Найти тему

Кадзуо Накамура. Основные работы | Утренний туман (1951)

Кадзуо Накамура, "Утренний туман", 1951 Холст, масло, 78,7 х 61 см
Коллекция Джона и Кати Бьянчини
Кадзуо Накамура, "Утренний туман", 1951 Холст, масло, 78,7 х 61 см Коллекция Джона и Кати Бьянчини

"Утренний туман" - один из лучших ранних примеров продолжающегося диалога Кадзуо Накамуры с фигурацией и абстракцией. По своей сути, это диалог между видимым миром и лежащими в его основе законами, проявляющийся в основном через узор. Здесь мы видим очертания пейзажа или городского пейзажа, проглядывающие сквозь сине-зеленый туман. Эта картина, по сути, сочетает в себе формирующийся стиль рисования Накамуры, как это видно на картине "Деревья", 1951, с его растущим использованием сине-зеленой палитры, которая будет доминировать в балансе его живописных работ.

"Утренний туман" продолжает с того места, где остановилась "Осень", около 1950 года. Мы все еще рассматриваем серию узоров, но здесь основное внимание уделяется выделению самих узоров. Странным образом туман делает эти узоры более четкими, стирая объекты, которые их создают. Как ясно из названия, картина также является чем-то вроде метафоры завесы природы, которая скрывает лежащий в ее основе порядок.

Кацусика Хокусай, "Водопад "Забота о престарелых" в провинции Мино" (Mino no kuni Yôrô no taki), около 1832 года, гравюра на дереве (нисики-э), бумага, тушь и цвет, 36 х 25,3 см, Музей изящных искусств, Бостон.
Кацусика Хокусай, "Водопад "Забота о престарелых" в провинции Мино" (Mino no kuni Yôrô no taki), около 1832 года, гравюра на дереве (нисики-э), бумага, тушь и цвет, 36 х 25,3 см, Музей изящных искусств, Бостон.

Вскоре после прибытия в Гамильтон Накамура приобрел книгу об искусстве Винсента ван Гога (1853-1890), которая, вполне возможно, вдохновила его на создание этой картины. Ван Гог жадно коллекционировал японские гравюры на дереве и часто заимствовал элементы из этой традиции в своих собственных работах. Накамура тоже был знаком с этими работами, поскольку в детстве просматривал японские художественные журналы своего дяди. "Утренний туман" несет в себе несколько отличительных черт японской гравюры на дереве, включая зеленый и особенно синий цвета, а также линейную структуру плавных линий, созданных с помощью карточек с острыми краями или лезвий для нанесения и растекания чернил и краски. Такао Танабе (р.1926), другой японско-канадский художник, в то время создавал похожие перистые линии, как видно на картине "Горный пейзаж" (1952).

Некоторые авторы отмечают, что сетчатая система тонких линий в Утреннем тумане также напоминает работы швейцарского художника Пауля Клее (1879-1940). Однако, когда много лет спустя Накамуру спросили о влиянии Клее на его творчество, он отрицал, что был знаком с работами Клее, не говоря уже о том, что находился под их влиянием. Как предполагает Брайан Грисон, влияние Клее, возможно, было косвенным. Художественная программа в Центральной технической школе (CTS), где учился Накамура, находилась под сильным влиянием Баухауза, немецкого художественного института, где преподавал Клее. А Вирджиния Луз (1911-2005), преподававшая иллюстрацию Накамуре в CTS, использовала в своих работах тонкую линию и равномерные оттенки цвета, возможно, именно там он и научился этому.

"Утренний туман" предвещает работы по внутренней структуре середины 1950-х годов с их единообразным использованием цвета, в основном зеленого и синего, и плавающими черными линиями, не связанными с какими-либо объектами. Мы также видим аналогичное использование линий в проволочных скульптурах, которые Накамура создавал в начале 1950-х годов. И "Без названия" (около 1950-х годов) можно легко принять за линейный узор, который может проявиться в "Утреннем тумане", как только туман рассеется.