Одна из самых желанных и скандально заковыристых кассет Maxell. Пресловутая "гайка" в свое время наделала шороху. Меломаны не только всего всего Союза цокали языками, но не покупали - дорого. Лишь мажоры, спеки и номенклатурщики могли себе позволить сию радость. Поэтому "запечаток" сохранилось немало. Только вот все ли ленты сохранили свои свойства?
Кассета данной модели - неизменный участник былых сравнительных тестов, как зарубежных, так и отечественных. Кстати, была еще схожая по наименованию кассета 1-го типа Maxell XLI-S, тоже объект въедливого тестирования.
СТЕРЕО в 1994-м намерял +5.4 и -0.3 дБ, зато рекордно низкие искажения THD 0.4%. "Аудиомагазин" в 1996-м году у кассетки вроде как 90-го года выпуска намерял MOL аж +6 дБ, SOL лишь -2 дБ, а шум -58 дБ, т.е. до "метал" по отдаче на ВЧ не дотянула. Причём у ближайшего конкурента TDK SA-X желанный SOL оказался еще хуже: -4 дБ! В 1997-м "Аудиомагазин" повторил рекордно высокий SOL. Народные измерения моделей Maxell XLII-S 1987-го, 92 и 95 годов дали несколько иные цифры (MOL и SOL): +3.8 и -1, +5 и +2, +5 и +1.5 дБ, соответственно.
Ordinary people из-за возрождающегося железного занавеса настаивают на : "Max bass/mid level +3.4dB, Dynamic Range 61.7dB, Max treble level +1.6dB". Независимые измерения на TEAC V6030 для модельки конца 80-х дали довольно скромные АЧХ на верхних ВЧ:
Для сравнения Maxell MX-S, т.е. топовый метал:
За 15 с лишним лет модификаций Maxell XLII-S наплодилась куча. В моделях 80-х годов стоит лента разработки Maxell, пресловутая epitaxial и super fine epitaxial, которую явно лепили на скорую руку дабы не платить за использование патентов.
Так, едем дальше. Maxell вдруг забывает про свою разработку, ставя некую просто очень хорошую ленту (очевидно легированную кобальтом) и делая рекламный упор на малой детонации кассет, а так же фазовой точности.
Кстати, кто пробовал записать проверочную кассету для настройки азимута головки, не понаслышке знает, что фазовая точность на ВЧ дорогого стоит. Обычно на частотах выше 10-12 кГц фаза между каналами гуляет плюс минус 45%.
"Отъезжающий в кресле чувак" - отдельная история. Кассеты с изображением оного продавцы с некоторых пор хают, мол, "не то". Тем интереснее будет проверить на вшивость.
Итак, барабанная дробь, три последних красотульки запечаточки на вскрытие!!!
"Гаечка" первой пошла:
Для сопоставления с ранее проведенными измерительными оценками - калибровочка:
По сравнению с Maxell XLII у "S"-ки прибавочка ВЧ на деленьеце.
Ни дропаутов, ни разбаланса, ни завала на ВЧ, ни прочей напасти. Лента ровная гладкая, при перемотке ничего не дребезжит. Очень хорошие антифрикционные прокладочки, хотя и белесые на просвет: лента идёт как по маслу и посторонних звуков не издает.
Рвём целкофан есчо:
Судя по положению крутилок калибровки точно такая же по свойствам лента.
И рвём ещё:
Та же самая картина. И уровень стоит как вкопанный. И лента мотается так же тихо. Следовательно, с "отъезжающим чуваком" ничем не хуже.
Все вскрытые кассеты одинаково увесистые. Единственное, цвет магнитного слоя ленты немного отличается. Самая тёмная - самая поздняя, 98-го года выпуска. Самая светлая - самая ранняя.
Вывод напрашивается автоматом))) Стабильность - признак мастерства!!! Между прочим, кассеты из разных источников.
Однако, калибровка это лишь прелюдия к соитию. Тем более что на разных деках может быть отстроена по разному. Заценим-ка музончик, взяв пару треков из фирменной подборочки.
Калинов Мост_Травень_12 - Девочка летом_фрагмент [CD] тарелки записаны на грани искажений и не отодвинуты на 2й план при сведении (что необычно): проверка натуральности (naturalness) ВЧ - при задранных в аппаратуре верхах звук будет буквально резать ухо, особенно чувствительное.
Упс, СДП HX Pro TEAC V6030 существенно смягчило нестандартные ВЧ, не оценив по достоинству потенциал ленты :
Перепроверяю на деке без СДП: для данной ленты на уровне ~-10 дБ АЧХ ровная до ~16 кГц с небольшим подъемчиком на нижних ВЧ:
The Mix Volume 2 (981 871-4) (Russian edition)_02 - Evolution - Walking On Fire (Blank & Jones Remix)_fragment[CD] запись явно перекомпрессирована, к тому же, загнана лимитером, поэтому звучит очень громко: проверка искажений тракта на большой громкости.
Гаечка терпит издевательство до +7 дБ пиковых, но чуткое ухо уловит искажуху даже в сильно компрессированном сигнале. Лента в совокупности с HX Pro нейтрализовала жесткость перекомпрессированной цифры на ВЧ.
Попробуем-ка убавить уровень записи до +3 дБ и не проводить калибровку:
Что-ж, намного лучше. Всё-таки, работа типовой системы динамического подмагничивания HX Pro, особенно для продвинутых (фактически нестандартных) лент, требует отдельного разбора полётов ;)))
Английский Maxell XLII-S 1998 года выпуска на записи музыки выступил предсказуемо (в полном соответствии с калибровкой):
Кассета 1992 года при записи тестовой подборки отличалась чуть-чуть, да и то лишь в плане пикового уровня:
Теперь о грустном. После трёх-четырёх прогонов магнитный слой ленты в кассете 1988 года внешне приобрёл чешуйчатую структуру. Тогда как ленты 92го и 98го годов остались без видимых изменений. Кивки на ЛПМ не канают, т.к. все кассеты гонялись в той же деке. На звуке пока не сказывается , микро дропауты если есть, то слух не режут. Но ключевое слово пока, не так ли?
The end.
======================================================