Женщины всего мира носят брюки каждый день – это практично, очень удобно и, кстати, еще и красиво. Но мы редко задумываемся о том, что у этого предмета интересная и сложная история, и еще каких-то сто лет назад выйти на улицу в брюках женщине было почти немыслимо: как минимум освистают, того хуже – составят протокол. Сегодня поговорим о том, как эта вещь из предмета стыда перешла в неотъемлемый элемент женского гардероба.
Древность и средневековье
В древности, как ни странно, строгих разграничений между мужчинами и женщинами в вопросе прикрытия наготы почти не было. Так, древние греки и гречанки одевались в туники, накидывая сверху пеплосы. Существенное различие заключалось лишь в том, что женская туника была длиннее. А вот штаны были совсем не в почете: “шаровары” считались одеждой варварской. Только с приходом христианства, уже в средневековье, появились стандарты мужского и женского костюма: мужчины оделись в брюки (по крайней мере в нечто на них похожее), женщины – в платья и юбки.
Однако неправильно полагать, что все женщины ходили строго в юбках. Женщины кочевых племен, а также жительницы Востока одевались в шаровары, чем, кстати, не уставали шокировать европейцев.
Нам известны воспоминания британки Леди Мэри Уортли Монтегю: она путешествовала по Османской Империи со своим мужем-дипломатом и писала о том, что женщины там кажутся сильно свободнее и вполне себе спокойно носят удобные штаны. А из путешествия она вернулась с множеством вещей восточного женского гардероба, чтобы показать их своему окружению. Так, медленно но верно, европейские женщины, вдохновляясь порядками Восточных обществ, стали осознавать необходимость перемен.
Причем тут велосипеды?
Конец XIX века, среди прочего, ознаменовался появлением велосипеда – “бицикля”, точнее. Конечно, он сразу стал исключительно мужским средством и увлечением. Как вы себе представляете женщину в длинной тяжелой юбке на велосипеде? Правильно, никак.
Но это не значит, что проблема неравенства тут никак не решалась. Так, велись разработки такой модели велосипеда, на которой женщина может ездить, внимание, боком – крутя одну педаль. А что делать с тем, что подол длинной юбки пачкается о землю или, не дай Бог, задирается, оголяя часть ног? Правильно, нужно оклеить его клеенкой или пришить тяжелые оловянные пуговицы. Конечно, все это неудобно и некрасиво, но зато без брюк.
Да, прогрессивные и изобретательные женщины тех времен были бы с вами согласны: все это похоже на абсурд. Так, они начали модернизировать юбки: госпожа Бельгрейв, например, изобрела “превращающуюся” юбку со шнурами спереди и по бокам: тянешь, и юбка становится короче. Почти удобно, но все равно утомительно. Не желая более подобных ухищрений, женщины стали одеваться в мужские костюмы, пряча волосы и лицо – чтобы никто не узнал.
И все же кто-то должен был это остановить. В 1891 году этим “кем-то” стала англичанка Амелия Блумер: она изобрела “рациональный костюм” и впервые появилась в нем на публике. А вот, как он выглядел:
Шаровары чуть ниже колен, белая рубашка, бархатный вестон с металлическими пуговицами поверх, маленький галстук, длинные фильдекосовые перчатки и черная войлочная шляпка. Такой костюм стал очень популярным среди европеек и даже среди дам Российской Империи – тут он стал называться “женским самокатным костюмом”.
Шаровары в законе
Однако женщинам все равно приходилось не легко: шаровары и виднеющиеся под ними ноги считались развратом и “оскорбляли женскую стыдливость”. Их освистывали, публично оскорбляли, задерживали и даже штрафовали.
Но со временем “рациональный костюм” все же узаконили: в 1897 году в Оксфорде для этого был созван международный конгресс, в заседаниях которого участвовали прогрессивные представительницы высшего света. Дело приобрело удивительные обороты: в залы заседаний не допускались женщины в традиционных платьях, и попасть туда можно было только одетой в “рациональное”. Известна история о том, как для освещения событий прямо на месте пришлось переодеваться корреспондентке Daily Telegraph, которую в ее парижских платьях не пускали в места, отведенные для журналистов.
По итогу костюм был легализован, и Конгресс призвал руководства европейских стран и городов прекратить преследования женщин в шароварах.
Конечно, до полной легализации и принятия обществом нового женского костюма пройдут годы, но само решение Конгресса стало важным шагом в борьбе за право женщин одеваться удобно.
В Россию новая мода пришла только в 90-х годах XIX века с “подачки” петербургских балерин, которые привозили с гастролей по Европе красивейшие “рациональные костюмы”. Их первые велопрогулки, как полагается, делали много шума в обществе, однако через каких-то 3-4 года женщины стали коллективно появляться в шароварах не только на сезонные общества велосипедистов-любителей, но и на танцевальные и увеселительные мероприятия.
Брюки – в моде
В жизни людей всего мира пришла Первая мировая война. Только в военное время ношение брюк женщинами перестало кого-либо волновать: женщины трудились в тылу на фабриках в рабочих комбинезонах из соображений практичности и удобства. Однако это воспринималось, как мера временная и вообще-то вынужденная, и в послевоенное время все начало возвращаться на круги своя…
Но в моду пришла революционерка Коко Шанель. Она изобрела новую модель брюк – специальных, в которых нужно плавать на гондолах Венеции. Они стали прародителем широких “брюк для яхты”, впервые соединивших в себе удобство и элегантность.
Тогда все и началось: в 30-е годы женские брюки захватили Голливуд: Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн и другие звезды того времени покоряли мир своими брючными костюмами.
В 40-е – снова война, женщины снова массово выходят на военные фабрики и заводы, и брюки и брючные комбинезоны наконец становятся полноценным элементом женского гардероба по всему миру.
1966-й год стал исключительно поворотным благодаря Иву Сен-Лорану: он стал первым модельером, одевшим женщину в смокинг. Муза и подруга Ива Катрин Денев стала первой, кто продемонстрировал на себе его женский смокинг, а Бьянка Джаггер выбрала белый смокинг в качестве своего свадебного наряда, выходя замуж за Мика Джаггера.
Дело Ива в 1980-е продолжил Карл Лагерфельд: став новым креативным директором Chanel он переосмыслил придуманный Габриэль силуэт брюк и представил миру образ современной женщины – свободной, статной, сильной и, конечно, элегантной.
Окончательно брюки на женщинах стали нормой только в конце прошлого столетия. Сегодня мы не ограничены в выборе удобной и красивой одежды. Кончено, нам стоит это ценить.