Судя по творческому пути Зака Креггера (Zach Cregger), он в первую очередь актёр, имея в портфолио 34 роли, против четырёх режиссёрских проектов. Многоуровневый фильм ужасов “Варвар” 2022 года – это последний на данный момент поставленный им фильм, предыдущие вышли в 2009 и 2011 годах. Но по нему видно, что у Креггера есть постановочная жилка, позволяющая ему воплотить необычную и смелую идею в жизнь.
В 2023 году появилась информация, что за Заком Креггером закреплён проект с Педро Паскалем. Он тоже в жанре ужасов и называется “Оружие” (Weapons). Развёрнутого описания сюжета нет, только лишь общая фраза про исчезновение школьников в небольшом городке. Были даже комплиментарные сравнения с драмой Пола Томаса Андерсона "Магнолия" (1999, Magnolia). Но обновлением по проекту стало то, что в январе 2024 года Паскаль выбыл из-за конфликта в расписании – вместо этого фильма ужасов он будет сниматься во втором сезоне сериала “Одни из нас” (The Last of Us).
Имея в просмотренном фильм ужасов “Варвар”, можно сложить представление о стиле Креггера и понимать, чего от него ожидать в новой работе. Мне “Варвар” не особенно понравился, но я бы всё равно посмотрела “Оружие”, потому что главное произошло – он заинтересовал своей манерой выстраивать историю. Хотя почему-то некоторые моменты он решил вовсе не дописывать, оставив их просто на волю домыслов. Тем не менее, главное он раскрыл – кто тут злодей и что с ним в итоге стало.
Поначалу этот фильм хочется выключить, он кажется бессмысленным, потому что сначала девушка Тесс пытается понять, что же таит арендованный ею дом на Барбери стрит, а через сорок три минуты начинается словно другой фильм об актёре Эй Джее, которого отменили из-за сексуальных домогательств; но, если его разложить на отдельные части, то становится видно, что они соединяются одной мыслью. А подсказкой служит место действия.
Сюжет фильма ужасов “Варвар”
Тесс приезжает в Детройт на собеседование. Она арендует дом в районе Брайтмур на Барбери стрит (от жителя улицы Barbary Street получилось название фильма), но в нём обнаруживается жилец – парень по имени Кит Тошко – чьи сроки аренды совпадают с её, но это жильё он бронировал на другом ресурсе.
На улице темно, идёт дождь, потому Кит не стал выгонять девушку на улицу. Номер в отеле ей снять не удалось, потому что, по словам Кита, в Детройте проходит важное медицинское мероприятие, и свободных мест нет. Он предложил Тесс остаться в доме, несмотря на странность ситуации и дискомфорт, который они оба от этого испытывают.
На этом странности не закончились. Тесс обнаружила в доме тайную дверь, за которой была страшная комната, а рядом со входом в эту комнату оказалась ещё одна дверь, ведущая в более тёмные глубины. Куда Тесс, конечно, отправилась.
Мысли и впечатления после просмотра
Действие Зак Креггер поместил в упадочный Брайтмур в Детройте, вымирающем городе. Можно сказать, что он развернул креативную метафору того, как некогда процветающий город превратился в призрак, что в этом городе есть район, пугающий людей, словно в ночи по улицам бродит страшная зомби-женщина, ищущая своих потерянных детей (=жителей, которые раньше без страха тут жили и гуляли). И, поскольку всем нет дела по большей части до происходящего, не стоит удивляться, что под разрухой и тотальным равнодушием может развиваться дикая история. И что порой злодея определяют по той же причине, потому что слишком страшно углубляться и “камни бросают” в то, что оказывается ближе.
В целом фильм ужасов “Варвар” походит по структуре на бездонную “кроличью нору”, образовавшуюся в грунте некогда благопристойного района. “Этот район умирает,” – звучит в фильме фраза. Она отсылает к 60-м годам, когда в Детройте назрела расовая проблема, ставшая причиной массового побега белокожего населения отсюда в другие города штата Мичиган.
В фильме кризисной ситуации посвящается эпизод (небольшой в масштабах всего фильма, но достаточный для понимания), когда район показан в своём благопристойном состоянии с красивыми домами и ухоженными дворами, но с ощущением приближающейся беды – это хорошо отражается через звучащие на втором плане новости и загадочного мужчину, который покупает пелёнки для младенцев и собирается самостоятельно принимать роды у “жены” в домашних условиях. Продавщицу это едва шокирует, она воспринимает это обыденно, предлагая ему латексные перчатки и влажные салфетки в комплект к пелёнкам. Мрачные известия и такой же мрачный человек, тенью следующий по пока ещё чистым магазину и улицам в Брайтмуре, навевает ощущение тревоги.
Район среднего класса Брайтмур в Детройте был построен в 1920-х специально для работников процветающей на тот период автомобильной промышленности (а экономика города занимала четвёртое место в масштабах США), но он сильно пострадал от экономического кризиса в столице штата и превратился со временем в притон. Автомобильные гиганты Ford, General Motors и Pontiac уволили тысячи работников, которым ничего не оставалось, как покидать город в поисках других комфортных мест.
Потому в 1970-х десятки домов были заброшены, а Брайтмур стал эпицентром наркоторговли и преступлений на почве вражды между оставшимися местными, также в районе образовалась незаконная свалка. Тотальный упадок отлично показан в фильме ужасов Креггера.
Очень яркая линия всеобщего равнодушия идёт через весь сюжет – оно тут охватывает всех. Все люди действуют автоматически, они прикрываются какими-то правилами, будучи свидетелем очевидно странных вещей, они предпочитают отступить назад. Агенты и бухгалтер актёра бросают его после иска против него, полицейские не хотят войти в дом, несмотря на очевидную опасность, женщина-режиссёр на собеседовании лишь предупредила Тесс, что из Брайтмура лучше уехать, не вдаваясь в подробности.
В “Варваре” Зак Креггер рассказал историю зла, которое зарождается, рождается, перерождается фактически само из себя, становясь ужаснее с каждым новым “последышем”. Он показал источник этого зла, эту устрашающую зону отчуждения, – обычный человек и некогда ухоженный район с красивыми домиками и лужайками, который изначально не был таким, каким его показали в начале фильма при дневном свете, каким он открылся Тесс.
Источником зла служит тот самый мужчина с пелёнками, который ранее жил в доме на Барбери стрит, тот самый варвар-прародитель, и совершал абсолютно чудовищные акты, фиксируя их на плёнке. И этот дом стал ужасным извращённым метрополисом с лабиринтами и железными клетками под ним.
Но тут очень интересно преподнесён упадок – его замечает только главная героиня Тесс, а остальные словно воспринимают это нормой. Потому не стоит удивляться, что зло так свободно развивается, если полицейские ориентируются на бюрократию, а не на призыв о помощи.
Тот же самый актёр из сериалов Эй Джей, собственник дома в Брайтмуре, кажется, абсолютно не заботится о том, что окружает его собственность. Он оказался в сложной, даже плачевной финансовой ситуации (бездумно расходовал деньги и забыл о повальной проблеме домогательств, беспечно начав приставать к коллеге по сериалу, чем она и воспользовалась, предъявив ему обвинения и выставив счёт). Чтобы “наскрести денег” на судебные издержки Эй Джей хочет продать свой дом в Брайтмуре – и выручить больше, чем от сдачи в аренду – и намеревается сделать его подороже за счёт включения в общую площадь метров от подвального помещения.
Эта ситуация с Эй Джеем выглядит абсурдной – его дом, похоже, единственный, где есть вода в кране и не искрится проводка, в этом эпицентре упадка с заросшими сорняками лужайками, разбитыми стёклами в рамах и уведомлениями о сносе на входной двери. Но вряд ли это станет веской причиной для того, чтобы заманить сюда какую-либо семью для мирного проживания. Пример Эй Джея – некогда процветающий актёр, который в одночасье стал никому не нужен – напрямую соотносится с районом Брайтмур. Одна проблема ведёт за собой следующую, и начинается упадок. Вот зрителю показали, как Эй Джей беспечно несётся в своём ярко-красном кабриолете Alfa-Romeo по горной дороге с океаном по правую руку, а буквально через несколько минут он уже спускается в черноту своего дома, про который толком ничего не знает: ни сколько квадратных метров он занимает, ни кому он раньше принадлежал. Но теперь и до актёра никому нет дела, и до района, и до дома – тоже.
Но всё же, справедливости ради, стоит отметить важный момент. Тесс и Эй Джей вместе пережили шок от пребывания в подвальном помещении, и она всё же решает вернуться за парнем, преследуя гуманные соображения. Тесс здесь выступает символом заинтересованности, того, кто хотя бы пытается решить проблему. Но сталкивается с тем, что опять приходится выбирать – спасёшь себя или тебя всё равно убьют. То есть в арке Эй Джея и Тесс повторяется идея, заданная в целом в этом фильме о “кроличьей норе” ужаса, у которой нет дна.