Как у меня получилось купить парусную яхту в Швеции и пересечь на ней Балтийское море и пол-России.
Городской поезд. Жилые дома в Швеции. Острова, фонтаны и памятники. Железные акулы. Королевский дворец. История пожара. Фестиваль тайской культуры. Варианты. Мошенничество с яхтами.
На второй день мы отправились погулять по центру Стокгольма, посмотреть достопримечательности. Добираться туда в нашем случае было лучше всего на поезде от Hässelby gård до T-central. Очень комфортный и быстрый транспорт, относительно недорогой.
Билет получилось оплатить кредиткой Юнион Пэй. Я так и не разобрался в принципе ее срабатывания-несрабатывания. В некоторых магазинах она считывалась, в других нет. Вообще это определенная проблема в Швеции, так как в основном здесь везде безналичный расчет. Когда, например, на кассе в Бильтеме мне не удалось расплатиться кредиткой, пришлось переходить на отдельную кассу, одну на весь отдельный супермаркет, где принимали бумажные деньги. А на заправке вообще наличку не брали.
Пока ехали на поезде через пробитые в скалах проходы, мимо высоток, весьма редких, кстати, Олег показывал, в каких постройках принимал участие. Может я просто не был в деловой части города, но и в том районе, где мы жили, и в тех, которые проезжали, жилые дома в основном не выше пяти этажей, а то и меньше. Крупные здания довольно редки. В историческом центре - тем более.
Выйдя из поезда, мы оказались на колоритных улицах Стокгольма. Первым внимание привлек возвышающийся в проеме домов шпиль церкви. Решили заглянуть в нее.
Потом прогулялись по мосту до городской ратуши, посидели на бережку, полюбовались на проливчик. Весь город раскинулся на островах, которые связывают колоритные мосты. В самом центре стоит королевский дворец и старый квартал с узкими улочками - метра в два. Пробираешься по такой, сжатый стенами разноцветных домов, и вдруг площадь, а на ней фонтан, из которого можно пить, что многие и делают. Туристов очень много, сезон. А на другой, дворцовой площади, есть занимательная зеленая металлическая будочка, в которую можно заглянуть после того, как попил из фонтана...
Зашли в магазин редкостей. Слышим, продавщица из подсобки разговаривает по телефону по-русски. Пообщались - переселенка во втором поколении. Некоторые слова уже не знает, пытается сказать на английском. Поинтересовался кинжалом со шведской символикой за две тысячи крон. Отдельная витрина с советскими значками. Такая вот встреча в центре Стокгольма.
А ещё там ездят железные акулы - особые автобусы-амфибии для туристических прогулок с высокими бортами и винтом сзади. Обзорная экскурсия и по воде и по суше, два в одном. Думаю, в Питере такая тема тоже бы зашла, но только с щуками, так как высокие автобусы под питерскими мостиками не пролезут, да и съезды в воду надо еще сделать.
Чтобы лучше сфотографировать королевский сад, я приподнялся на створке ворот, и тут стоявший рядом гвардеец как стукнет своим карабином, да еще и выкрикнул что-то грозно. Подумал, видать, что я перелезть хочу. Не только для красоты стоит, службу несет!
Прямо под стенами Королевского дворца причалена зеленая деревянная рыбацкая лодка с огромной зыбкой. Смотрится колоритно, при этом она здесь отнюдь не для бутафории. Конечно, вряд ли это особое развлечение - порыбачить в центре города. Думаю, что они этой зыбкой мусор из воды отлавливают. "Чистота - залог здоровья, порядок - прежде всего!"
В целом в центре Стокгольма красиво. Проливы создают пространство для обзора, гористая местность - уровневый городской пейзаж. Мосты, лестницы, увлекательные лабиринты улиц, на которых так и хочется поиграть в салочки, колоритные разноцветные древние многоэтажки, парки и ухоженные парки во дворах дворцов. Проходя мимо одного из таких, резиденции шведского парламента, я обратил внимание на стекла, как в них волнисто отражается свет. Пригляделся - толстые и кривые, древние, видимо, как само здание. Тут вообще не принято часто "новить" старые постройки, да и новые ремонтировать тоже, они в этом и не нуждаются, делают все сразу на века. Такие уж стандарты качества. Хотя, конечно, где-то что-то переделывают. Так, в 1690-х годах Карл XI затеял перестройку дворца, а в махровом 1697 году 7-го мая (через месяц после смерти короля от болезни 5-го апреля на 41-м году жизни) Королевский дворец практически полностью выгорел, уцелели только новые в то время северные стены в стиле строгого барокко. Странное совпадение! Решено было практически все, кроме этих стен, снести и перестроить заново. И эта перестройка, а по сути - возведение дворца заново под генеральным руководством архитектора Никодимуса Тессина Младшего затянулась на долгих 57 лет с перерывом с 1709 по 1727, когда на это просто не было денег. Так что у следующего короля, известного воителя Карла XII просто не было дома. А что бы было, не случись этого злополучного пожара! Отчасти эту историю отражает надпись на мемориальной табличке над фонтаном-водопадом на фасаде северной стены.
Фонтанов здесь очень много, причем по большей части они явно функциональны - чтобы самим пить и лошадей поить, пожары тушить.
Об архитектуре и постройках в Швеции много можно рассказать занимательного, например, о том, как суровый скандинавский характер проступает сквозь европейское стремление к изящному эпохи Возрождения. Это проявляется и в массивности, но при этом детализованности статуй, и во внутренних убранствах церквей и дворцовых помещений. Но это, пожалуй, тема для отдельного рассказа. Да и не особенно много удалось поглядеть за время нашей обзорной прогулки, а поглядеть там есть на что. Одним из пунктиков было посетить музей злополучного корабля "Ваза", но не успел. Что ж, может еще доведется!
