Это седьмой урок первого модуля "Откровение о Логосе" курса христологии от Джона Краудера. Первый урок здесь. Курс состоит из 12 модулей.
Итак, подитоживаем все с самого начала. Иисус открывает нам Своего Отца. Мы видим, что Бог определяется внутренней жизнью Троицы, которая была излита на Его творение. Отец, Сын и Дух Святой в отношениях любви друг с другом — это формирует у нас представление о том, Кто есть Бог. И в этом огромное отличие от видения Бога, как большого набора абстрактных идей, о которых мы говорили.
Только глядя на Иисуса — и таким образом глядя на Троицу — мы можем избежать абстрактной гонки за ветром, ведь это лишь пустые догадки. Потому люди и настолько разочарованы в богословии, потому и у меня такое чувство, что вся сфера философии — это глупость, поскольку все построено на недостойных банальных устремлениях. Здесь нет эпистемологического основания, нет способа познания. Сам Иисус есть Розеттский камень, раскрывающий человечеству единственно верный язык понимания Бога.
Тайна была поглощена откровением Бога о Себе Самом в Его Сыне Иисусе. Поэтому для всех нас, борющихся с плохим богословием, жизненно важно обрести ясное понимание Бога, открытое в Иисусе.
Тогда, и только тогда можно увидеть созерцателя и богослова как двоих человек в одном. И слава Богу за созерцательных харизматических христиан, которые не желают утверждаться на безжизненных пустых богословских ответах, — мне это понятно. Но также нам нельзя и пребывать в вечном состоянии голода и незнания. Мы не должны стимулировать отвращение к знанию из-за того, что несовершенное знание в прошлом заводило нас во множество тупиков. Факт в том, что однажды мы познаем полностью. Истинное знание — это не просто данные, это Личность.
И наша жизнь открытия — это жизнь пира, когда чешуя неизвестного спадает с наших глаз через переживание общности лицом к лицу. Как было показано в конце пути в Эммаус, Иисус Христос есть познание непознаваемого Бога.
Друзья, это важно. Ведь весь этот курс — это не просто какое-то сухое аналитическое богословское учение, чтобы мысленно отъехать. Мы говорим о том, что кто-то выносит суждения лишь из своей головы, но на греческом голова и сердце обозначаются одним словом. Поэтому не смотрите на этот шестинедельный курс, как на работу, чтобы спустить богословское знание вниз из головы в сердце, вообще-то это работает как раз наоборот. Дух уже бессловесно написал на вашем сердце. И мы получаем то, что уже там есть, что мы уже «знаем» где-то в глубине, глубоко, в интимном глубоком познании. И это как пузырь поднимается вверх и соединяется с пониманием в разуме, вы ухватываете эту мысль и уже можете ее выразить.
Даже не могу перечесть, сколько раз за многие годы я встречался с какими-то людьми, и они говорили: «То, чему ты учишь, я каким-то образом уже знал. Я не мог этого выразить словами, не знал, как, но все равно как-то знал это».
Итак, мы не отрицаем необходимости богословия, мы просто говорим, что надо делать это правильно. Единственный путь к познанию Отца лежит через созерцание Сына. И, опять же, давайте еще раз проговорим: у каждого человека есть богословие, ведь богословие — это ваше видение Бога. Даже у атеистов есть видение Бога, у вас оно также есть. И это либо радостный Бог, либо дрянной. Надеюсь, что это учение будет каким-то богословским антидепрессантом.
Иисус становится для нас образом того, как выглядит Бог. И это же радостная весть! Это говорит нам о том, что всемогущий Бог пребывает в хорошем настроении, Он за нас, Он включил нас в наследие, в совершенство, в Свое естество, в совершенный акт спасения. Во всей вселенной не может быть лучшей новости!
Бог уже ясно проговорил в Своем Сыне, полностью, окончательно, определенно. Он совершил в Своем Сыне одну достаточную жертву так, что больше ничего не осталось доделывать. Он достиг полного и окончательного спасения. Иисус, Сын Божий, есть истинная цель и суть всего творения. И даже эти слова — это не просто аналитические знания об Иисусе, но, опять же, интимное познание и пребывание в Иисусе, когда сердце и разум находятся в гармонии.
Тем не менее, опять же, есть некоторые люди… позвольте добавить напоследок. Некоторые говорят, что самое главное — это отношения. Окей, но они так говорят, вообще отрицая важность богословия как такового. Подумайте вот о чем: жизнь столь многих людей вращается вокруг необходимости иметь «личные отношения» с Богом до тех пор, пока это не становится работой, напрягом постоянного следования за Его голосом, попыткой различить Его цель, Его планы для нас. Но наш фокус или, как минимум, такова тенденция, направлен на постоянный «поиск направления», «гадание на кофейной гуще», «поиск предназначения», слышание какого-то туманного голоса», «какой-то эфирной сущности», которую мы называем Богом. Это и есть «божественная штуковина» — наши собранные воедино сборники ограниченного восприятия Его. Это может радикально увести нас в сторону под видом «личных отношений», если не утверждено на окончательном фундаменте личности и работы Самого Иисуса Христа, — мы упустим вообще все.
