Без компаса, часов, навигационных инструментов. Марвин Кремер и его архаичная навигация по ревущим сороковым широтам южного океана. Звезда Канопус.
От севера Новой Зеландии до траверза мыса Горн яхта Глобе Стар стартовала в конце августа-начале сентября 1983 года. Примерно такие же дни, что бегут и сейчас. Предстояло пройти с запада на восток по ревущим сороковым широтам южного Тихого океана, акватории, известной яхтсменам запредельными штормовыми испытаниями. Напомним, это конец климатической зимы для этих широт южного полушария. Ничто не мешало экспедиции в соответствии со своей главной стратегией навигации, выдержав плавание по параллели одной широты от места старта, уткнуться в практически «вертикальный» (на карте) протяжённый с севера на юг берег Чили в Южной Америке. Там остановиться в одном из портов-укрытий на отдых после перехода Тихого океана протяжённостью примерно 5000 миль. Предположительно, этот вариант был запасным. Капитан после неприятной встречи с активистами-пацифистами в австралийском Сиднее не желал, чтобы его и его экипаж третировали активисты антивоенного движения и обзывали американскими империалистами, пособниками распространения ядерного оружия на планете Земля. Ирония судьбы: где учитель географии, а где ядерное оружие? Он твёрдо решил пытаться сразу обогнуть мыс Горн, а там рукой подать до Фолклендских островов – военно-морской базы Великобритании, где уже наверняка никто не будет досаждать путешественникам и там спокойно отдохнуть, и привести яхту в порядок.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
Чем отличалась экспедиция Марвина Кремера от плаваний первооткрывателей эпохи великих географических открытий и расцвета парусного флота? Он, в отличие от них, знал расположение материков и островов, их удалённость друг от друга, примерную погоду на маршруте экспедиции, но, к сожалению, не мог пользоваться магнитным компасом, часами, навигационными инструментами. Экспедиция, в отличие от средневековых капитанов, шла вслепую, опираясь только на визуальное наблюдение светил в небе. Не понятно, пользовались ли участники экспедиции самодельными бумажными навигационными планами и картами, чтобы делать на них отметки по продвижению яхты с запада на восток. Про счисление пути по формуле: средняя скорость х время (полсуток, или сутки) = пройденное расстояние), профессор и говорит в своих интервью. Он отмечает трудности по определению средней скорости и неточности в определении времени, на котором данная скорость применяется. Но о применении бумажных карт, даже во вспомогательном плане, ничего не говорилось. Скорее всего, исходя из принципа «чистоты эксперимента», данные карт хранились в голове путешественников, а записи и расчеты велись в каких-то черновых бумагах. Судовой вахтенный журнал в традиционном понимании также не велся, по крайней мере, об этом также нет информации. А вот герои эпохи великих географических открытий точно не имели навигационных карт и планов, не знали куда плывут: очертание, примерная удаленность, и протяженность берегов новых земель им были не ведомы. Они плыли в место, которое называлось «Индией», где выращивались пряности и «водились» драгоценные камни, производились дорогие шёлковые ткани. Сторона света, в которую нужно было «пробиваться», им была известна очень, очень приблизительно. Они пользовались обрывочными сведениями из античных и других источников, например, от купцов, доставлявших обозначенные выше и другие товары по сухопутному великому шёлковому пути, через аравийские пустыни и т.п. Великим выгодоприобретателем движения товаров по шёлковому пути была богатая средиземноморская республика Венеция. Венеция долгое время была, как сейчас сказали бы, эксклюзивным перевозчиком этих товаров по Средиземному морю с Ближнего востока и Египта на европейский берег. Мореплаватели знали одно: нужно двигаться морем куда-то на восток, поскольку караваны приходили с востока. Христофор Колумб (1492-1493 г.г.) был, пожалуй, самым большим для своего времени новатором, он тоже проводил эксперимент на основе предположения: «Если всё время плыть на запад примерно вдоль экваториальной зоны в Атлантике, то рано или поздно придёшь в Индию», и он открыл свою Индию! Точнее Вест-Индию, которая в последствие была названа Америкой.
