Найти тему
Живой Космос

«Виктория-К». Наш ответ Чемберлену

СССР, конечно же, добился успеха, создав в итоге под конец своего существования вторую мощную ракету, способную вывести на низкую опорную орбиту около 100 тонн полезной нагрузки. Это была ракета-носитель «Энергия». А первой была «Н-1», которой просто не повезло в связи с политическими играми наконец-то «дойти до ума», и полететь в космос штатно.

Соединённые Штаты тоже построили два невероятных изделия космического назначения: знаменитый «Сатурн-5» и многоразовую систему «Спейс Шаттл». Хотя последняя поначалу могла вывести на орбиту только 20 тонн груза, нельзя забывать, что большую часть своей мощности «Спейс шаттл» тратил на то, чтобы вывести в космос ракетоплан, который возвращался на Землю. В теории система, созданная на подобной базе, но без необходимости «тащить» ракетоплан, могла бы вывести на орбиту до 130 тонн полезной нагрузки.

Но вернёмся в СССР.

Система «Энергия-Буран» была самым сложным, дорогим и амбициозным космическим проектом, когда-либо разработанным Советским Союзом. К сожалению, вскоре после демонстрации её жизнеспособности распад СССР привёл к тому, что модернизированная версия ракеты, «Энергия-М» так и не получила полноценное воплощение.

Сегодня почти все изделия, которые остались после закрытия программы «Энергия-Буран», ржавеют на Байконуре практически под открытым небом в ожидании будущего, которое уже никогда не наступит...

Когда в мае 2002 года обрушилась крыша сборочного корпуса МИК на площадке 112 Байконура, уничтожив при этом «Буран» и многие части «Энергии», невозможность возрождения этой великой ракеты-носителя стала очевидной.

В тоже время в Соединенных Штатах после трагедии шаттла «Колумбия» в 2003 году возникла программа «Созвездие». Одним из ключевых элементов этой программы было создание тяжёлой ракеты-носителя «Арес-5», которая вновь подняла интерес к суперракетам.

Россия, конечно же, просто обязана была ответить симметрично, и после запуска программы «Созвездие» появилось несколько предложений по созданию гигантских ракет-носителей.

Одной из самых любопытных концепций стала «Виктория-К», разработанная в 2006 году предприятием «ГРЦ Макеева», основным производителем баллистических ракет для подводных лодок в советское время.

Что же должна была представлять собой «Виктория-К»? Предполагалось, что это будет большая ракета, построенная с использованием принципов модульной архитектуры, имеющая стартовую массу 3100 тонн, способная вывести на опорную орбиту с космодрома Байконур 100–110 тонн полезной нагрузки. Предполагалось, что первая ступень ракеты будет состоять из четырёх блоков с двигателями РД-171, вторая - двух РД-180, а третья ступень будет использовать двигатель РД-191.

Модульная компоновка ракеты. Из открытых источников.
Модульная компоновка ракеты. Из открытых источников.

Двигатели.

Используемые двигатели. Из открытых источников.
Используемые двигатели. Из открытых источников.

РД-180 и РД-191 представляют собой двухкамерную и однокамерную версии соответственно четырёхкамерного двигателя РД-170 — самого мощного в мире, используемого на ракетах «Зенит» и «Энергия». Над центральной ступенью должен был располагаться разгонный блок с двигателем РД-0124М.

«Виктория-К» — единственный предложенный на сегодняшний день проект ракеты, в котором предполагалось использование всего семейства двигателей производства НПО «Энергомаш» одновременно.

У «Виктории-К» была интересная особенность. Предлагалось спроектировать её таким образом, чтобы её блоки можно было транспортировать самолётом Ан-124 («Руслан»). Такой подход устранял ограничения, накладываемые на габариты подобного груза при использовании железнодорожного транспорта, которые обуславливали конструкцию почти всех советских и российских ракет.

Дело в том, что туннели железнодорожной системы не позволяют перевозить грузы, превышающие в диаметре 4,1 метра, а в длину - 24 метра. Однако каждый из боковых блоков «Виктории-К» превышал эти ограничения.

Перевозка блоков «Виктории-К» на самолёте. Из открытых источников.
Перевозка блоков «Виктории-К» на самолёте. Из открытых источников.

Но, к сожалению, дальше эскизных проектов дело не пошло. Несмотря на все свои оригинальные элементы, «Виктория-К» вскоре канула в Лету. Главным образом потому, что российская космическая программа не имела, как не имеет и сейчас, хоть сколь-нибудь внятной стратегии по отношению реализации пилотируемой лунной или марсианской программы. Что делает разработку подобной ракеты-носителя абсолютно бессмысленным и крайне затратным занятием.

Сегодняшнее будущее российских ракет-носителей более скромное. Роскосмос продолжает изобретать «Ангару». И это не процесс, а состояние. И вероятнее всего, он будет не закончен, а просто прекращён.

Сможет ли возродиться ли проект «Виктория-К», если вдруг поступит команда срочно отправить человека на Луну или Марс, дабы подтвердить своё превосходство и укрепить понимание величия, показать всему миру эффективность и правильность, а также закрепить своё несомненное лидерство?

Думаю, да. Двигатели все есть. С керосином тоже вроде нет трудностей. Денег только нужно подкинуть, и работа закипит.

Всем добра.

Ставьте лайк и подписывайтесь.

___________________________________________

Нажми👉* (Немогликам 🚫 ЗАПРЕЩЕНО!)

___________________________________________

Советуем почитать:

*Реклама ООО Яндекс ИНН 7736207543