Найти в Дзене
V_A_N

Pro ... Maxell XLII [незаурядный хромчик]

Помимо отличных качеств (по совокупности) данная аудио кассета интересна тем, что в 90-х свободно продавалась в России (причем не в бутиках ГУМа и не в Берёзках с Альбатросами), поэтому наверняка осела по сусекам в большом количестве.

Кассеты типа "II" (так называемого хрома) из числа поставленных в Россию в 90-х мною ранее были расставлены по ранжиру на основе опыта длительной эксплуатации и правильного хранения. Тогда лидером стала именно модель Maxell Xl-II, причём сделанная в Японии.

Сейчас в запечатанном состоянии сию модель кассеты за гуманные деньги (порядка 800 рубчиков) можно найти только мексиканского производства конца 90-х годочков. И поскольку в продаже покамест представлены (в очень "хорошей" цене) и "япошки" и "америкашки" и даже "англичашки" 80-х, то ушлые торгаши распускают слухи, что у кассеток конца 90-х лента так себе. Беспристрастное сравнение топовой Maxell XLII-S 88-го, 92-го и 96-го годов выпуска доказало, что в 90-х кассеты Макселл шлёпали ничем не хуже.

Однако производство в Мексике по определению не сулит ничего хорошего. А отметочка на упаковке "Assemled in Mexico" умалчивает о происхождении компонентов сборки. В частности, кассеты SONY тамошнего разлива конца 90-х еле натянули на троечку (разбег по каналам биас и левел указывает на плохой полив). Поэтому сравнение для Макселл актуально вдвойне. Итак, проверим-ка на вшивость кассетки с серийными номерами I1156181 и B038C6A4 :

Мексикашка (свеже распечатанная) и япошка - найдите отличия
Мексикашка (свеже распечатанная) и япошка - найдите отличия
небольшая сабельность у вскрытой ранее, визуально полив и шлифовка ОК
небольшая сабельность у вскрытой ранее, визуально полив и шлифовка ОК

Тесты в глянцевых журналах (в частности, ещё честного S&V 96-го года и "Аудиомагазин"а 95-го) свидетельствуют о MOL +5.5дБ и SOL -3 дБ. Минимальный собственный шум аккурат на 315 Гц, а у АЧХ на 1.5 кГц скромная горочка:

-4

S&V 94-го в лице чешского тестировщика сквозил пессимизмом:

-5

Справедливости ради следует признать , что в 94-м и 95-96 годах были протестированы разные модификации модели. Сейчас же здесь сравним кассеты из одного замеса ориентировочно 98-года.

[http://agfabasf.com/catalog/maxell-/maxell-1997-2000/]
[http://agfabasf.com/catalog/maxell-/maxell-1997-2000/]

Грамотные измерения показывают, что завальчик выше 10 кГц действительно имеет место быть, в том числе у мексикашки. АЧХ по белому шуму при пиковом уровне записи 0 дБ:

с калибровкой биас 2 деления вправо
с калибровкой биас 2 деления вправо
без калибровки биас (крутилка в среднем положении) - прибавка около 2 дБ на ВЧ
без калибровки биас (крутилка в среднем положении) - прибавка около 2 дБ на ВЧ

Не следует забывать, что калибровка биас у разных дек осуществляется на разных частотах, но обязательно при тихих уровнях (в районе -20 дБ). Так, у TEAC V6030 на 11 кГц (у Наков15 кГц).

-9
-10
у япошки и мексикашки крутилки калибровки застыли абсолютно в одинаковых положениях, причем с обеих сторон кассеты
у япошки и мексикашки крутилки калибровки застыли абсолютно в одинаковых положениях, причем с обеих сторон кассеты

Как и весь приличный хром, Maxell XLII достаточно тих. Но фактическая шумность ленты (в паузах музыки при записи) на НЧ и ВЧ сильно зависит от конкретной деки.

Шум в паузе при воспроизведении на JVC -горб с максимумом на 25 кГц - расплата за ровную АЧХ при воспроизведении
Шум в паузе при воспроизведении на JVC -горб с максимумом на 25 кГц - расплата за ровную АЧХ при воспроизведении
Шум ленты на TEAC V6030: расплата - смягчение на ВЧ при воспроизведении
Шум ленты на TEAC V6030: расплата - смягчение на ВЧ при воспроизведении

Maxell XLII как мексиканский, так и японский подваливает на самых "верхах" (в том числе при калибровке на TEAC V6030) выше примерно ~15 кГц и на уровне -20 дБ :

с калибровкой биас
с калибровкой биас
без
без

Корпус кассеты реально очень хорош. Демпфирование обеспечивает минимальный дребезг. Коэффициент корреляции на 3150 Гц высок и стабилен:

-16

Не зависимо от производителя из числа рассмотренных кассета Maxell XLII позволяет смело поджаривать пиковый уровень в +4 дБ, если , конечно, в спектре записываемого сигнала отсутствуют высокоамплитудные ВЧ.

Разница частотных откликов у япошки и мексикашки несущественная, шумов паузы тоже. Хорошая дека великолепно пропишет и ту и ту кассету, посредственная - аналогично, но без системы динамического подмагничивания HX Pro и ей подобной с завальчиком на ВЧ. На деках без "подмага" пиковым уровнем лучше не злоупотреблять во избежание ощутимых потерь на высоких. Или строчить на стеклянноголовых акаянах, которые, как известно, приподнимают ВЧ при записи.

Возможно, мега слухачам будет не хватать бриллиантового воздуха у обеих. Но это поправимо коррекцией калибровки, благо запас есть. Судя по измерениям, мексикашка Maxell XLII чуть менее стабильно держит параметры (не исключено, элементарный технологический разброс), но на слух это практически незаметно.

Данную модель кассеты целесообразно применять при записи с цифры, когда требуется смягчить резкие всплески на высоких частотах. Если необходимо приподнять самые высокие частоты, то следует выбрать Maxell XLII-S или TDK SA-X. Впрочем, есть варианты и подешевле ценой, о которых чуть позже.

Сэмплы слушайте здесь: https://t.me/uniscope_88/567

Видео на ю-тюбе без технических подробностей https://youtu.be/ppOBPr5o81Y

PS

Мексиканский Maxell XLII заметно отличается только вкладышем )))))))))

-17