Португалец Васко Да Гама (плавания и открытие пути в Индию через мыс Доброй Надежды на юге Африки 1497-1499, 1502-1503, 1524 г.г.). Он решил действовать наверняка, искать Индию на Востоке. Пройти во что бы ни стало на восточный берег Африки, о котором уже были кое-какие сведения и уже там «как-нибудь разберемся». Он знал, что нужно спуститься вдоль африканского берега на юг, обогнуть южную оконечность континента, а там начнётся другой океан, там всё уже где-то рядом: вдоль восточного побережья Африки на север и потом немного примерно на северо-восток. И он «нашёл» Индию! Смотрите планы его экспедиций в иллюстрациях.
Фернан Магеллан (1480-1521), уже вооружённый знаниями о том, что Колумб открыл не «настоящую» Индию хотел применить всё ту же стратегию долговременного движения на запад. По представлениям тех времен Земля и океаны не были такими большими, какими являются на самом деле. Мореплавателям казалось, что «дальние страны» где-то здесь, не далеко, «за углом», примерно, как Азорские острова и Канарские острова, в крайнем случае, как острова Зелёного мыса. Смотрите иллюстрацию.
Магеллану для осуществления своего замысла нужно было найти пролив, соединяющий Атлантический океан с другим, тем, который был на западном берегу колумбовой Вест-Индии (Америки). Он был убежден, что такой пролив существует. И он нашёл его! Магелланов пролив, небольшой и извилистый, который позволил его экспедиции выйти в «другой» океан, найти многие острова и «путь в Индию», и впервые совершить кругосветное плавание. Магеллану немного не повезло, и он чуть-чуть не дотянул на юг до мыса Горн, после которого на юг и запад открывается большая акватория прохода проливом Дрейка из Атлантического океана в Тихий. Однако, знание материков и океанов, их берегов и использование небесных светил и звёзд для ориентирования в открытом море приближало наших путешественников не к морякам эпохи великих географических открытий, а скорее к древним мореплавателям, о которых нам мало что известно, но которые в полной мере могли пользоваться небесной, как мы называем, «архаичной» навигацией. Может быть, что эти древние мореплаватели, как раз знали, куда плывут. Если идти на восток или север, или запад, или юг, после некоторого числа дней плавания будет берег. Они скорее всего знали, что на другом берегу моря или океана обязательно есть берег, на котором живут люди…Т.е., они, древние мореплаватели, вполне могли пользоваться опытом и знаниями в морском деле предшествующих поколений.
Зачем это тут вспомнили о эпохе великих географических открытий и её Мореходах? Пусть простит читатель, более удобного случая боюсь не представится, напрашивается историческая параллель. И когда этих отчаянных людей ещё вспоминать? И так, профессор реализовал, применяя дословный перевод: "параллельное плавание", т.е плавание на восток вдоль выбранной параллели, ну или плавание, с учётом ошибок, в неком широтном коридоре между параллелями , что и должно его было приводить к следующему берегу.
Это он применил и в конце этапа по Атлантическому океану, с некоторыми погрешностями в Индийском океане, и затем в Тихом океане. Солнце вставало по носу корабля и уходило за кормой, не совсем уж так точно по носу и корме с учётом широтных и по времени года поправок. Ночью луна продолжала работу солнца. Луна восходила примерно на востоке и истаивала в утренних лучах солнца на западе. И так много дней.
Так как-же всё-таки удерживать курс и ориентироваться в открытом море, пользуясь архаичной навигацией? Повторимся, что для удержания курса яхтсмены могли «опираться» только на ветер. Т.е. удерживать курс к ветру на протяжении конкретного дня. Если день и ночь ясные для наблюдений, то можно корректировать курс, одновременно определяя новое направление ветра для нового дня, ночи или суток, или времени суток. Но, к сожалению, ясные дни и ночи не всегда, и тогда приходилось идти, «опираясь» только на направление ветра. Тут у яхтсменов в помощь тяжелой работе рулевого был некотором роде замечательный помощник, - механическое аэрогидродинамическое подруливающее устройство. Оно присутствует на многих фото экспедиции.
К счастью, на обозначенном маршруте перехода Новая Зеландия – Мыс Горн преобладающие ветра западные, волнение также попутное (Смотрите в иллюстрациях скрин шоты карт ветра и волны). Волны высокие от 6 метров (чтобы наглядно представить это примерно в половину высоты мачты и более), и они если повезет, в океане длинные и достаточно пологие и это облегчает участь мореходов и «пилотирование» яхты. Нельзя сказать, чтобы волны всегда такие, поскольку нередко встречаются волны и с обрушивающимся гребнем, а иногда, как утверждают многие яхтсмены, может прийти случайная волна другого направления. В последнем случае хорошо бы среагировать, чтобы по крайней не мере не быть смытым таким гребнем и такой волной за борт. И в помощь тут для стабилизации курса плавучий якорь.
