурда и безумия, Хэмингсон поменял автобус на вертолет, а вечеринку на поездку на лыжный курорт. Пэйн изначально посчитал, что такой поворот будет не очень правдоподобен, но сценарист убедил режиссера в том, что именно так в "Лиге плюща" всё и происходит.

-9

В конечном счете, имущественное неравенство стало важной частью структуры фильма. "Оставленные" – это не "Бойцовский клуб", здесь нет претензий на разрушение капиталистической системы и установление анархии, но исследуется разочарование людей, не имеющих иного выбора, кроме как ежедневно тяжело трудиться, с боями отбивая каждый доллар и не строя далеко идущих грандиозных планов. Кто-то летает на вертолетах, а кто-то принимает как должное скромный ужин в конце рабочего дня и беспросветную рутину копеечного труда. В этом плане показателен образ школьной кухарки Мэри – всю жизнь она работала на то, чтобы скопить денег на учебу сыну, но тот погиб во Вьетнаме, а иначе женщина жить не умеет, и она просто продолжает грузной тенью существовать в своем тусклом мире.

-10

Впрочем, это уже тема для совсем иного разговора. Мне же хотелось показать, как неожиданное стечение обстоятельств подарило миру прекрасное кино. Неизвестно, каким бы получился сериал, попади сценарий Хэмингсона в другие руки и получи зеленый свет, возможно, его бы никто не заметил. Нет никаких гарантий и тому, что из прямого ремейка "Мерлюсса" получился бы фильм, достойный глубокого разбора. Но взаимно друг друга дополнив, Пэйн и Хэмингсон создали картину, которая уже отмечена несколькими наградами за сценарий и актерскую игру, а так же претендует на "Оскары" в пяти категориях. По удивительному стечению обстоятельств, работа, от которой все отказались, может стать главным достижением в карьере Дэвида Хэмингсона, начинавшего с детских приключений и мечтавшего об экранизации своего школьного прошлого.

-11

Я обычно не делаю ставки на результаты церемонии награждения Американской киноакадемии и не пытаюсь предугадать, кто уйдет с нее победителями. Но болеть за кого-то запретить себе не могу. И в категории "Лучший оригинальный сценарий" мое сердце отдано "Оставленным" – это теплое, светлое, грустное, но оптимистичное в своем неизбежном итоге кино. Я такое люблю, и хочу, чтобы таких лент было больше. Хотя из всей рассказанной выше истории можно сделать только один вывод – подобное происходит, только благодаря особым, непонятным нам и невидимым глазом течений Вселенной.

-12

Может быть, если фильм возьмет свои "Оскары", мы еще вернемся к этой картине, но пока стоит обратить взор и не другие фильмы и сериалы – благо, их много, и написать есть о чем. Если вам такие тексты интересны, заглядывайте к Киноведу в штатском регулярно – у нас новые материалы не заставляют себя ждать. Еще больше интересностей – в нашем телеграм-канале, не отказывайте себе в удовольствии, подписывайтесь. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не закрывайтесь от чувств, и...

-13

Увидимся в кино!

Дополнительные материалы:

Оскар 2024 | Киновед в штатском | Дзен