У детей с аутизмом существует проблема планирования будущих и текущих событий, связанных с восприятием времени. Выражено это состояние симптомом исполнительной дисфункции, когда нарушена способность управлять своими мыслями, эмоциями и действиями.
Какие существуют трудности у детей с аутизмом, связанные с переходами и осознанием времени:
- сложно освоить знания о времени— научиться определять время, пользоваться часами;
- существуют трудности с перспективой — подготовкой к предстоящим событиям, сложно выстраивать план, связанный с будущим;
- монотропизм.
Незнание и плохое восприятие времени может вызвать эмоциональное напряжение вплоть до истерик, когда необходим переход от одной деятельности к другой. Когда ребёнок поглощен любимым занятием, то ему может показаться, что прошло всего несколько секунд, а требование переключиться на менее предпочтительное занятие застаёт его врасплох. Указывать на часы и давать понять ребёнку, что он довольно долго проводит время за конкретной деятельностью практически бесполезно, так как у него плохо развито восприятие времени с цифровым (электронным или стрелочным) обозначением. Для него это будет два не связующих понятия – цифры и его деятельность.
Поэтому визуальный таймер у детей с аутизмом может стать жизненно важным компонентом в приобретении и поддержании успешных навыков исполнительных функций. Таймер позволит снизить неопределенность, дать чувство контроля. Это отличный способ научить концепции времени детей с особыми потребностями.
Многие таймеры обеспечивают не только визуальное напоминание о времени, но также имеют функцию звукового сигнала, функцию обратного отсчета, разноцветную подсветку или изображения, визуальные эффекты, которые будут способствовать приятному восприятию осознанию времени. Сенсорные проблемы должны быть одним из факторов, определяющих решение, какой из таймеров приобрести. К примеру, для детей с проблемами слуховой обработки, особенно с гиперчувствительностью к звукам, тикающий или громко жужжащий будильник будет отвлекать.
Визуальные таймеры, в том числе и песочные часы, помогают «видеть» течение времени. Визуальное напоминание о промежутке времени может быть полезным, когда необходимо определить, сколько времени ребёнку следует чистить зубы или мыть руки, выполнить упражнение на занятиях, или чтобы ограничить время, проводимое перед за гаджетом, Таким образом, лимит времени для ребёнка больше не является абстрактным понятием.
Поверьте, ребёнку будет намного спокойнее, если на вопрос: «Мы идем гулять?» вы предоставите визуальное или звуковое время отсчёта, чем кинете фразу: «Скоро» или «Через полчаса». Мир для него станет более структурированным, предсказуемым и безопасным.
#аутизм #нейропсихолог