Богословие — это правильное описание Иисуса, вне этого мы пребываем в полной тьме относительно Божьей природы, Его путей и Его дел. Помимо Иисуса все, что у нас есть — лишь догадки. Понимаете, жизнь не в том, чтобы пытаться понять, что же Иисус хочет нам сказать. Сам Иисус есть послание, Он пришел не для того, чтобы рассказать нам о Боге, Он есть воплощение слова Божьего для тебя. Он не просто глашатай, Он есть содержание того, что Бог вам говорит. Иисус не просто получает слова, Он Сам есть слово Божье.
И в этом суть Христологии — не просто «чему Иисус хочет меня научить», скорее Сам Иисус есть учение, Он есть провозглашение всего, что есть Бог, и ничего не осталось спрятанным, скрытым за спиной или отложенным. И Он также есть провозглашение вашей истинной человечности, и это очень лично. Чтобы напомнить вам, кто вы есть на самом деле, сотворенные по образу Божьему, а также для полного восстановления этого образа, ведь мы пережили падение.
Подумайте, поскольку Бог невыразим, Он не мог послать нам просто пророка, не мог послать нам ангела или гуру, который будет знать о Нем лишь отчасти, который будет говорить из своего ограниченного представления Бога. Для того, чтобы истинно явиться, Бог должен был прийти лично во Христе, чтобы явить Себя. Только Сам Бог абсолютно знает Себя таким образом.
Наша способность познания Отца полностью зависит от познания Отца Иисусом Христом за нас и в качестве нас. Карл Барт говорит об этом так: «Иисус есть как познающий, так и познаваемый. Он есть Бог, явивший Себя, а также человек, каким-то образом заместительно знающий Отца за нас».
Друзья, вернемся еще раз к теме, о которой говорили в начале, эпистемологии. Как вообще мы можем что-то узнать о Боге? Иисус, КАК познание Бога, КАК совершенный знающий человек, КАК явившийся Бог, способен вступить на эту территорию. Он разбивает всякое смятение, всякое падшее темное непонимание, Он воплощает полное познание Бога. Он есть непрекращающаяся, непоколебимая любовь Бога, Который радикально ЗА нас во все времена. И мы можем обрести в этом прочное основание, в отличие от всяких «эксцентричных пророческих попыток», «О, он против пророчеств?!» — нет, я не об этом говорю. Я говорю о попытках получить очередное пророческое слово, либо получить какое-то дополнительное слово, все эти гадания на кофейной гуще, печеньки с предсказаниями, — все это может оказаться лишь пустой тратой времени, когда мы полагаемся на свои интуитивные способности, пытаясь выстроить отношения, вместо того, чтобы научиться пребывать в покое и доверять Самому Христу.
Он есть окончательное и завершенное содержание того, что Бог вам говорит. Его на самом деле достаточно, более, чем достаточно. Если вам нужно слово, то у вас есть Само Слово, обитающее внутри вас. Мы искали ответов в дополнение к главному ОТВЕТУ. Но что, если мы перестанем задавать глупые вопросы и станем пить то, что уже нам дано? Начнем исследовать глубину нашего наследия в Нем? Тогда вдруг, безо всяких усилий, все начнет обретать смысл.
Не то, чтобы мы начали все понимать своим разумом, но мы обретаем мир, который превыше всякого ума. Поэтому начинать разговор о Боге с личности Христа, мудрости, сошедшей свыше, в отличие от человеческого понимания, человеческой мудрости сниже, означает, что мы колеблем маркетинговую версию Иисуса, принятую повсеместно.
Когда мы говорим, что Бог невыразим, это не означает, что Он не может говорить. В мире мнимых религиозных экспертов на сцену выходит Иисус и смело провозглашает, что Бога никто не видел, только лишь Бог, Который одесную Отца, явил Его. Евангелие от Иоанна с самого начала говорит нам, что Иисус одновременно и Сам Бог, и Тот, Кто сидит рядом с Ним, лицом к лицу с Богом. Никто Его не видел, но Единородный Сын, Который Сам есть Бог, Который в ближайших отношениях с Отцом, в недре Отчем, Он явил Его.
В абсолютном смысле: никто не знает Бога, только Сын, поскольку только Он Сам есть Бог. Иисус Христос есть совершенство Божьего самовыражения, самооткровения, самокоммуникации. Наше познание было вплетено в Его познание. И это делает наше знание очень внутренним, очень глубоким, глубже, чем просто интеллектуальное знание.
Перейти к восьмому уроку.
Этот курс в полном формате с тестами, а также другие курсы Джона Краудера можно найти в школе imhos.