«Я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» – спросил я их. «Из Тегерана». – «Что вы везете?» – «Грибоеда». Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис.
Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова! Я расстался с ним в прошлом году в Петербурге пред отъездом его в Персию. Он был печален и имел странные предчувствия… Он погиб под кинжалами персиян, жертвой невежества и вероломства. Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, некогда простреленной пистолетною пулею…»
– А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум».
11 февраля 1829 года толпа взбунтовавшихся фанатиков напала на русское посольство в Тегеране. По показаниям персидских сановников, в тот день у посольства находилось около 100 тысяч человек. Руководители заговора быстро потеряли контроль над ними. И хотя конвой миссии из 35 казаков оказал сопротивление, предотвратить резню он конечно не смог.
По окончании русско-персидской войны 1826-1828 годов Грибоедов принял активное участие в разработке и заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора. А после его подписания был назначен послом России в Персии.
В Тегеране основной задачей Грибоедова было добиться от шаха выполнения статей договора и выплаты контрибуции. В качестве посла он проводил твердую политику: «Уважение к России и к ее требованиям». Также по условиям договора армянам разрешался беспрепятственный выезд из Персии в контролируемую Россией Армению. Поэтому, начиная с января 1829 года, в русском посольстве находили убежище армяне, которые хотели вернуться на родину. Воспользовался этой возможностью и евнух шахского гарема, главный казначей и хранитель драгоценных камней, армянин мирза Якуб Маркарьян. Это был человек, который знал всё о персидских финансах и дворцовых тайнах. Шах потребовал его выдать, Грибоедов понятно, как ответил. После этого Якуба обвинили в том, что он обокрал казну шаха и назначили за его голову награду. И потом, когда в русскую миссию пришли еще две армянки из гарема родственника шаха накал совсем зашкалил.
Началась антирусская пропаганда на базарах и в мечетях. Ненависть к послу в придворных сферах также разжигали английские дипломаты, которым не нравилось усиление позиций России в Азии. В результате, реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию.
Конвой миссии из 35 казаков во главе с Грибоедовым оказали сопротивление. В схватке погибли все (тело дипломата, изуродованное до неузнаваемости, опознали по остаткам посольского мундира и старому ранению, полученному на дуэли с Александром Якубовичем в 1818 году), в том числе и 30 человек прислуги – магометан, русских, грузин и армян. Сколько было жертв среди нападавших – неизвестно. Согласно архиву Владимира Косоговского, один только Грибоедов, отстреливаясь от нападавших, убил 18 человек.
Из всего русского посольства спастись удалось лишь секретарю миссии Мальцову, сумевшему спрятаться во время резни. Со слов Мальцова, ему помог в этом слуга миссии, который завернул его в ковёр и поставил в угол комнаты, где стояли другие свёрнутые ковры. Он же стал свидетелем невероятной сцены, когда последний оставшийся в живых казак, покидая посла перед решающим боем, признавался Грибоедову, что больше всего сожалеет, что сын его теперь не здесь, не погибнет в этом неравном бою, а сгинул прежде бесславно, свалившись в прорубь. Сказав это, казак исчез в пороховом дыму, а фанатики вскоре заполонили миссию.
Тело Грибоедова было перевезено в Российскую империю и захоронено в Тифлисе на горе Мтацминда (повозку с его телом как раз тогда и встретил Пушкин). Останки 35 казаков были захоронены в братской могиле во дворе строящейся армянской церкви святого Татевоса в Тегеране.
Резня в посольстве вызвала дипломатический скандал. Улаживать отношения с Россией шах послал в Санкт-Петербург своего внука Хозрев-мирзу. В его задачу входило добиться принятия извинений за убийство посла и смягчения бремени контрибуции. В числе богатых даров, преподнесённых им российскому императору Николаю I, был и знаменитый алмаз «Шах» (один из самых драгоценных камней в мире, сегодня он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля). В конечном итоге резня не послужила причиной серьёзных осложнений в отношениях между Россией и Персией, а выплаты были отложены на пять лет…
Супруга Грибоедова, Нина Чавчавадзе, узнав о смерти мужа, из-за переживаний потеряла ребенка, несмотря на то что предчувствовала гибель супруга. На венчании 3 сентября 1828 года в тифлисском соборе Сиони случилось дурное предзнаменование. В момент церемонии Грибоедов был болен лихорадкой, болезнь трепала его так сильно, что он уронил обручальное кольцо… Грибоедову в тот день было 33 года, а Нине – всего лишь 15.
В 1928 году писатель Юрий Тынянов написал роман «Смерть Вазир-Мухтара», где описаны последние годы жизни Грибоедова и есть сцена резни в тегеранском посольстве.
Гибель Александра Грибоедова в Тегеране
11 февраля 202411 фев 2024
4
4 мин