Найти тему
*** Мама Лора ***

Судьба баснописца Ивана Андреевича Крылова

13 февраля 1769 года родился баснописец, публицист, издатель сатирико-просветительских журналов, известный и любимый многими поколениями читателей автор басен, таких как «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука», "Свинья под дубом". Крылов одарил своих соотечественников более чем двумя сотнями басен, ярких, смешных, высмеивающих человеческие пороки. Этот человек при жизни стал классиком, его творчество было необыкновенно популярным и не утратило актуальности до сих пор.
Его отец, Андрей Прохорович, был армейским офицером, начав службу простым солдатом, дослужился до чина капитана. Не имея образования, освоил грамоту и очень любил читать. В наследство своим сыновьям капитан Крылов оставил большой сундук с книгами, накопить другого богатства он так и не сумел. Зато его сыновья познали пользу учения.
Когда в 1774 году Яицкая крепость, где служил Андрей Прохорович, попала в окружение восставших пугачёвцев, её комендант по фамилии Симонов испугался, не решаясь что-либо предпринимать. Тогда командование принял на себя капитан Крылов. Будучи человеком решительным, он сделал необходимые распоряжения и восставшие так и не смогли взять крепости, отделённой от посада рвом и высоким валом. Мать и сын Крыловы были в пугачёвских списках приговорены к повешению, им пришлось скрываться. Этот эпизод отразил со слов Ивана Андреевича А. С. Пушкин в своей « Истории Пугачева» :

"Пугачёв скрежетал. Он поклялся повесить не только Симонова и Крылова, но и всё семейство последнего, находившееся в то время в Оренбурге. Таким образом обречён был смерти и четырёхлетний ребёнок, впоследствии славный Крылов".

Спасаясь, мальчик вместе с матерью выехал в Оренбург, однако город вскоре был осажден бунтовщиками. Начался голод, продовольствия не хватало даже детям. Это, по всей вероятности, повлияло на будущего баснописца и давало о себе знать всю последующую жизнь. Психологическими последствиями пережитого в раннем детстве объясняется широко известная невоздержанность Ивана Андреевича в еде, постоянно служившая поводом для шуток современников.

