Производство электромобилей Atom планируют запустить уже в этом году, сначала предсерийное, а в 2025 уже массовое. В отличие от приснопамятного Ё-мобиля Atom выглядит реалистичней, но и скепсиса, честно говоря, хватает. Не хочу становиться хейтером проекта, ибо светлые стороны в нём тоже есть, но шансы на успех я бы определил примерно как 1:5. Ниже несколько тезисов за и против «Атома».
Плюсы проекта Atom
- Годный дизайн, основу которого создала итальянская Torino Design, а доводили уже в России.
- В отличие от Ё-мобиля нет заоблачных идей вроде базальто-волоконных кузовов, ионисторов и роторно-лопастных моторов. Atom — это типичный городской электромобиль с несущим стальным кузовом, батареей под полом, мотором сзади и соответствующим приводом.
- Проект развивается последовательно. Разработчики придерживаются выбранной концепции и не эпатируют публику разномастными прототипами.
- Идеология Atom прогрессивна: не просто автомобиль, а цифровой комплекс, который встраивается в информационную систему мегаполиса.
- Электромобиль разрабатывается с учётом климата, например, есть система термостатирования батареи. Зимний пробег на зарядке заявлен на уровне 400 км.
- Минпромторг делает ставку на местное производство электромобилей, и «Рэнера», дочка Росатома, строит в Калининграде гигафабрику для выпуска литий-ионных батарей. Полной локализации сразу не достичь, но часть критических технологий освоить можно.
Минусы проекта Atom
- Без спорных решений не обошлось: распашные двери, дисплей на руле, управление по проводам... Любые нестандартные подходы требуют времени на доводку, могут быть неудобны и удлиняют период детских болезней.
- Некоторые характеристики выглядят приукрашенными. Например, батарея на 77 кВт*ч — это довольно много для городского электромобиля. У китайских аналогов батареи на 30-50 кВт*ч, которых с запасом хватает для ежедневных разъездов.
- Концепция электрического ситикара при кажущейся простоте сложна в реализации, потому что стоимость и массу батарей легче «размыть» в автомобиле премиум-класса. Почти все ранние стартапы с микромобилями плавно сошли на нет (Renault Twizy и Zoe, Th!nk, Mitsubishi i-MiEV), тогда как преуспели более навороченные концепции (Tesla Roadster и Co). Успешные электрические ситикары появились только в прошлом году (BYD Seagull и др.).
- Увлечение информационными системами сулит невероятное количество багов для первых владельцев.
- Главная проблема — цена. Она не называется, но даже китайские электрокары, которые собираются в России и имеют ряд льгот, стоят минимум 3 млн рублей (Evolute i-Pro). Atom вряд ли будет дешевле: в автопроме снижение себестоимости достигается за счёт увеличения тиражей, но сколько городских компактов можно продать по цене 3+ млн рублей? Замкнутый круг.
На что надеется Atom
Я думаю, исключительно на бюджет РФ. Авторы проекта не скрывают, что ставят на сервисы такси, каршеринга и корпоративные парки. Если их обяжут иметь какую-то долю «электричек», а на сами «Атомы» будет действовать субсидия, скажем, в 1 млн рублей, какой-то спрос может возникнуть. А превратится ли «Атом» в серьёзный проект, зависит, собственно, от его качества. И ещё от размеров упомянутого бюджета РФ.