Нет оснований сомневаться в том, что «наши» яхтсмены, опираясь на свой опыт и знания, умели определять область работы циклонических атмосферных структур на акватории и уклоняться и уходить на периферию циклонов. Там, на этих «окраинах» можно найти было «коридоры» с волной до 4 метров и с ветром на уровне примерно 25 узлов. А последняя ситуация в условиях здешних мест означает в некотором роде уже комфортное кораблевождение. Экипаж не имел, и не мог иметь современных метео-карт, например таких, как windy/com и Grib по акватории своего перехода, но общее знание о погоде местной акватории в это время года участники экспедиции имели. Посмотрите карту волнения в условиях «парада циклонов» в иллюстрациях. Все такие маневры кораблевождения с учетом погоды нужны, чтобы пощадить конструкцию своего корабля и себя от сюрпризов штормовой судьбы. Члены нашего экипажа для «пилотирования яхты» в таких непростых условиях приготовили оснащение и приготовились сами. Смотрите предшествующую, часть 6. настоящего повествования. Там есть немного информации по этому поводу.
Волны и шторма с западного направления испытывают яхты и экипажи на прочность, однако, эти же волны и ветра с запада подгоняют и перемещают яхту достаточно быстро на восток. Случайно это получилось, или профессор так и предполагал, но старт по самому ответственному участку экспедиции по южной части Тихого океана пришёлся на конец августа - начало сентября 1983 года. В это время местные циклоны начинают постепенно терять свою фантастической силу. Кремер предполагал, что в этих условиях, когда яхта движется на попутных ветрах и волнах, удастся идти вперёд на восток, со скоростью около 10 узлов. Расстояние примерно 5000 морских миль предположительно можно пройти за 25 суток (!). Но это в теории. Для примера приведена карта ветров южной акватории Тихого океана. Белыми стрелками отмечены ветра относительной периферии циклонов, а центральные зоны циклонов расположены несколько южнее (ниже) ближе к ледовым полям Антарктиды. Напомним, что "вращение" ветра вокруг центра циклона в южном полушарии по часовой стрелке.
На иллюстрации циклоны построились практически в линейку. «Парад циклонов» по маршруту, так бывает часто. Оптимальна ситуация, когда яхте удастся «прокатиться» на попутных ветрах северной периферии каждого из этих циклонов, совершая свое движение на восток. Известно что ветра и волны на периферии меньше по величине, чем в тех зонах, что ближе к центру. На этом построена тактика "уклонения" от встречи с сильными ветрами и большими волнами, что ближе к центру. Здесь приведен одномоментный «срез» погоды завтра циклоны сместятся на запад и «постареют», возможно ослабнут, а через неделю в работу вступят новые циклоны и.т.д. Не забываем, что главная забота в мореходном деле не только ветер, но и волна. Именно волна главный оппонент моряка. Поэтому для примера в иллюстрациях карта волнения в южной части тихого океана.
Если присмотреться к карте волнения: центры действующих циклонов расположены над ледовыми полями, примыкающими к Антарктиде. Значит эти циклонические воронки засасывают в себя холодный воздух Антарктиды. Холодный воздух, это ещё одно испытание для яхтсменов. Когда смотришь на эти огромные ледяные поля на карте, становится не по себе. По поводу глобального потепления начинают подкрадываться смутные сомнения. Но не будем о грустном.
