Найти в Дзене
Стражи Родины

Трогательнее истории и печальнее конца женской дружбы и не придумать: что стало с героинями фотоснимка "Боевые подруги"

Вот и все. Уникальная история "Боевых подруг" похоже подходит к концу... Думаю, что многие видели их первую, вторую и даже третью фотографию, но мало кто знает удивительную историю не менее удивительной и крепчайшей дружбы девушек с фото, ведь, как оказалось, они были подругами всю свою жизнь! На первой фотографии были все трое, были молодыми и счастливыми. Вторая фотография случилась спустя десятилетия, именно её, вы, скорее всего, и видели. На ней они всё так же втроем, хотя возраст начинает потихонечку давать знать о себе. Третья фотография была сделана 20 лет спустя, и на ней уже не было одной из подруг. Четвертая... Об истории настоящей женской дружбы, о том, как создавались знакомые нам фотографии и о той самой - четвертой фотографии, об этом я и хотел вам сегодня рассказать. В далеком 1982-м году фотограф престижного в СССР издания «Советская Россия» Павел Кривцов работал над изданием альбома собственных фотографий. И в процессе этой подготовки наткнулся на старый снимок, сдел

Вот и все. Уникальная история "Боевых подруг" похоже подходит к концу... Думаю, что многие видели их первую, вторую и даже третью фотографию, но мало кто знает удивительную историю не менее удивительной и крепчайшей дружбы девушек с фото, ведь, как оказалось, они были подругами всю свою жизнь!

На первой фотографии были все трое, были молодыми и счастливыми.

Вторая фотография случилась спустя десятилетия, именно её, вы, скорее всего, и видели. На ней они всё так же втроем, хотя возраст начинает потихонечку давать знать о себе.

Третья фотография была сделана 20 лет спустя, и на ней уже не было одной из подруг.

Четвертая...

Об истории настоящей женской дружбы, о том, как создавались знакомые нам фотографии и о той самой - четвертой фотографии, об этом я и хотел вам сегодня рассказать.

В далеком 1982-м году фотограф престижного в СССР издания «Советская Россия» Павел Кривцов работал над изданием альбома собственных фотографий. И в процессе этой подготовки наткнулся на старый снимок, сделанный другим человеком сразу после Победы 1945-го. Карточка запечатлела трех очаровательных девушек в военной форме РККА, счастливые лица которых яснее любых слов говорили, насколько они рады окончанию этой битвы и переполнены мечтами о мирном будущем.

И Павел задумался – а исполнились ли их мечты? Что стало с этими людьми спустя почти четыре десятка лет? Чтобы это выяснить, фотограф отправился в Старый Оскол, где до сражения жили эти девушки, по приезду он узнал самую невероятную историю непобедимой дружбы, прошедшей испытание временем, сражениями и сложностями.

Чтобы «рассмотреть» это удивительное фото, обязательно нужно поближе познакомиться с его лицами.

Одной из девушек на фото является Аня Чекрыгина, которая родилась в 1916-м в Новом Осколе. Вера Сафронова появилась на свет годом позже, в 1917-м, в небольшом селе Косицыно. Нина Муравецкая оказалась в этой тройке самой младшей – она увидела этот мир аж в 1918-м в деревеньке Севальнево.

Время летело очень быстро и все пришло к тому, что их жизненные дорожки пересеклись в 1933-м, когда они начали свои трудовые свершения на местном птицеводческом хозяйстве, устроившись туда птичницами.

-2

Как пересеклись – так больше никогда и не расплетались, потому что девчонки сдружились накрепко и пошли по жизни рука об руку. Вместе вступили в комсомол, вместе с началом ВОВ успешно закончили курсы санитарной дружины, а через несколько месяцев – тоже вместе добровольцами отправились на фронт.

Армия подруг не разлучила – всех определили в 105-й эвакоприемник, который следовал сразу за передовой. И всех превратностей реальных сражений на их долю хватило с избытком. Аня, Вера и Нина готовили пострадавших к операциям прямо под огнем врага и во время бомбежек, спасали раненых из воды после попадания снаряда в эвакуационный пароход, а иногда и вовсе оказывались в самой гуще боев.

