Найти тему
Север неизвестный

Как африканец оказался в глухой деревне и стал восстанавливать старинный храм

Оглавление

Нательный крестик ему заменяет татуировка на запястье. Он странно прикладывает указательный палец ко лбу и осеняет себя крестом слева направо. Вообще его экзотический вид и смуглая кожа выдают человека нездешнего.

И все же в скромной сельской часовенке он явно чувствует себя как дома. Марко Эйсса – египтянин, два года назад он приехал в Сыктывкар учиться на медика. А на литургию 18 апреля в коми деревню Ляли он отправился на день памяти своей землячки – преподобной Марии Египетской.

Марко у часовенки в коми деревне со смешным названием Ляли. Сейчас здесь живет всего около 50 человек
Марко у часовенки в коми деревне со смешным названием Ляли. Сейчас здесь живет всего около 50 человек

Батюшка-пиарщик

Мы узнали о Марко, когда на выходных проезжали мимо часовенки в Лялях. Заметив на крыльце батюшку, решили остановиться, поговорить. С отцом Владимиром Левичевым мы познакомились пару лет назад. Тогда он провел экскурсию по старинному Богоявленскому храму, рассказал, как трагически погибли вандалы, поджегшие иконостас (об этом можно прочитать здесь). После отец Владимир помог нам найти родных для бездомного Николая, который 24 года прожил в подвале. (Об этом было несколько публикаций: рассказ о встрече с дочерью, видео, съемки на "Первом канале").

Батюшка, в недавнем прошлом стоматолог, - человек современный, и отлично знает, что хороший пиар церкви не помешает. Поэтому сразу делится новостями: в мае на храм поставят купол, а среди прихожан появился необычный молодой человек.

Отец Владимир Левичев не удивлен, что египтянин восстанавливает храм. «Он же христианин», — говорит как о само собой разумеющемся.
Отец Владимир Левичев не удивлен, что египтянин восстанавливает храм. «Он же христианин», — говорит как о само собой разумеющемся.

Паренек из Хургады

Марко – один из ста африканских студентов, приехавших на учебу в столицу Коми. Многие из них исповедуют ислам и лишь 15 – христианство. Причем, представляют одну из его древних ветвей – коптскую православную церковь. По словам Марко, его земляки плотно заняты учебой, и на храм у них времени не остается. Зато для него церковь – часть обыденной жизни. В Хургаде он начал служить дьяконом (у нас их называют служками) еще в 10 лет, поэтому и вдали от родины старается быть примерным христианином.

Едва освоившись на новом месте, Марко тут же пошел на службу в Свято-Вознесенский храм в Сыктывкаре. 20-летний юноша, говорящий на ломаном русском, не в пример местным верующим стал активно помогать приходу: обустраивал территорию храма, выполнял подсобные работы. А когда познакомился с отцом Владимиром, настоятелем храма в Лялях, то решил помочь и в восстановлении старинной церкви на реке Вымь.

Богоявленский храм, построенный в 1852 году, как и повсюду, долгие годы стоял в запустении
Богоявленский храм, построенный в 1852 году, как и повсюду, долгие годы стоял в запустении

Свой среди своих

Несмотря на то, что коптская церковь тоже является православной, Марко все же отмечает разницу. «У нас при входе в храм обязательно снимают обувь. Прихожане сидят на скамейках. Женщины и мужчины находятся в храме отдельно. По-другому проводятся богослужения», - рассказывает студент-египтянин. Но отличия не только внешние.

Марко с трудом переносит северные зимы и пока еще холодную весну. Но ради фото модный парень все же снял куртку
Марко с трудом переносит северные зимы и пока еще холодную весну. Но ради фото модный парень все же снял куртку

Из-за некоторых различий вер, прилежный прихожанин Марко Эйсса не сможет причащаться в русских православных храмах. «Между коптской и русской православной церковью нет евхаристического общения (то есть совместного причастия представителей разных конфессий). Поэтому если Марко захочет присоединиться к русской церкви, ему нужно пройти чин присоединения», - уточняет отец Владимир.

Но главный признак коптской веры все равно останется при Марко. На запястье правой руки у него вытатуирован крест. Марко нанесли его в семилетнем возрасте.

Для коптов татуировка на запястье своего рода пропуск при входе в церковь
Для коптов татуировка на запястье своего рода пропуск при входе в церковь
«В эпоху римских гонений в Египте отцов убивали, и дети росли без отцов, не зная, какова их истинная религия. Для этого им рисовали крестик на руке, чтобы, когда они достигнут возраста юности, знали свою религию. Это по сей день остается у коптов традицией», - поясняет иностранец.

Из-за малочисленности коптов в Египте и Ливии их порой притесняют, устраивают на них гонения. Поэтому в отличие от родины в Коми Марко из-за своего вероисповедания может чувствовать себя в большей безопасности.

Отчего в России так мало «потомков фараонов»?

Марко Эйсса планирует получить диплом кардиолога, чтобы потом на родине работать в частной клинике. До окончания учебы - еще четыре года. А вот сколько продлится в Лялях восстановление Богоявленского храма, построенного в 1852 году, предсказать сложнее. Но ясно, что работ по восстановлению храма до конца учебы волонтера-египтянина хватит с лихвой. А батюшка надеется, что помогать храму в коми деревне станут не только «потомки фараонов».

Если понравился материал, жмите 👍. Подписывайтесь на «Север неизвестный» и читайте другие истории:

✔️ Как йога спасла космонавта от замерзания на Крайнем Севере

✔️ Самоучке доверили расписать старинный храм: что из этого вышло