Небольшое примечание. Читатели наверняка заметили, что не быстро, совсем не быстро, яхта Глобе Стар шла «вслепую» вокруг света. Но задача «пройти быстро» и не ставилась. Пройти надёжно, опираясь только на приемы архаичной навигации, вот в чём была главная задача эксперимента. Ко времени проведения «нашей» экспедиции, в 1967 году ушёл прошёл свою кругосветку легендарный сэр Френсис Чичестер за 226 дней, уже состоялась в 1968-1969 г.г. первая кругосветная гонка яхтсменов одиночек «Globe Star» на классических яхтах, но только из английского Плимута, Эту гонку выиграл Робин Нокс-Джонстон с результатом 312 дней. Эта последняя гонка регулярно повторяется, последняя состоялась 2018/2019 году, её рекорд 212 дней установил знаменитый яхтсмен Люк Ван Ден Хеде. Упомянутые кругосветные плавания близки по духу «нашей» экспедиции. Однако участники этих гонок, кроме наблюдения Солнца, Луны и планет, в полной мере пользуются классическими астро-навигационными таблицами и измерениями с использованием классических навигационных инструментов и несравненно более оснащены в навигационном плане, хотя и не используют электронные гаджеты и спутниковую навигацию.
Для классической навигации используются так называемые навигационные звёзды, всего числом около 60, точнее 58. Среди них в северном полушарии выделяется яркая звезда Сириус, а север ищут по полярной звезде. В нужном нам сейчас южном полушарии важной считается звезда Канопус. Юг- определяют тут при помощи созвездия Южный Крест. Список «главных» навигационных звёзд южного полушария, сейчас мало что нам скажет, но он таков: Канопус, Альфа Центавра, Ахернар и Хадар. Профессор примерно так пишет о задействовании им потенциала наблюдения звёзд: «Чтобы определить широту, я проверил близость определенных звезд к зениту лодки (точке на небе прямо над головой) и использовал солнце, луну, планеты, звезды, облака и ветер для определения и поддержания курса и направления движения». Перечисление длинное, но ключевые касающиеся звёзд слова здесь, «звезда в зените» (прямо над головой).
Вот, что мне сообщил профессиональный астроном на информацию от профессора Кремера: «Это должна быть звезда Канопус. Он будет не совсем над головой, но близко к этому. Она очень яркая, как звезда Сириус, в северном полушарии. Идея такая. Если географическая широта примерно -40, то надо искать яркие звёзды со склонением также -40 или около того. Они могу быть видны в зените. Из ярких около зенита проходит Канопус, прямо после того, как стемнеет. Склонение -52,42 градуса. То есть в зените она может быть на такой широте. Если широта около -40, значит Канопус должен пройти где-то в 12 градусах южнее.
Теперь становятся понятными слова, которые были отмечены ранее, касающиеся перехода через южную часть Индийского океана: «Один из членов экипажа получил обморожение». Предположительно яхта здорово отклонилась (южнее 40 широты) на юг и экипаж увидел не только звезду Канопус над головой, но и почувствовал на себе ледяное дыхание Антарктиды. Отвлекаясь от основного повествования про звёзду Канопус, удалось прочитать интересную информацию: именно по ней осуществляют корректировку своей траектории баллистические межконтинентальные ракеты уже после запуска. Этакая «точка опоры» для ориентирования в космосе. А для наших мореходов эта звезда определяла крайнюю «запретную» граница по широте, чтобы не провалиться на юг к смертельному дыханию ледяных полей Антарктиды.
Как утверждает профессор Кремер, для ориентирования в открытом море он использовал и наблюдение планет. Свет планет на ночном небосводе зачастую ярче многих звёзд. Многие яхтсмены знакомые с морской астронавигацией, наблюдали «утреннюю звезду» Венеру, смотрите иллюстрации (Венера в северном полушарии)
Как оказалось, найти и идентифицировать созвездие «Южный Крест», которое своей осью показывает примерно на географический юг, на ночном небе не так уж просто. Есть ещё и ложный крест, который может запутать результаты наблюдений, смотрите иллюстрацию.
Куда более простым, что уже отмечалось ранее, в этих южных широтах представляется провести мысленно линию, соединив «рога» луны, тогда эта линия где-то на горизонте ближе к экватору упрётся в «точку», которую можно обозначить, как «Север».
Реально экипажу «нашей» яхты Глобе Стар, несмотря на все трудности и препятствия, до Порт-Стенли на Фолклендских островах, что лежат на юге Атлантики, удалось пройти 5500 морских миль за срок в 53 дня. Это быстрее, по сравнению с предшествующими этапами экспедиции. Не выдержал испытаний только стальной нержавеющий румпель (рычаг для управления яхтой), отломилось или надломилось его крепление, но экипаж справился с этой поломкой и привёл яхту к причалу.
Продолжение следует. Всем счастливых морских миль!
Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications и в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте.