Союз Винных Гидра, в который я вхожу, опросил представителей туристических отделов виноделен и соединили их мнение со своими наблюдениями за 2023 год. Вот что у нас получилось.
#1 Туристы стали образованнее, более подкованы в вине, прослеживается тенденция изучения российских вин. Все меньше скептиков, как было ранее, буквально 2-3 года назад. Вопросы про порошковое вино практически исчезли. Зачастую сравнительный анализ проводит не с европейскими сортами/винами, как было ранее, а с сортами/винами российских виноделен. Как следствие экскурсии становятся сложнее и информативнее по содержанию, углубляются темы агрономии, производства и лабораторных исследований.
#2 Растет количество повторных визитов. Гости возвращаются с друзьями, родственниками. Эффект «сарафанного радио».
#3 Гости все больше хотят индивидуального подхода: камерных групп, возможности поговорить с виноделом или собственником.
#4 Публика молодеет, стираются возрастные границы. 7 лет назад гостям в среднем было 40-60 лет, сейчас – 25-60. Вино не только вкусно, но и модно!
#5 Растет количество туров от профессионального винного сообщества: сомелье, кавистов, представителей хореки, винных школ, коллег-виноделов, молодых специалистов.
#6 Растут корпоративные заказы, событийный и гастрономический туризм: фестивали, мастер-классы, шефс-тейбл, ярмарки, концерты, маркеты и пр.
#7 Туристов перестала пугать сложная логистика по сравнению с 2022 годом.
#8 Гости хотят не просто экскурсию и дегустацию, но и вкусно поесть в этом же месте, изучить локальную кухню. При этом термин «локаворский ресторан» не знают, но очень радуются, когда узнают.
#9 Есть спрос на отдых (ночевку) непосредственно на винодельне.
#10 Отметим круглогодичность работы туристических отелов виноделен. Несмотря на ярко выраженную сезонность Юга России, все больше виноделен активно работают и в низкий сезон.
#11 Растет интерес к смежным отраслям: выращивание саженцев, производство бочек и сыра, бутылки и пробки.
#12 Растет запрос на отправку вина транспортной компанией в город гостя.
#13 Растет интерес к нестандартным форматам дегустаций: пикники, винный джекпот, винное казино, дегустация с ароматами «Нос вина», сабраж и пр.
#14 Туристы интересуются бокалами для вин.
#15 Гости стали следить за винодельческими конкурсами, посещать винные ярмарки в своих городах, а потом приезжать на винодельни. Спрашивают о рейтинге вина, его оценку от сторонних экспертов.
#16 В категории игристых вин все чаще просят брюты, полусладкие – реже.
#17 Микровиноделы отмечают, что гости после экскурсии покупают все больше вина, берут ящиками, пакеты на 1-2 бутылки стали менее востребованы.
#18 Есть изменения в географии: растет количество туристов из Республики Беларусь, Казахстана.
#19 Растет спрос на эстетику места для услады глаз и красивых фотосессий. Многие винные туристы активно ведут соцсети.
#20 Винодельни замечают тенденцию отказа туристов от предварительного бронирования, желание получить услугу сразу, без предварительной записи.
Комментарии сотрудников отрасли винного туризма.
Шинкоренко Юля, директор тур. направления «Поместье Голубицкое»:
«В 2023 году нашу винодельню посетило более 10000 гостей и туристов. Условно туристов можно поделить на группы:
Мимо проезжали - таких все меньше и меньше;
Всё знаем о вине, удивите нас - таких все больше и больше;
Едем по маршруту Винного гида Артура Саркисяна - таких единицы, но они уже есть, и это очень радует;
В поиске и изучении винного мира России – большая часть туристов относится к данной группе и с каждым годом она растет».
Ольга Шомысова, координатор проектов EsseWineTour, EsseSunset:
«Нашему проекту 7 лет - 7 сезонов мы встречаем гостей. Удваиваемся примерно ежегодно независимо от политической обстановки. 2023 был очень сложным в Крыму с внешним туристом, поэтому все силы были подключены к внутреннему, крымчанам. С учетом открытия ресторана EsseSunset особых проблем с загрузкой не было, мы прекрасно отработали сезон и получили серьезный рост гостей на 80% по сравнению с 2022.
Первые туристы - это эстеты, богема и винные люди. Потом пандемия подарила нам туриста, который ранее никогда бы и ни за что не поехал пробовать российское вино – чиновников, бизнесменов, ТОПов корпораций, руководителей крупных предприятий, получили в качестве гостя состоятельных людей, много путешествующих по миру. Это очень требовательный гость! Работать с ним было непросто, но крайне интересно. Задача показать, что мы не хуже, а в некотором смысле лучше - это своё, правильный национализм».
Юлия Узунова, «Винодельня Узунов»: «Из неприятных тенденций – это приезд гостей без бронирования, мы хотим дегустацию здесь и сейчас, стоим у ворот».
Шамиль Алиев, главный винодел «Дербентской винодельческой компании»: «Любитель вина стал разборчивее, любит получать информацию из первых рук и даже экзаменовать немного. Это приятно и забавно, что твоя работа вызывает такой трепетный интерес».
Дарья Марченко, винодельня «Марченко»: «Все меньше высокомерных всезнаек «мы везде были, все видели, ну-ка, попробуйте показать нам хоть что-нибудь» и незамутнённых неофитов «а что, вино можно вот так просто из винограда делать?» Наши гости люди интересующиеся, интеллигентные, знающие. Частенько удивляют нестандартными вопросами, например: «Мы хотим такое же плотное как «Красностоп», только белое!» А еще нужно быть в курсе всех новостей у соседей, потому что если ты не знаешь год высадки «марселана» у «Гай-Кодзора», годовую мощность «Скалистого берега» или когда ближайший шефс-тейбл у «Винотерии» - то всё пропало, сервиса недодал, плохо подготовился…»
Снежана Бирюкова, экскурсовод «Бюрнье»: «Гости соскучились по теплоте человеческого общения, поэтому очень ценят индивидуальный, практически домашний прием, откровенные разговоры, отсутствие временных ограничений».
Александр Константинов, рук. ресторанно-дегустационного комплекса Шато де Талю: «Культурой вина и российским виноделием начинают интересоваться совершенно разные категории людей, не только ценители вина и специалисты индустрии, но и массовый отечественный турист, который заново открывает для себя юг России и его достопримечательности. Статистика «Шато де Талю»: более 31000 человек посетили нас в 2023 году. Это на 54% больше по отношению к 2022 году.
Туристическая инфраструктура требует развития, наибольшая потребность у гостей ощущается в коллективных средствах размещения. Разрешение на строительство отелей и гостевых домов на землях сельхозназначения на законодательном уровне станет важным подспорьем».
Наталья Лежепекова, рук. направления «Винный туризм» на «Фанагории»: «Наш винный турист стал хорошо разбираться в ассортименте винодельни, в основном выбирает сеты с более дорогими позициями. Все чаще гости приезжает самостоятельно, либо в составе небольших групп с винными гидами».
Наталия Такачева, бренд-амбассадор «Винодельня Мысхако»: «С каждым годом туристов все больше, гости приезжают из самых удаленных регионов России. Нас это очень радует и вдохновляет на ежегодное повышение качества сервиса: фирменная вода, чай, кофе с шоколадом, зонты, пледы и жилеты для комфорта в любую погоду. Гости это высоко ценят и отмечают. Очень много туристов приезжают с детьми, что демонстрирует ценность семейного отдыха и увеличивает спрос на детские комнаты и различные зоны отдыха. Активно растет спрос на индивидуальные экскурсии и экскурсию категории VIP, которая включает в себя эногастрономическую дегустацию с полным погружением в искусство создания вина под аккомпанемент блюд от шеф-повара. Также увеличился интерес к различным дегустациям, где можно изучать вино в процессе творческих и развлекательных программ. Например: арт-дегустация, нейродегустация, аромадегустация, винная мафия, винное казино.
Елена Бакурова, винный гид: «Опытные винные туристы, которые объездили полмира, все чаще дают хорошую оценку нашим винодельням. Подчеркивают, что люди горят своим делом. До сих пор есть турист, который много не ждет от российского виноделия и вдвойне очаровывается».
Валерия Иванникова, винный гид: «Все чаще поступают заказы от компании друзей, коллег или семьи. При этом в группе есть «локомотив», он же инициатор поездки, фанат вина. Остальные обычно предпочитают другие напитки, едут за компанию, НО путешествие с винным гидом становится для них переломным моментом, после которого они начинают пить вино и искренне радоваться, находя своих любимчиков сначала на винодельне, а потом на полках в своем городе».
Мария Некрасова, винный гид: «Винный турист сегодня - это в основном любитель вина. Вкусы разные, но всем хочется общения непосредственно с виноделом, удобной логистики, красоты момента и комплексности: вино+гастрономия+проживание».
P.S. Использование статьи или ее части возможно только с указанием активной ссылки на первоисточник. Также мы готовы сотрудничать с организаторами профильных мероприятий: ярмарок, фестивалей и пр.
С чем согласны, с чем не согласны? Делимся мнениями в комментариях!
#союзвинныхгидов, наш телеграм-канал @wineguidesunion