Вскоре семья Крыловых перебралась в Тверь, где отец устроился на службу в уголовном ведомстве. Жалование было совсем небольшим, и семья едва сводила концы с концами. Когда Ивану было 9 лет, 1778 году, его отец скончался. Жить стало абсолютно нечем, семейство постепенно скатывалось в полную нищету. В 11 лет Крылову пришлось начать работать, чтобы помогать семье. Но мир не без добрых людей. Живший по соседству помещик П.Львов позволил Ване присутствовать на домашних уроках, которые давали его детям приглашенные учителя. Так Крылов выучил французский язык, познакомился с естественными науками.
Позже, юношу взяли на службу в губернский магистрат, где раньше работал его отец, на должность подканцеляриста. Жалование было мизерным, но позволяло семье держаться на плаву. Вскоре семейство во главе с матушкой отправилось в Петербург, чтобы добиться пенсии за умершего супруга, выхлопотать приличное место службы для старшего сына. Через некоторое время Иван получил должность приказного служителя казенной палаты. После смерти матери литератору пришлось заботиться о младшем брате. На протяжении всей жизни он опекал его, как отец сына.
Стоит отметить, что Иван Андреевич, так и не получивший никакого системного образования, всю жизнь стремился к знаниям. Он много читал, самостоятельно освоил игру на нескольких музыкальных инструментах, знал четыре языка – французский, итальянский, немецкий, греческий, изучил математику. Осваивать науки молодому человеку приходилось самостоятельно и не всегда успешно. Крылова — уже знаменитого писателя — корили за орфографические ошибки, которые он допускал в текстах.
В пятнадцать лет он пробует писать. Ему нравится юмор, сатира, комедия, и вовсе не потому, что он был насмешником. Иван справедливо полагал, что эти литературные жанры помогают человеку стать лучше, корректируют его поведение. Юноша пишет комическую оперу под названием «Кофейница». Его первое произведение было не очень выразительным, но даже здесь язык будущего баснописца поражает своим богатством и яркостью. Крылов с детских лет внимательно прислушивался к языку народа, любил бывать на ярмарках, отлично знал быт, нравы простых людей. Ему нравились народные праздники и развлечения. Иван Андреевич и сам нередко принимал участие в уличных боях. И эти знания очень пригодились будущему баснописцу.
В эти же годы в Санкт-Петербурге появился общедоступный театр. Иван, всегда тянувшийся к искусству, не мог пропустить такую новинку. Он увлекся театром, познакомился с некоторыми актерами. Скучная служба в канцелярии стала казаться ему невыносимой, он решил выйти в отставку, вплотную заняться тем, к чему лежала его душа – литературной деятельностью. В этот период ему исполнилось только восемнадцать лет. Он пишет свою первую трагедию, назвав ее «Филомела». В ней чувствуется талант, свободомыслие автора, но само произведение было обычным подражанием классикам. Первый неудачный опыт не останавливает юного литератора. Он решил перейти к комедиям, но и эти сочинения — «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей».
В комедии «Проказники» еще не окрепший новичок Крылов накидывается на одного из столпов русского классицизма, основного «поставщика» пьес для русского театра Якова Борисовича Княжнина. Яков Борисович имел несомненный успех у образованной публики, его пьесы отличались мощным императорским, патриотическим пафосом. И вот его образ Крылов выводит в лице персонажа Рифмокрада, а его жену – дочь отца-основателя репертуара первого русского театра. А.П.Сумарокова – в персонаже Таратора. Это был крайне дерзкий поступок, который предсказуемо рассорил Крылова с официальными театральными властями. Путь в театр был закрыт.
Несостоявшийся драматург напару с И.Г. Рахманиновым, довольно неоднозначным деятелем российского просвещения, открывает журнал «Почта духов», где в  эпистолярном жанре – гномы переписываются с волшебником Маликульмульком – высмеиваются не просто пороки русского общества того времени, но и абсурд светского, по их мнению, бессмысленного существования.
Говоря современным языком, Крылов становится оппозиционером. Тем удивительнее его дальнейшая судьба. «Почта духов» проработала меньше года. Видимо, уже стареющей императрице Екатерине Алексеевне пришлось совсем не по нутру сатирическое вольнодумство Крылова. В редакцию приходит полиция с обыском. Казалось бы, что это должно было стать закатом его карьеры. Но вольнодумцу грозит необычное наказание – за счет казны его отправляют в заграничное турне, так сказать, развеяться. Литератор от «мягкой» высылки отказался. Его компаньон принимает аналогичное предложение и удаляется из России.  
Крылов же, начинает оттачивать свои литературные способности в баснях. Новые произведения появляются в печати без имени автора в журнале «Утренние часы». Они отличались большой едкостью, сарказмом. Через три года он в компании единомышленников создает журнал «Зритель». Еще через год появляется новый журнал – «Санкт-Петербургский Меркурий».
На страницах этих журналов Крылов печатает свою прозу, самой интересной из них была повесть «Каиб», статья «Похвальная речь моему дедушке». Последнее произведение представляет собой публицистику, направленную против самодуров-помещиков. Для своего времени эта статья была достаточно смелой. Через некоторое время Иван Андреевич покинул Петербург, о его жизни за пределами столицы было известно очень мало.
Вообще, в личной жизни Крылова есть несколько «темных» периодов. Так, биографам до сих пор точно неизвестно, чем он занимался с 1794 по 1796 год, а также с 1803 по 1805-й. Некоторые его современники утверждали, что в это время баснописец сильно увлекся карточной игрой, за что ему даже запретили появляться в обеих столицах.
Некоторое время Иван Крылов служил в имении Зубриловка князя Сергея Федоровича Голицына в качестве секретаря и воспитателя его детей. Там была написана шуточная трагедия «Подщипа», напечатанная за границей.
Ходили слухи, что издатель попал в немилость из-за комедии «Бешеная семья», в которой Екатерина II увидела насмешку над царским семейством. Другие уверяли, что литератор скрывался от общества из-за писательских неудач. Сам Крылов не распространялся о причинах своего отъезда. Возможно, он занимался самообразованием, поскольку после периода отшельничества литературный уровень его произведений стал гораздо выше.
Когда литератору было 27 лет, он вернулся в Петербург, вновь стал писать. Сначала появились талантливые переводы басен Лафонтена – «Разборчивая невеста», «Дуб и трость», «Старик и трое молодых».
Журнал «Московский зритель» печатает переводы, сопроводив их публикацию лестной рецензией. В тот же год Крылов поставил свою комедию «Модная лавка», в следующий – «Урок дочкам». Это были злободневные произведения, в которых высмеивалось преклонение перед всем французским. На фоне захватнических наполеоновских войн русское общество переживало подъем патриотизма, и встречало эти басни с большим воодушевлением.
Наконец-то поэт нашел свой «истинный род» занятий.
Всего он написал 236 басен, которые вошли в девять прижизненных сборников.
Уже первый сборник Крылова вызвал фурор у читающей публики.. В первый сборник его басен вошли 23 произведения, в том числе «Слон и Моська». Были опубликованы “Стрекоза и муравей”, “Мартышка и очки” и многое другое.
У талантливого литератора наконец-то наступает период везения. Он возвращается на государственную службу, занимает солидную должность в Монетном департаменте. Через два года Крылов переходит на службу в Императорскую публичную библиотеку, где он проработает почти 30 лет, с 1812 по 1841 год. Его друзья отмечали, что в период расцвета своей славы Крылов стал очень спокойным и благодушным. Он был ироничен и ленив, этот человек достиг успеха, и теперь мог спокойно почивать на лаврах.
Современники посмеивались над баснописцем, слагая легенды о феноменальной рассеянности, неряшливости и неутолимом аппетите Крылова. Он совершенно не замечал собственной оплошности, мог пользоваться ночным чепчиком вместо носового платка, потому что по рассеянности путал эти мелкие вещицы.
Творить баснописец предпочитал, лёжа на диване. Согласно некоторым источникам, Иван Гончаров написал своего знаменитого «Обломова» именно с Крылова. Вот как вспоминал о Крылове поэт Михаил Лобанов:

"…Не имея семейства, ни родственных забот и обязанностей, не знал он ни раздирающих иногда душу страданий, ни сладостных, упоительных восторгов счастия семейственной жизни. Сытный, хотя простой обед, и преимущественно русский, как, например: добрые щи, кулебяка, жирные пирожки, гусь с груздями, сиг с яйцами и поросенок под хреном, составляли его роскошь. Устрицы иногда соблазняли его желудок, и он уничтожал их не менее восьмидесяти, но никак не более ста, запивая английским портером.
По окончании трапезы дома или в Английском клубе, который он постоянно посещал более тридцати пяти лет, или в знакомых домах, он любил, по русскому обычаю, отдохнуть и вздремнуть. В Английском клубе долго оставалось не закрашенным пятно на стене, сделанное его головою, покоившеюся после сытного обеда. Там намеревались поставить бюст его.
Вечером опять отправлялся он иногда в театр, а чаще всего в Английский клуб, где никто не обязан чиниться друг перед другом и где царствует удобность и приволье. Сейчас часто можно услышать выражение «толстокожий». И мы понимаем, что это не значит «толстый», просто у человека крепкие нервы. Что касается Крылова, к нему это выражение применимо было в обоих случаях. Его поведение казалось странным для всех, кроме него самого".

Умерла женщина, родившая ему ребенка – он уехал играть в карты. Умерла мать – он уехал в театр. А когда единственная дочь была в состоянии, близком к смерти – он поехал на бал.
Марья Федоровна Каменская, описывала Крылова в своих «Воспоминаниях»:

"Грязный был голубчик, очень грязный! Чистой рубашки я на нем никогда не видала; всегда вся грудь была залита кофеем и запачкана каким-нибудь соусом; кудрявые волосы на голове торчали мохрами во все стороны; черный сюртук всегда был в пуху и пыли; панталоны короткие, как-то снизу перекрученные, а из-под них виднелись головки сапог и желто-грязные голенища"…

Современники отмечали, что Крылов был действительно очень неопрятен в быту и крайне неряшлив в одежде. Его растрёпанные и нечёсаные волосы, а также запачканные и вечно мятые рубашки вызывали насмешки у знакомых. Однажды поэт был приглашён на придворный бал-маскарад. Он долго не мог решить – какой же вычурный костюм ему придумать, и поэтому посоветовался со своей знакомой дамой – Елизаветой Марковной Олениной.
– Как мне следует одеться, чтобы остаться неузнанным на маскараде? – спросил Крылов у мудрой светской львицы.
И та шутливо посоветовала: – А вы, Иван Андреевич, лучше вымойтесь и причешитесь, вас тогда никто и не узнает.
Говорят, что как только становилось известно о пожаре, Иван Андреевич тотчас же отправлялся к тому месту, в какой бы точке Петербурга он не произошел. Чем вызвана такая страсть к огню – неизвестно, но это поистине интересный факт. Говорят, что идея басни "Лебедь, рак и щука" Ивану Андреевичу пришла на ум в тот момент, когда он наблюдал за сценой борьбы трех мародеров за чемодан, который они успели вынести из горящего дома. Они тянули его в разные стороны и никто не хотел сдаваться. Из него выпадала посуда, какие-то побрякушки. И кто знает, чем бы закончилась эта история, если бы не подоспевший полицейский.
Хозяин квартиры, где жил Крылов, очень волновался по поводу увлечения своего жильца. Беспокоился он не за самого писателя, а за свою жилплощадь. Ну мало ли что может прийти на ум. И поэтому решил заключить с ним договор, о том, если он вдруг решит ее спалить, то будет обязан выплатить 60 000 рублей. Иван Андреевич бегло ознакомился с текстом, добавил к сумме пару нулей и размашисто подписал бумаги. После чего сказал, что ни той, ни другой суммы у него все равно нет, а владельцу будет приятней и спокойней.
Среди писателей и поэтов того времени ходило много слухов и анекдотов о его любви к еде, которые, впрочем, зачастую были основаны на реальных событиях. Современники вспоминали, что по окончании огромного обеда, съев несколько больших блюд, Крылов скромно вздыхал и приговаривал: «Много ли надо человеку?» Чем вызывал бурное веселье за столом, ведь все видели — очень, очень много.

