Найти тему
Сценарист.ру

Почему большинство людей не могут стать сценаристами

Джон Труби
Джон Труби

Интервью с Джоном Труби

Почему большинство людей не могут стать сценаристами?

Я думаю, большинство людей не смогут стать сценаристами, потому что это одно из самых тяжелых ремесел в мире. Люди всегда говорят о том, что всё, чего они хотят – это быть режиссером. Режиссура – очень сложная работа. Но она не идет ни в какое сравнение с писательством, с написанием сценариев.
Ремесло повествования – одно из самых сложных в мире, и занимает у человека промежуток длинную в жизнь, чтобы овладеть им. Многие писатели либо не понимают, что это обязательство на всю жизнь, либо сознательно не хотят брать на себя пожизненные обязательства, потому что это огромная работа, на которую нужно тратить очень много времени.

Большинство сценаристов ищут некую волшебную палочку. И поэтому я постоянно говорю об этом на своих занятиях.

Большинство сценаристов начинают с трехактной структуры повествования, которая разработана для новичков и не работает на профессиональном уровне. Причина, по которой она настолько популярна, заключается в том, что это и есть своеобразная волшебная палочка, которая утверждает, что не всё так сложно.

Нам всем приятно думать, что написать успешный сценарий можно с помощью нескольких простых шагов, ограниченных неким числом способов, но, к сожалению, это не работает. Вы должны быть способны работать. Вы должны осознать, что если хотите достичь определенного уровня мастерства, от Вас потребуется желание достичь совершенства. А это буквально означает постоянное стремление к совершенствованию. Существуют сотни сценарных приемов, которыми необходимо овладеть. И владеть ими в совершенстве. Но это только минимум того, что необходимо. Это всё равно не поможет Вам находить сюжеты. Я всегда говорю начинающим сценаристам, что сюжет является самым недооцененным элементом среди всех навыков сценариста.

Большинство сценаристов знают важность хорошего главного героя, они знаю важность хороших диалогов и так далее. Но как только дело касается сюжета, они просто думают: «Ну, я что-нибудь придумаю по ходу дела». И удивляются, что это вдруг не происходит. А всё потому, что выясняется, что в процессе создания сюжета есть много различных приемов, которыми тоже необходимо овладеть на пути становления профессионала. И их намного больше, чем во всех остальных элементах сценария вместе взятых.

Именно поэтому профессионалы гоняются за хорошими идеями. Ищут их. Потому что создавать их на порядок сложнее, чем подсмотреть или заимствовать. И если вы не знаете, о каких приемах идет речь, Вам, увы, пока что не суждено работать на хоть каком-нибудь приличном уровне. Вот почему я говорю, что сценаристу важно не только обучиться, а еще и правильно обучиться, чтобы начать работать на профессиональном уровне. Это одна из ключевых составляющих, которой я пытаюсь обучить всех, кто приходит на мои занятия.

Профессиональные сценаристы используют совершенно другую технику, чем все остальные писатели. Если вы не знаете, о каких приемах идет речь, вы не сможете играть в этой игре. Вы не сможете конкурировать на этом уровне.

Считаете ли вы, что многие не понимают, что их кураж не в счет? Я имею в виду, что приходится тратить много времени, проводя его в одиночестве, генерировать всё из себя. И многие не понимают, насколько всё это сложно?

Вы абсолютно правы. Я считаю, психологический аспект самым серьезным препятствием на пути сценариста к успеху. И из-за сложности столкновения с пустым листом бумаги один на один, и из-за нахождения в комнате постоянно в одиночестве, и из-за тех вещей, которые вы только что перечислили.

Пытаться бороться день за днем со всем этим – очень сложная штука для человеческого мозга. И начинающие сценаристы в первую очередь не понимают, чего это все им будет стоить с психологической точки зрения. И когда они влезают во все это и пытаются со всем этим поладить, у них просто не хватает инструментов для того, чтобы находиться во всем этом продолжительное время.

Так вот: профессионалы – это те, кто устоял. Все остальные просто вылетели по различным причинам. Возможно, они неправильно обучались, но чаще всего они не совладали с этими психологическими трудностями, которые требуется преодолеть, чтобы стать профессионалом. Такими трудностями, как писать в одиночестве, сталкиваться с отказами снова и снова на протяжении многих лет до тех пор, пока Вы не поднимете мастерство до необходимого уровня так, что кто-то вдруг скажет: «Послушай, ты хороший сценарист, и это хороший сценарий. Я собираюсь нанять тебя».

