Сложно представить, что все эти годы думал Герой Советского Союза Иван Яковлевич, которого не просто называли предателем, изменником и врагом народа, но еще и не за что посадили на целых 15 лет, как оказалось позже незаконно!
Но как так вышло, что самого настоящего Героя усадили за решётку, а после того как он вышел еще и начали проклинать как врага народа? Давайте разбираться во всем этом ужасе.
Годы перед Великой Отечественной войной были для Союза предельно сложными. Это было не только время великих свершений – но и период, когда за просто какой-то не вовремя прочитанные стихи запрещенного поэта за решеткой мог оказаться даже самый безупречный патриот.
И в лагеря попадали люди, которые любили свою родину всей душой, но волею судьбы оказались под катком веяний этого сурового времени. И когда страна оказалась в реальной опасности, такие люди забывали допущенную в отношении их несправедливость и сражались за свою землю с невероятным героизмом.
Именно таким человеком был и Иван Яковлевич Кондратец. И жизнь его никто не назовет простой и гладкой – однако героической она была без всяких сомнений. Как же сложился его удивительный жизненный путь?
К чему приводит страсть к поэзии
Многие считают любовь к хорошим стихам признаком хорошего вкуса – но как вы уже могли догадаться, для Ивана она вылилась в долгие годы лагерей.
Вы не поверите, но для этого ему понадобилось просто процитировать напрочь запрещенного в те годы Мандельштама не тому собеседнику – за что в 1938-м, в 19-летнем возрасте, попал под статью 54-10 УК Украинской ССР и получил жесткий приговор – 7 лет лишения свободы. И вплоть до октября 1942-го тот оказался в очень отдаленных от нормальной жизни местах...
Однако ситуация на фронте в то время требовала привлечения всех доступных ресурсов – и многие заключенные были бы рады принять участие в сражениях за свою страну. Так что не удивительно, что им предоставляли такой шанс.
Из узников лагерей формировались целые дивизии, причем с самого начала войны. Еще в 1941-м из заключенных Еланских лагерях была укомплектована 44-я запасная стрелковая бригада. В Свердловске точно так же создали 153-ю стрелковую дивизию, которая после боев под Витебском и потери семерых из каждых десяти бойцов была переименована в 3-ю гвардейскую. В Артемовске сформировали 162-ю стрелковую дивизию – она практически сразу была задействована в боях на витебском направлении.
В конце концов Кондратец сменил лагерь на Ташкентское пулемётное училище. Впрочем, обучение не затянулось: как только стало ясно, что основами работы с этим оружием он овладел, его сразу отправили на фронт.
Воинственный поклонник запрещенной литературы
Причем его отправили не просто на фронт, а в самое его пекло – он оказался в самом эпицентре битвы за Днепр. И продемонстрировал воистину выдающиеся качества – как военные, так и личные. В числе бойцов передового отряда он первым форсировал эту водную преграду, а в пиковый момент завязывающегося боя даже подменил погибшего комвзвода подняв сослуживцев в штыковую атаку.
Приняв на себя командование подразделением, он сумел настолько грамотно организовать оборону занятого участка, что обеспечил условия для переправы всего батальона и удержал позицию до подхода главных сил. Причем не просто отдавал приказы, а активно участвовал в бою. Например, когда немецкий пулеметчик создал для бойцов проблему, Кондратец скрытно обошел его позицию и разобрался с проблемой точным броском гранаты.
Его невероятное мужество было дерзким – но при этом еще и крайне продуманным и расчетливым. Так что очень быстро командование представило его не просто к награде, а к высшему символу признания воинских заслуг – к Звезде Героя. Наградной лист этого Героя со всей очевидностью говорил, что причин для этого было просто в изобилии.
Только посмотрите на это:
Например, в начале октября 1943-го, в ходе наступательной операции, он снова встал на место раненого командира и сумел выполнить ту задачу, которая была поставлена перед подразделением.