Надежда Михайловна Еропкина, писала в своих «Воспоминаниях об И. А. Крылове»:

" Я отлично помню этот последний обед Крылова. Была уха с расстегаями, которыми обносили всех, но перед Иваном Андреевичем стояла глубокая тарелка с горою расстегаев. Он быстро с ними покончил и после третьей тарелки ухи обернулся к буфету. Емеля знал уж, что это значит, и быстро поднес ему большое общее блюдо, на котором оставался еще запас.
За обедом Иван Андреевич не любил говорить, покончив с каким-нибудь блюдом, под горячим впечатлением высказывал свои замечания. Так случилось и на этот раз.
Телячьи отбивные котлеты были громадных размеров, — еле на тарелке умещались, и половины не осилишь. Крылов взял одну, затем другую, приостановился и, окинув взором обедающих, быстро произвел математический подсчет и решительно потянулся за третьей… «Ишь, белоснежные какие! Точно в Белокаменной», — счастливый и довольный поведал он. Покончить умудрился он раньше других и, увидев, что на блюде остались еще котлеты, потребовал от Емели продолжения"..

Его нельзя было назвать франтом, или даже просто опрятным человеком. Но женщины любили этого человека, хотя он скончался холостяком.
Когда Ивану Андреевичу было 22 года, он влюбился в дочь священника Анну, жившую в Брянском уезде. Любовь была взаимной. Однако, состоятельные родители, которые к тому же были ещё и в дальнем родстве с самим М. В. Ломоносовым не пожелали отдать дочь за нищего литератора. Анна так страдала, что родители согласились на брак, известив Крылова об этом телеграммой. Жених попросил привезти Анну к нему в Петербург, поскольку у него не было средств на поездку в Брянск. Возмущенные родители ответили отказом, свадьба не состоялась.
К неряшливому, сумасбродному баснописцу проявляли интерес знатные дамы. Его любила балерина, которая долгое время состояла на содержании у великого князя Константина Павловича. Но Крылов ответил даме, что он не чувствует себя пригодным к браку. Императрица Мария Федоровна тоже испытывала симпатию к обаятельному толстяку. А он появлялся перед монаршей особой в дырявом сапоге, ухитрялся чихать, когда целовал ей руку.
Ходили упорные слухи, что у Крылова есть сожительница, служанка Феня, которая родила от баснописца дочь Александру. Когда служанка умерла, девочка осталась жить у Крылова. Баснописец собрал для девушки большое приданое, Александра вышла замуж, родила двоих детей. Крылов замечательно относился к малышам, нянчил их. Все свое имущество великий баснописец переписал на имя мужа Александры. Именно эти люди – Александра, ее дети и муж были с баснописцем в последние минуты его жизни. Но была ли она действительно его дочерью, доподлинно неизвестно. Крылов ни разу не упомянул об этом в разговорах ни с кем из своих знакомых...
Несмотря на свою упитанность, он очень любил путешествовать по России. За свою жизнь он провел в путешествиях не менее 10 лет. Именно путешествия вдохновляли его на создание новых басен.
Баснописец скончался 9 ноября 1844 года. Ходили слухи, что Крылов умер от заворота кишок вследствие переедания. На самом же деле, умер он от двустороннего воспаления легких. В день похорон друзья и знакомые получили по экземпляру изданных им басен. На траурно-черной обложке было написано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию». Похороны были пышными. Граф Орлов, один из первых людей в государстве, отстранил одного из студентов и сам нёс гроб до дрог.
Его прах погребен на Тихвинском кладбище.
В 1848 году Императорская Академия художеств объявила конкурс на лучший проект монумента баснописцу. Через 1,5 года, после рассмотрения десятков предоставленных вариантов, комиссия выбрала работу скульптора П. К. Клодта. Мастер работал над памятником более пяти лет. Образ Крылова получился живым, выразительным. Мемориал установили в Санкт-Петербурге, в Летнем саду в 1855 году...