Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Варвар” (2022, Barbarian): Без_дна

Оглавление

Судя по творческому пути Зака Креггера (Zach Cregger), он в первую очередь актёр, имея в портфолио 34 роли, против четырёх режиссёрских проектов. Многоуровневый фильм ужасов “Варвар” 2022 года – это последний на данный момент поставленный им фильм, предыдущие вышли в 2009 и 2011 годах. Но по нему видно, что у Креггера есть постановочная жилка, позволяющая ему воплотить необычную и смелую идею в жизнь.

В 2023 году появилась информация, что за Заком Креггером закреплён проект с Педро Паскалем. Он тоже в жанре ужасов и называется “Оружие” (Weapons). Развёрнутого описания сюжета нет, только лишь общая фраза про исчезновение школьников в небольшом городке. Были даже комплиментарные сравнения с драмой Пола Томаса Андерсона "Магнолия" (1999, Magnolia). Но обновлением по проекту стало то, что в январе 2024 года Паскаль выбыл из-за конфликта в расписании – вместо этого фильма ужасов он будет сниматься во втором сезоне сериала “Одни из нас” (The Last of Us).

Имея в просмотренном фильм ужасов “Варвар”, можно сложить представление о стиле Креггера и понимать, чего от него ожидать в новой работе. Мне “Варвар” не особенно понравился, но я бы всё равно посмотрела “Оружие”, потому что главное произошло – он заинтересовал своей манерой выстраивать историю. Хотя почему-то некоторые моменты он решил вовсе не дописывать, оставив их просто на волю домыслов. Тем не менее, главное он раскрыл – кто тут злодей и что с ним в итоге стало.

Поначалу этот фильм хочется выключить, он кажется бессмысленным, потому что сначала девушка Тесс пытается понять, что же таит арендованный ею дом на Барбери стрит, а через сорок три минуты начинается словно другой фильм об актёре Эй Джее, которого отменили из-за сексуальных домогательств; но, если его разложить на отдельные части, то становится видно, что они соединяются одной мыслью. А подсказкой служит место действия.

Рекламный баннер к фильму "Варвар" (2022)
Рекламный баннер к фильму "Варвар" (2022)

Сюжет фильма ужасов “Варвар”

Тесс приезжает в Детройт на собеседование. Она арендует дом в районе Брайтмур на Барбери стрит (от жителя улицы Barbary Street получилось название фильма), но в нём обнаруживается жилец – парень по имени Кит Тошко – чьи сроки аренды совпадают с её, но это жильё он бронировал на другом ресурсе.

На улице темно, идёт дождь, потому Кит не стал выгонять девушку на улицу. Номер в отеле ей снять не удалось, потому что, по словам Кита, в Детройте проходит важное медицинское мероприятие, и свободных мест нет. Он предложил Тесс остаться в доме, несмотря на странность ситуации и дискомфорт, который они оба от этого испытывают.

На этом странности не закончились. Тесс обнаружила в доме тайную дверь, за которой была страшная комната, а рядом со входом в эту комнату оказалась ещё одна дверь, ведущая в более тёмные глубины. Куда Тесс, конечно, отправилась.

Мысли и впечатления после просмотра

Действие Зак Креггер поместил в упадочный Брайтмур в Детройте, вымирающем городе. Можно сказать, что он развернул креативную метафору того, как некогда процветающий город превратился в призрак, что в этом городе есть район, пугающий людей, словно в ночи по улицам бродит страшная зомби-женщина, ищущая своих потерянных детей (=жителей, которые раньше без страха тут жили и гуляли). И, поскольку всем нет дела по большей части до происходящего, не стоит удивляться, что под разрухой и тотальным равнодушием может развиваться дикая история. И что порой злодея определяют по той же причине, потому что слишком страшно углубляться и “камни бросают” в то, что оказывается ближе.

В целом фильм ужасов “Варвар” походит по структуре на бездонную “кроличью нору”, образовавшуюся в грунте некогда благопристойного района. “Этот район умирает,” – звучит в фильме фраза. Она отсылает к 60-м годам, когда в Детройте назрела расовая проблема, ставшая причиной массового побега белокожего населения отсюда в другие города штата Мичиган.

В фильме кризисной ситуации посвящается эпизод (небольшой в масштабах всего фильма, но достаточный для понимания), когда район показан в своём благопристойном состоянии с красивыми домами и ухоженными дворами, но с ощущением приближающейся беды – это хорошо отражается через звучащие на втором плане новости и загадочного мужчину, который покупает пелёнки для младенцев и собирается самостоятельно принимать роды у “жены” в домашних условиях. Продавщицу это едва шокирует, она воспринимает это обыденно, предлагая ему латексные перчатки и влажные салфетки в комплект к пелёнкам. Мрачные известия и такой же мрачный человек, тенью следующий по пока ещё чистым магазину и улицам в Брайтмуре, навевает ощущение тревоги.