Причем «по ходу событий» он лично уничтожил одиннадцать фрицев. А еще через восемь дней вставший в боевое охранение Иван сумел вовремя заметить немецкую разведгруппу и разобрался с ней в одиночку – два фашиста убиты, офицер – взят «языком».
Не удивительно, что в феврале 1944-го приказ о присвоении Кондратцу звания Героя вступил в силу. Проблема была только в том, что сам Иван в тот момент снова оказался в лагере, но на этот раз – в немецком...
Всему виной была контузия, полученная в одном из сражений у Кривого Рога. Он был сразу отправлен в лагерь, откуда несмотря на состояние попробовал сбежать - неудачно. Потом – карцер, а за ним – отправка под Гамбург, в лагерь смертников, выбраться из которого живым уже было попросту нереально. Дошедший до предела истощения Кондратец понял, что единственный способ спастись и получить реальный шанс убежать – это согласиться работать на немцев.
После согласия он прошел диверсионную подготовку и 9-го ноября 1944-го года влился в ряды участников абверовской операции «Цеппелин». Но как только он оказался в Польше, на землях вот-вот перешедших под контроль РККА, он сразу же нашел ближайшее советское подразделение и сдался.
На допросах он ничего не скрывал – ни как получил ранения, ни через что прошел, ни какое задание поручили фашисты, ни почему сразу пришел к своим. Он пытался доказать, что работа на немцев была единственным способом вырваться из плена – но ему никто не поверил. Что не удивляет – тогда при таких раскладах не верили даже людям с безупречным прошлым, а уж при довоенной судимости Ивана...
Дальше началось еще интереснее.
Решение военного трибунала по его делу было вполне закономерным на тот момент – 15 лет. И до 1955-го он находился в Песчаном лагере. А потом в его судьбе случился кардинальный поворот.
Начался пересмотр подобных дел, и в январе 1954-го его приговор был опротестован. А летом 1955-го срок наказания был сокращен до фактически отбытого, и Иван Яковлевич Кондратец наконец-то был освобожден.
Следующие десять лет особой сказкой для него не были – все местные были в курсе, что в свое время его признали «врагом народа». А о своем участии в войне он не рассказывал: бессмысленно, все равно не поверят. И справедливость восторжествовала только весной 1965-го. Знакомый Ивана в свежем номере «Красной звезды» обнаружил его фамилию, и не где-то – а в статье о героях, удостоенных высочайших наград, но по каким-то причинам их не получивших.
Дорога к признанию заслуг
Однако когда Кондратец приехал за заслуженной Звездой в Москву – ему ее не отдали. В Министерстве обороны началась долгая эпопея: одни считали, что награду следует вручить, другие – что при такой судимости об этом не может быть и речи. Споры, комиссии, заседания и совещания длились аж до середины 60-х и в конце концов дело истребовал председатель Верховного суда СССР.
И высшая инстанция приняла верное решение: приговор военного трибунала – отменить, дело прекратить – здесь нет состава преступления. Получению награды не мешало уже ничего, и конце весны 1966-го, на огромном митинге в его родном поселке Варва под Черниговом Иван Кондратец со всем возможной торжественностью получил так долго к нему шедшую и такую заслуженную Золотую Звезду Героя.
Более того – инициативой Верховного Суда Ивану была назначена персональная пенсия. Поэтому последние почти четыре десятка лет этот героический человек прожил, наконец-то получив заслуженное уважение и признание всех своих немалых заслуг.
Не знаю как вы, но я искренне считаю, что Иван Яковлевич понес крайне незаслуженное наказания, и обвинять его не стоило ни суду, ни уж тем более его сельчанам, которым даже в страшном сне не приснится то, через что пришлось пройти Кондратцу. Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал если считаете так же, ну и если вам понравился мой сегодняшний материал, разумеется.
Интересно, а как считаете вы, заслуженно ли его так долго «мучали» или нет? Пишите свое мнение в комментариях.
Самые интересные статьи канала "Стражи Родины":