В конце января, по традиции – с ралли Монте-Карло – стартовал новый сезон чемпионата мира по ралли – WRC-2024. Это уже 52-й чемпионат мира по ралли, а первый чемпионат мира состоялся в 1973 году.
Итоги первого этапа чемпионата мира по ралли нынешнего года мы уже публиковали, а в рамках этой статьи мы сделаем небольшое превью уже начавшегося сезона, сделаем обзор изменений в правилах, состава основных команд и ознакомимся с календарем нынешнего сезона.
Начнем с календаря нынешнего сезона. На 2024 год сохранилось прежнее количество этапов – 13, хотя были планы увеличить число этапов до четырнадцати.
Из календаря исчезло ралли Мексики, которое в прошлом году было третьим этапом. Вместо ралли Мексики третьим этапом 2024 года станет ралли Кении, которое в прошлом году было седьмым этапом и проходило в конце июня.
А вместо Кении седьмым этапом нынешнего сезона станет ралли Польши. Первый раз ралли Польши проходило в рамках чемпионата мира в 1973 году, затем состоялось в 2009 году, а потом еще четыре раза - с 2014 по 2017 год. Последнее ралли Польши в ранге чемпионата мира выиграл Тьерри Невилль на автомобиле Hyundai.
Также из календаря 2024 года пропало ралли Эстонии. Но в этом случае произошла рокировка – вместо ралли Эстонии будет проведено ралли Латвии. Это будет дебют ралли Латвии в чемпионате мира по ралли. Прежде это соревнование называлось ралли Лиепая, и было частью чемпионата Европы по ралли (с 2013 года).
Еще одно изменение – ралли Сардиния в Италии пройдет в новом формате – за два дня вместо традиционных трех основных гоночных дней. Это эксперимент в рамках проекта компактного уик-энда.
На сезон 2024 года изменилась система начисления очков. В прошлом году лучшая десятка пилотов получала зачетные очки по итогам последнего дня ралли по системе: за первое место – 25 очков, за второе место – 18 очков, за третье – 15 баллов и т.д. Плюс дополнительные очки по схеме 5-4-3-2-1 получала лучшая пятерка пилотов на последнем спецучастке ралли, который получил наименование Power Stage.
На сезон 2024 года сохранились дополнительные баллы за Power Stage. А вот основные очки теперь начисляются по новой, 2-уровневой, системе.
Основные очки теперь получает лучшая десятка пилотов по итогам субботы по схеме: 18 очков за первое место, 15 баллов – за второе, 13 очков – за третье и далее 10–8–6–4–3–2–1.
А по итогам воскресного дня ралли зачетные баллы получает лучшая семерка пилотов по схеме 7-6-5-4-3-2-1. Это было сделано для того, чтобы усилить борьбу в воскресенье (раньше зачастую пилоты в последний день ралли берегли шины и машину для финального Power Stage).
Как и прежде, все участники чемпионата мира разделены на несколько категорий. Основными являются три из них: топовый класс WRC Rally1, на строчку ниже расположен класс WRC-2 Rally2, затем идет WRC-3 Rally3. Кроме них еще есть класс юниоров, местные категории Rally4 и Rally5.
На победу в кубке производителей и на титул чемпиона мира могут претендовать только те, кто выступает в топовом классе WRC Rally1. Как и в прошлом году, в классе WRC Rally1 выступает только три автопроизводителя: Toyota, Hyundai и Ford.
Чемпион прошлого года среди производителей – команда Toyota Gazoo Racing WRT – сохранила свой прежний состав. У нее будет два основных экипажа: на машине под номером 33 будет стартовать британец Эфлин Эванс, а на машине №18 – японец Такамото Кацута. Автомобиль - Toyota GR Yaris Rally1.
2-кратный чемпион мира Калле Рованпера и 8-кратный чемпион мира по ралли Себастьен Ожье будут выступать за команду Toyota, но по укороченной программе и только на некоторых этапах.
За команду Hyundai Shell Mobis WRT продолжит выступать бельгиец Тьерри Невилль, а за рулем второго боевого автомобиля Hyundai i20 N Rally1 будет стартовать эстонец Отт Тянак, который в прошлом году выступал за команду Ford.
Эсапекка Лаппи остался в команде Hyundai, но будет выступать на неполном расписании. А еще один боевой автомобиль Hyundai будут делить Андреас Миккельсен и Дани Сордо.
За команду M-Sport Ford WRT будут выступать два основных экипажа: француз Адриен Фурмо и Грегуар Мюнстер, бельгийский пилот, который выступает по лицензии Люксембурга. Автомобиль - Ford Puma Rally1.
Француз Пьер-Луи Лубэ, который выступал за команду Fordв классе WRC Rally1 прошлом году, перешел в WRC-2 Rally2 и будет выступать за команду Toksport WRT.
Напоследок скажем пару слов про Николая Грязина, который в прошлом году выступал за команду Toksport WRT под нейтральным флагом. В сезоне 2024 года Николай Грязин будет выступать в WRC-2 Rally2 за бельгийскую команду DG Sport Competition на автомобиле Citroen C3 Rally2 по болгарской гоночной лицензии.