Итак, профессионалами становятся те, кто: а) изучает ремесло, б) кто все еще устоял после многих лет отказов до тех пор, пока кто-то не скажет «да, ты проделал хорошую работу, и ты вообще-то сам довольно хорош».

Но тут есть еще кое-что, что всегда нужно держать в уме: большинство людей не знают, что такое хорошая история. Они оценивают по принципу: «мне нравится» или «мне не нравится». Но они не понимают ремесло так, как хорошие сценаристы, потому что, смотрите выше, это одно из самых сложных ремесел в мире. И часть сложности в психологическом аспекте заключается в том, как ты относишься к тому, что получаешь отказ от людей, которые не знают то, что знаешь ты. С этим в себе действительно трудно разобраться.

Итак, что же Вы все-таки считаете более важным, гибкость или тяжелый подход, когда отказ не определяет то, кем ты являешься?

Я бы сказал, оба эти подхода зависят от предыдущего требования, которое заключается в том, чтобы продолжать обучение ремеслу, на каком бы уровне вы не находились. На мои занятия часто приходят действительно высококлассные писатели и сценаристы, и когда я разговариваю с ними, я всегда сталкиваюсь с тем, что у этих людей совсем нет Эго. По крайней мере, такого Эго, которое мог бы заметить я. Это потому, что они профессионалы.

Вы бы могли подумать, что они считают так: «ну, я уже знаю эти вещи». Но они не такие. У них не такой подход. Да, они фантастически хорошо подготовлены. Если ты дошел до такого уровня, ты очень хорошо подготовлен. Но эти люди открыты для новых знаний. И я считаю это самым важным на пути становления хорошего сценариста - желание учиться отовсюду, ото всех, так, чтобы твои навыки, твой арсенал, твой набор инструментов постоянно рос.

Это, в свою очередь, дает тебе право говорить: «Этому человеку не нравится мой сценарий, но Я знаю, что то, что я написал, основано на конкретных элементах мастерства, которые делают историю хорошей. И, несмотря на то, нравится она им, или нет, это не влияет на меня, потому что я ЗНАЮ, что это хорошая история». Вот откуда берется осознание уверенности, которое необходимо для того, чтобы пройти через все психологические проблемы.

Вот, например, адвокат или доктор нуждается в некотором продолжении обучения, а творческие люди считают, что для них это не так. Думают: «Я выучил то, что я выучил».

Многие так думают. И это огромная проблема.

Когда я провожу занятия, самый распространенный вопрос касается того: «Как мне продать мой сценарий?» Они не хотят осознать внутреннюю предпосылку этого вопроса, которая звучит: «Я уже знаю, как написать хороший сценарий. Единственное, что я не знаю, это как его продать».

Это не так! К примеру 99% сценаристов в Голливуде всегда говорят о том, что всё крутится вокруг связей и вопроса «кого ты знаешь?». Но этот аспект слишком переоценен. 99% сценаристов, когда, таки, встречают кого-то, кто может быть им полезен, не имеют достаточного мастерства, чтобы получить от этой связи выгоду!

У них! Нет! Достаточного! Мастерства!

Поэтому на самом деле всё крутится вокруг способности относиться к сценарному делу, как к профессии, и частью этого отношения является утверждение: «Я никогда(!) не узнаю достаточно по вопросу совершенства в этом ремесле». Частично это из-за того, что каждая хорошая история, каждый хороший сюжет уникален.

Я разговариваю со своими друзьями, и мы всегда удивляемся. Мы думаем: «Хорошо. Теперь все будет полегче». Но этого не происходит! Всё становится тяжелее. Потому что, чем лучшим сценаристом Вы становитесь, тем выше Вы поднимаете планку для себя и своего сценария. Писать всегда сложно вне зависимости от того, насколько много ты знаешь. Потому что каждая история уникальна!

Да, определенные элементы могут быть использованы, на них можно опираться, можно найти точки соприкосновения в той и другой истории, но всё равно писать каждый раз сложно. Поэтому так важно иметь профессиональный подход к тому, чтобы быть сценаристом. Это единственное, что не только делает тебя успешным, но и помогает пройти через всё.

--------------------------------------------------------------------

Поддержать канал:

Любой разовой суммой на платформе ВК.

Пройти обучение основам сценарного мастерства на платформе ВКонтакте.

Подписаться на канал «Новости киноиндустрии» в Телеграмм.

Подпиской с возможностью обучения или сотрудничества:

На платформе Patreon (заграничные банковские карты)

На платформе Boosty (российские банковские карты)