В центральном сквере-парке за дворцом одна за другой стоят статуи знаменитых Карлов, королей Швеции. Потихоньку мы добрались и до самого известного у нас - двенадцатого. Помянули Полтаву.
Тут же смуглокожие невысокие люди разворачивали сцену и шатры для фестиваля, разгружали фургоны с оборудованием и пивом. Я поинтересовался у одного, что намечается. Оказалось, завтра будет фестиваль тайской культуры. Центральный сквер - популярное место для различных фестивалей и массовых торжеств. Взяли себе на заметку, если ничего с просмотрами опять не выйдет.
И тут я увидел её! Высокая, крепкое тело с волнующими округлостями, белая как молоко кожа и длинные густые прямые белокурые волосы, гривой играющие на ветру, огромные голубые глаза и правильные, как у классической статуи черты лица… Настоящая шведка! Они существуют! Жаль эта красота быстро прошла мимо…
Присели передохнуть на лавочки в виде кусочка амфитеатра. А потом я пристроился у стойки под деревом и принялся звонить по поводу яхт.
Первый звонок Бо по Гранаде-27. Не совсем то, что я искал по размеру. К тому же практически пустая, никакого оборудования, кроме компаса. Но зато в самом центре, по навигатору - 20 минут добираться. Замечательно, как раз тут гуляем! Что бы и не поглядеть! "Давайте посмотрим, пришлите точный адрес." - "Сейчас вышлю, ждем. Позвоните, когда подъедете." Присылают адрес, смотрим, а это километров сто, если не больше на запад. Несостыковочка. Что ж, уже поклевка. Хотя даже как запасной вариант годится с натяжкой, так как доставить оттуда лодку к морю за пять дней, подготовить её для перегона...
Второй звонок от Йохана по Компис-28. Поговорили хорошо, лодка интересная, в неплохом состоянии, цена подходящая, но стационарный двигатель сломан, пользуются подвесным. Тоже мимо цели.
Третий - по Компромису-28. Лодка в хорошем состоянии, готова к выходу, все в норме, цена подходящая, но далеко от моря. Три ответа по Санвиндам-26. Один продали, два других не на море. Олсен 8:8 - уже договорился с другими на среду, если только после, а после у меня уже визе конец. Отличный Комфорт-30, рядом, пристань Себивикена, но есть покупатели передо мной, договариваюсь прийти вместе в субботу. Скампи-30, хозяева в отпуске, лодку можно посмотреть на суше... Эх, побольше бы времени, чтобы можно было перегнать-спустить-подготовить. Да и просто повыбирать! Косо-криво, но дело пошло!
Вечером, уже дома, когда я продолжал активную переписку, и вдруг - звонок. Медленный обстоятельный интеллигентный голос. Гёран из Норртелье, у которого были покупатели на сегодня, и я уже его особенно и не держал в памяти и даже не сразу вспомнил по какой лодке, но по голосу узнал. Покупатели отвалились.
- Вам еще интересно?
- Да, конечно. Когда можно посмотреть завтра?
- Хоть с утра.
- Отлично. Давайте с утра. (Олег, во сколько сможем доехать до Норртелье?).
- Ну, не так, чтобы слишком рано, - корректирует голос в трубке.
- Часов в 10-11?
- Да, приедете, наберите, я вас встречу.
- Замечательно, диктуйте адрес!
Вечером я продолжил искать и другие варианты. И даже нарвался на что-то похожее на мошенничество. Я был наслышан об аукционах, которые иногда шведы устраивают при продаже и был морально к этому готов, но тут ситуация была иная и какая-то мутная. Лодка была, кажется, Компромисс-28, но не суть. Цена очень и даже подозрительно заманчивая – всего 25 тысяч крон, при хорошем по фото состоянии. Позвонил, поговорил: да, лодка на воде, да, все в норме, двигатель рабочий и так далее, но уже есть покупатель и договоренность на следующую неделю. Дальнейший диалог был примерно следующий:
- К сожалению, мы не можем ждать неделю, но яхта нам нравится. Давайте мы посмотрим ее завтра. – говорю я, горя интересом.
- Нет, вы не понимаете, я уже обещал. Человек уже дал задаток.
- Если нам все понравится, мы, думаю, договоримся по цене.
- Нет, вы не понимаете, он уже купил билеты из Ирландии, вам придется их компенсировать.
- Зачем, он ведь может их вернуть. Сколько они стоят?
- 250 евро… - при этом мнется, как бы на что-то намекая, но разговор не прекращает.
- Хорошо, давайте мы завтра посмотрим, и если что – обо всем договоримся.
- Нет, вы не понимаете… Нужен аванс…
Это «вы не понимаете» и какие-то еще намеки склонили меня к мысли, что я действительно не понимаю этой причудливой схемы, поэтому предпочел прекратить общение. Бывает, люди договариваются по интернету и переводят аванс за лодку, может, действительно я чего-то недопонял. В любом случае договориться не получилось.
Тем не менее, на завтра была намечена одна точная встреча и вторая возможная. А впереди оставалось еще пять дней визы.
Если вам понравилось, кликните «подписаться»! Чем дальше, тем интереснее!
Все, кто неравнодушен к парусу - присоединяйтесь также к сообществу «Добро на борт» в ВК: https://vk.com/dobronabort
Здесь видео моих походов и общение.