Даже в удаленных селах существовали аэропорты, фразу «Пусть всегда будет мир» писали без опаски, в деревенских школах учились десятки малышей, а матери вспоминали сыновей, погибших на очень давней войне… Такую утраченную картину жизни рисуют снимки фотографа Рудольфа Конюхова.
В настоящее время я занимаюсь разбором архива этого фотожурналиста из Коми, который снимал для союзных и региональных газет во эпоху СССР. И не могу удержаться, чтобы не поделиться с читателями своими открытиями. Часть архивов Конюхова уже отсканирована и доступна для всех (вы можете познакомиться с его работами ЗДЕСЬ), другая часть ждет своей очереди.
Большинство снимков, сделанных Рудольфом Конюховым для газет в 1970-80-е годы, оставались неизвестными. Поэтому знакомство с архивом этого фотокорреспондента напоминает путешествие в прошлое, переносящее зрителя на полвека назад. И если кто-то не имел счастья жить в те годы, для него снимки становятся знакомством с ушедшей эпохой.
В прошлой публикации я поделилась с вами подборкой снимков оленеводов из Ижемского района Коми. Сегодня решила собрать кадры, показывающие жизнь в селе в 70-е годы.
Особенно меня впечатлил снимок из деревни Няшабож около аэропорта. Лично мне в детстве в таких сельских аэропортах не доводилось приземляться. Хотя во многие отдаленные поселки и сейчас можно добраться только воздушным путем – туда не ведут дороги, не ходит регулярный речной транспорт, самолеты в такие места больше не летают. Этот снимок Рудольфа Конюхова – свидетельство явления, уже оставшегося в прошлом СССР.
Целая серия снимков в архиве Конюхова посвящена документальной повести коми писателя Виктора Кушманова «112 Уляшевых». По надписям на конверте, где хранились фотопленки, видно, что фотограф делал их для газеты «Молодежь Севера» в 1971 году.
Село Бадъельск, где фотограф проводил съемки, даже по нынешним временам – глубинка. Перед войной здесь жило около 800 человек. Спустя годы фронтовик Евгений Уляшев решил установить обелиск землякам, павшим в Великую Отечественную войну. К его идее присоединились все: сельчане собирали на полях камни и везли к месту будущего обелиска, механический завод бесплатно сделал все работы.
Когда в феврале 1971 года памятник открыли, а в республиканской газете вышла заметка о том, что на обелиске выгравированы 112 имен Уляшевых, Бадъельск стал известен во всей Коми.
Журналист и писатель Виктор Кушманов собрал материал о погибших, перечитал их фронтовые письма, и на их основе написал поэму «Сто двенадцать Уляшевых» и документальную повесть «Уляшевы». По-видимому, работавший с ним в одном издании фотограф Конюхов делал иллюстрации для статьи.
Особенно интересно видеть, сколько детей в то время училось в школе Бадъельска. На общем снимке Конюхова можно насчитать около 50 ребят.
И учитывая, что это была всего лишь 4-летняя школа, то детей и подростков в деревне тогда было наверняка не меньше 100. Сейчас же в отдаленной деревне всего проживает не больше 140 человек.
Путешествуя с камерой, Конюхов делал массу фотозарисовок обычной сельской жизни. Вот ему довелось переправляться вместе с сельским доктором. Когда этот снимок выложили в публичный доступ, местные жители вспомнили имя своего лекаря - Александр Румянцев.
В селе Кослан он запечатлел, как в заготовительном пункте у охотников принимают и оценивают пушнину. В оленеводческом селе Сизябск Ижемского района бабушка на дому шьет пимы.
Даже сейчас, когда есть масса альтернатив, в морозы многие предпочитают именно пимы – мягкие кожаные сапоги, сшитые из оленьей шкуры. А в те времена эта обувь была еще более распространена.
Бабушка с пестерем, полным грибов, девушка, черпающая воду из колодца особого строения, обязательные поля с картофелем и длинный ряд дров у дома. Все эти простые, привычные эпизоды 70-х сегодня, спустя полвека, кажутся уникальными, вызывающими щемящую ностальгию.
Возможно, и наше время, запечатленное в соцсетях, также будет вызывать легкую грусть. Хотя, казалось бы, вряд ли.
Спасибо за 💙, подписку и поделитесь, поразили ли вас какие-то кадры