Район среднего класса Брайтмур в Детройте был построен в 1920-х специально для работников процветающей на тот период автомобильной промышленности (а экономика города занимала четвёртое место в масштабах США), но он сильно пострадал от экономического кризиса в столице штата и превратился со временем в притон. Автомобильные гиганты Ford, General Motors и Pontiac уволили тысячи работников, которым ничего не оставалось, как покидать город в поисках других комфортных мест.

Потому в 1970-х десятки домов были заброшены, а Брайтмур стал эпицентром наркоторговли и преступлений на почве вражды между оставшимися местными, также в районе образовалась незаконная свалка. Тотальный упадок отлично показан в фильме ужасов Креггера.

Очень яркая линия всеобщего равнодушия идёт через весь сюжет – оно тут охватывает всех. Все люди действуют автоматически, они прикрываются какими-то правилами, будучи свидетелем очевидно странных вещей, они предпочитают отступить назад. Агенты и бухгалтер актёра бросают его после иска против него, полицейские не хотят войти в дом, несмотря на очевидную опасность, женщина-режиссёр на собеседовании лишь предупредила Тесс, что из Брайтмура лучше уехать, не вдаваясь в подробности.

В “Варваре” Зак Креггер рассказал историю зла, которое зарождается, рождается, перерождается фактически само из себя, становясь ужаснее с каждым новым “последышем”. Он показал источник этого зла, эту устрашающую зону отчуждения, – обычный человек и некогда ухоженный район с красивыми домиками и лужайками, который изначально не был таким, каким его показали в начале фильма при дневном свете, каким он открылся Тесс.

Источником зла служит тот самый мужчина с пелёнками, который ранее жил в доме на Барбери стрит, тот самый варвар-прародитель, и совершал абсолютно чудовищные акты, фиксируя их на плёнке. И этот дом стал ужасным извращённым метрополисом с лабиринтами и железными клетками под ним.

Но тут очень интересно преподнесён упадок – его замечает только главная героиня Тесс, а остальные словно воспринимают это нормой. Потому не стоит удивляться, что зло так свободно развивается, если полицейские ориентируются на бюрократию, а не на призыв о помощи.

Актёр Эй Джей (в исполнении Джастина Лонга) узнаёт, что его карьере пришёл конец
Актёр Эй Джей (в исполнении Джастина Лонга) узнаёт, что его карьере пришёл конец

Тот же самый актёр из сериалов Эй Джей, собственник дома в Брайтмуре, кажется, абсолютно не заботится о том, что окружает его собственность. Он оказался в сложной, даже плачевной финансовой ситуации (бездумно расходовал деньги и забыл о повальной проблеме домогательств, беспечно начав приставать к коллеге по сериалу, чем она и воспользовалась, предъявив ему обвинения и выставив счёт). Чтобы “наскрести денег” на судебные издержки Эй Джей хочет продать свой дом в Брайтмуре – и выручить больше, чем от сдачи в аренду – и намеревается сделать его подороже за счёт включения в общую площадь метров от подвального помещения.

Эта ситуация с Эй Джеем выглядит абсурдной – его дом, похоже, единственный, где есть вода в кране и не искрится проводка, в этом эпицентре упадка с заросшими сорняками лужайками, разбитыми стёклами в рамах и уведомлениями о сносе на входной двери. Но вряд ли это станет веской причиной для того, чтобы заманить сюда какую-либо семью для мирного проживания. Пример Эй Джея – некогда процветающий актёр, который в одночасье стал никому не нужен – напрямую соотносится с районом Брайтмур. Одна проблема ведёт за собой следующую, и начинается упадок. Вот зрителю показали, как Эй Джей беспечно несётся в своём ярко-красном кабриолете Alfa-Romeo по горной дороге с океаном по правую руку, а буквально через несколько минут он уже спускается в черноту своего дома, про который толком ничего не знает: ни сколько квадратных метров он занимает, ни кому он раньше принадлежал. Но теперь и до актёра никому нет дела, и до района, и до дома – тоже.

Но всё же, справедливости ради, стоит отметить важный момент. Тесс и Эй Джей вместе пережили шок от пребывания в подвальном помещении, и она всё же решает вернуться за парнем, преследуя гуманные соображения. Тесс здесь выступает символом заинтересованности, того, кто хотя бы пытается решить проблему. Но сталкивается с тем, что опять приходится выбирать – спасёшь себя или тебя всё равно убьют. То есть в арке Эй Джея и Тесс повторяется идея, заданная в целом в этом фильме о “кроличьей норе” ужаса, у которой нет дна.

Сцена в финале фильма, когда Тесс, рискуя собой, вернулась за Эй Джеем, чуть не погибла сама от его же рук
Сцена в финале фильма, когда Тесс, рискуя собой, вернулась за Эй Джеем, чуть не погибла сама от его же рук