Так что не удивительно, что тот самый День Победы, который они встретили в Праге, был моментом подлинного счастья и безудержного веселья. Такой момент нужно было сохранить на память – и собирающиеся в родные края санитарки сделали на память знакомую всем нам фотографию, которую через годы и найдет Кривцов.

-3

Павел напечатал снимок на самом большом формате, который тогда был ему доступен – и вместе с ним отправился побеседовать с тремя фронтовыми подругами. И к немалому для себя удивлению выяснил, что вернувшиеся с фронта девушки не разошлись в разные стороны и после ВОВ, в мирной жизни.

Они вернулись в Новый Оскол и думали, что продолжат работать по медицинскому профилю – однако восстанавливающейся стране были крайне нужны именно их прежние трудовые навыки. Птицеводческое хозяйство немцы уничтожили почти подчистую, и рабочих рук на нем катастрофически не хватало. За восстановление производства пришлось побороться ничуть не слабее, чем на ВОВ. И у них все великолепно получилось – все заработало даже лучше, чем в довоенные времена.

Девушки оказались не просто комсомолками и красавицами, но и труженицами на зависть всем. В 1957-м трем подругам, ставшим уже известными в городе своей неразрушимой дружбой, присвоили звание почетных работниц – эффективность нового птичника была выше всяких похвал. Все трое создали семьи, успели отпраздновать новоселья – но из виду друг дружку никогда не упускали.

-4

Журналист издания «Ленинская смена», приехавший брать у них в 1965-м году интервью, удивленно спросил – вы что же, все еще крепко дружите? На что Нина Муравецкая за всех ответила – да, это ведь на всю жизнь!

И Павел Кривцов, встретившись с этими удивительными женщинами в 1982-м, вынужден был признать – над этой дружбой время не властно. Потому что и на тот момент в этом деле совершенно ничего не изменилось. Так появился второй снимок, «Боевые подруги», опубликованный в «Советской России» и впечатливший всю страну: непобедимая троица за чаепитием, а над ними – та самая первая фотография из 1945-го. Хозяйка дома, Вера Сафронова, повесила ее на стену – и с тех пор никогда не убирала оттуда.

-5

Увы, но рассыпавшийся как карточный домик Нерушимый Союз радикально изменил жизни всех своих граждан. А последовавшие за этим рассыпанием 90-е превратились в серьезное испытание. Для всех – в том числе и для Павла Кривцова. Но смутные времена закончились, а память об удивительной истории, свидетелем которой стал фотограф, сохранилась и не давала покоя.

Что теперь осталось от крепкой когда-то дружбы? – частенько думал про себя фотограф.

В 2001-м Павел снова отправился в Новый Оскол – чтобы снова узнать, что некоторые вещи не меняются не смотря не на что! В доме Сафроновых по-прежнему висело фото из 1982-го, а подруги по-прежнему были неразлучны на протяжении всех этих трудных лет. Но время понемногу брало свое. Анечка Чекрыгина, обладательница ордена ВОВ и нескольких медалей (включая «За боевые заслуги») и многократная победительница соцсоревнований, покинула этот мир в 2000-м. И там, где она сидела в прошлый раз, для нее была по-прежнему приготовлена чайная чашка – и лежала роза. Дружба – она такая...

-6

В тот день был сделан последний, третий снимок, соединивший все остальные в единое и неразрывное целое. Увы, но именно он и оказался последним. В 2005-м не стало Веры Сафроновой, Героя Соцтруда и просто замечательного человека. А в 2011-м завершился жизненный путь Нины Муравецкой, лучшего бригадира своего цеха и мамы пятерых сыновей.

И как бы сложно во всё это было поверить, но до самого последнего вздоха в своей жизни каждая из них была безоговорочно верна своим подругам. Семь десятков лет!

Считаю, что именно такие истории и заслуживают кучи просмотров, лайков и прочих штук, а не все эти истории о полураздетых звездочках. Ставьте палец вверх, если считаете так же, ну и если вам понравилась моя сегодняшняя статья, разумеется.

... Пусть говорят, что дружбы женской не бывает
Пускай болтают, но я то знаю
Что мы с тобою ни на что не променяем
Сердечной дружбы нам подаренной судьбой...

А как считаете вы, если ли та самая - женская дружба? Пишите свое мнение в комментариях.

Держите подборку самых интересных статей моего канала: