Найти в Дзене
Свежевыжатая старина

Как Илья Репин Ивана Тургенева три раза неудачно рисовал. Картина первая... Разлучная :)

Жил себе на свете живописец Илья Ефимович Репин. Хорошо жил, достойно. Собирался дальше жить ещё лучше, совершенствоваться в художественном мастерстве и вообще всячески расти как личность – как и подобает всякому порядочному человеку.

Как-то раз работал он в своей мастерской, никого не трогал. Бурлаков на новой картине прописывал тщательно, как вдруг нарушили его уединение художник Николай Николаевич Ге и писатель Иван Сергеевич Тургенев.

С Ге Репин уже был давно знаком, а Тургенева впервые в жизни видел. Всякому лестно, когда знаменитый писатель к тебе в гости заглянет. Хотя и Ге тоже знаменитость. Поэтому Репин и не знал, на кого из них и смотреть-то.

Тургеневу работы Репина очень понравились. Просто в восторг пришёл. И даже критику В. В. Стасову об Илье Ефимовиче написал: «В нем талант большой и несомненный темперамент живописца». У них там заведено было – обо всём всегда Стасову писать, как будто больше некому. Стасов им всем в письмах отвечал даже, когда жить успевал – непонятно.

Итак, подведём итог: после первой встречи Тургенев и Репин остались вполне довольны друг другом.

И так бы они и вспоминали друг о друге с теплотой до конца жизни, но тут коварный П. М. Третьяков, которому спокойно на месте не сиделось, задумал создать серию портретов замечательных русских людей. В первую очередь он стремился увековечить наиболее выдающихся писателей своего времени пока те не умерли.

Может, Репин бы и не стал ввязываться в этот проект, но Третьяков подобрал к его сердцу хитрый ключик:

- Что бы Вам попробовать написать портрет Тургенева? Как Вам известно, все его портреты неудачны, а Вы, может быть, сделаете удачный? Его портрет никогда в руках не останется, и если бы он вышел удачный, я его с удовольствием приобрел бы.

Кто же из великих мастеров признается, что задача ему не по плечу. Да, никому раньше не удавалось, а у меня точно получится. Тем более, что Третьяков обещал купить. Этот если обещал – сделает.

И вот через три года после первой встречи, в марте 1874 года, произошла вторая – в Париже, где жил тогда Тургенев в милом и странном семействе Виардо.

Иван Сергеевич предвкушал репинским удачным портретом войти в историю и в школьные учебники и принял живописца очень ласково. Первый сеанс «прошёл в блаженной удаче».

Оба радовались и поздравляли друг друга с успехом. Типаж был схвачен, владелец типажа это видел и чуть не прыгал от восторга – наконец-то у него будет нормальный портрет.

Но недолго музыка играла, и на другой день, утром перед началом сеанса, получает Репин от Ивана Сергеевича длинную записку: мол, друзья портретом остались недовольны, всё пропало, начинать надо заново и непременно на новом холсте.

Тут бы Репину и хлопнуть дверью – мол, пускай вас, Иван Сергеич, ваши друзья и рисуют. Они точно сумеют. В пении же разбираются – и портрет осилят.

Но на свою беду был Илья Ефимович человеком воспитанным и триста рублей под портрет уже у Третьякова занял, а коварная Полина Виардо его ещё и в салон свой заманила – мол, у меня тут выдающиеся люди бывают, заезжайте в свободное от портрета время.

Через пару-тройку месяцев Репин устал и от салона, и от портрета, и от заказчика. И они с Тургеневым разошлись культурно-вежливо, но недовольные друг другом.

И. Е. Репин. Портрет И. С. Тургенева №1. Общественное достояние. Источник: https://sun9-4.userapi.com/impg/dqgSPKYp30SQFZvQ7nQ2Pr3EUaTatNNqe6tL5A/AkBOyVznmLY.jpg?size=786x1024&quality=95&sign=d76b2bee05513fb681bcbe15af92d7e5&type=album
И. Е. Репин. Портрет И. С. Тургенева №1. Общественное достояние. Источник: https://sun9-4.userapi.com/impg/dqgSPKYp30SQFZvQ7nQ2Pr3EUaTatNNqe6tL5A/AkBOyVznmLY.jpg?size=786x1024&quality=95&sign=d76b2bee05513fb681bcbe15af92d7e5&type=album

Несмотря на межличностные и изобразительные шероховатости, Репин вовсю тратил чернила и бумагу на рекламу:

-2

Но зря старался. Портрет не понравился никому. Третьяков не стал выкупать работу. Зато Савва Мамонтов присмотрелся и решил, что лет через двадцать никто и не вспомнит, как выглядел Тургенев. Все поверят, что вот прямо такой он и был. И купил портрет, не побоялся. И оказался прав.

Конец первого действия марлезонского балета. Антракт до завтра))

Действующие лица и исполнители:

- Третьяков Павел Михайлович. Российский купец-предприниматель, благотворитель, меценат, знаток и собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель и владелец общедоступной художественной галереи в Москве.

- Семейство Виардо - состояло из Луи и Полины (в которую был влюблён Тургенев), а также не понять чьих детей. Прицепились к Ивану Сергеевичу (точнее, к его деньгам), как Лиля и Осип Брики к Владимиру Маяковскому (ну или тоже к его деньгам и правам на произведения).

- Мамонтов Савва Иванович - крупный промышленник, меценат. Основатель первой «Русской частной оперы», владелец усадьбы Абрамцево, которая была крупнейшим художественным центром Москвы на рубеже XIX–XX веков.

Всем прекрасного дня!

---

Если хотите что-то добавить или, наоборот, возразить - добро пожаловать в комментарии

---

За искренний лайк - отдельная благодарность ღღღ Вам не трудно, автору ну очень приятно! )))

Антракт закончен: продолжение ЗДЕСЬ