Найти в Дзене

Как объяснить аутизм на примерах из детских фильмов

Оглавление

Можно ли использовать выдуманных персонажей, чтобы объяснить детям и подросткам, что такое аутизм, и что переживают аутичные люди?

Аутизм — это очень сложное состояние, которое проявляется очень по-разному, поэтому детям может быть трудно понять жизнь с аутизмом. Но когда в качестве примера приводятся любимые персонажи из мультфильмов или фэнтези, детям становится проще сопереживать аутичным ровесникам, и это помогает естественным образом вызвать у них сочувствие и принятие.

Не обязательно, чтобы персонажи были аутичными по сюжету. Но параллели с опытом аутичных людей помогают развивать эмпатию и уменьшают предрассудки, связанные с аутизмом. Вот несколько примеров того, как могут выглядеть такие параллели.

«Стражи Галактики»: социальная коммуникация

Центральная идея фильмов популярной франшизы «Стражи Галактики» — это дружба и сотрудничество героев с разных планет, принадлежащих к разным видам. Но два персонажа этой необычной команды могут помочь детям понять аутичные черты.

Первый такой персонаж — Дракс Разрушитель. Многие аутичные люди увидели в нем знакомые черты из-за необычного выражения эмоций, слишком честных комментариев и склонности воспринимать речь буквально.

Второй такой персонаж — Грут, известный своей преданностью и способностью передавать любую информацию и чувства всего лишь одной фразой из трех слов: «Я есть Грут».

Дракс — это очень наглядный пример многих проблем с социальной коммуникацией у аутичных детей. Такие трудности могут включать сложности с соблюдением очередности в разговоре, а также неумение интерпретировать невербальные сигналы или тон голоса.

Знаменитая коммуникация Грута всего лишь одной фразой может стать иллюстрацией того, что некоторые аутичные люди не говорят или говорят очень мало, и им нужны методы альтернативной и вспомогательной коммуникации, например, карточки с картинками или специальные мобильные приложения.

Грут также может быть примером для эхолалии — повторения ранее услышанных фраз вне подходящего контекста.

Эти персонажи также могут опровергнуть миф о том, что аутичным детям нечего сказать, или что они не могут сочувствовать другим. Дракс и Грут общаются и разговаривают не так, как их товарищи, но это не мешает им быть героями. На их примере можно объяснить детям, что одни и те же эмоции можно выражать с помощью разных видов общения.

«Русалочка»: любая коммуникация может стать частью нашего мира

Другой способ объяснить разные формы коммуникации аутичных детей — это классический диснеевский мультфильм «Русалочка». Важная часть истории русалочки Ариэль — это утрата голоса, который она возвращает только в конце фильма, когда находит любовь в мире над океаном.

Проблемы с коммуникацией, с которыми сталкивается Ариэль, потеряв голос, могут проиллюстрировать то, как различается способность к устной речи среди аутичных детей. Как и у русалочки из мультфильма, у аутичных детей поначалу могут отсутствовать навыки устной речи, или они могут быть очень низкими, однако со временем они могут развиться.

Кроме того, пример Ариэль может вызвать сочувствие к неговорящим или минимально говорящим детям. Важно при этом подчеркнуть, что она испытывает такое же желание общаться с другими, и поэтому находит способы выразить свои мысли без речи.

«Человек-паук»: сенсорные отличия и маскировка

Обычно детям нравятся героизм Человека-паука или тот факт, что Питер Паркер, во многих версиях, учится в школе. Но с точки зрения аутизма «паучье чутье» и «секретная личность» — это также примеры сенсорных отличий и маскировки.

Многие дети с аутизмом отличаются повышенной или сниженной чувствительностью к стимулам в окружающей среде, например, звукам или запахам. Последние исследования показывают, что это связано с повышенной бдительностью мозга, что приводит к сенсорной перегрузке и сложностям с тем, чтобы игнорировать «фоновые» стимулы. В реальной жизни «паучье чутье» может быть преимуществом в каких-то ситуациях, но также как и для Человека-паука слишком обостренные чувства могут быть связаны с проблемами.

Секретная личность Питера Паркера также может объяснить такую сложную тему как аутичная «маскировка» или камуфляж своих аутичных черт. Питеру приходится скрывать свою личность ради безопасности и качества жизни. Точно также аутичные люди нередко пытаются маскировать, скрывать свои особенности, чтобы избежать издевательств. Однако поддерживать две разные личности очень сложно, Питер Паркер все время сталкивается из-за этого с проблемами, а чрезмерная маскировка аутизма приводит к истощению и «выгоранию».

Человек-паук не только может помочь объяснить эти концепции, любовь к этому персонажу часто объединяет нейротипичных и аутичных детей.

«Головоломка»: разгадка состояния перегрузки

Перегрузка и «нервный срыв» — это знакомые понятия для всех, кто как-то связан с аутизмом, но для детей может быть понятнее, если объяснить их на примере мультфильма «Головоломка». Кроме того, это отличный фильм для объяснения эмоций как таковых. Ведь эмоции в голове 11-летней девочки — это главные герои фильма.

Пять базовых эмоций девочки Райли — Радость, Печаль, Отвращение, Страх и Злость — управляют ее поведением. После переезда в новый город Райли становится сложно регулировать эмоциональное состояние, эмоциям все труднее поладить друг с другом. Нечто похожее происходит, когда аутичный ребенок негативно реагирует на какие-то перемены в своей жизни — он испытывает перегрузку, которая может перейти в нервный срыв.

Есть много причин и форм перегрузки. Ее можно описать как неспособность справиться с тем, что происходит вокруг, или стимулами в окружающей среде. Когда привычные способы справиться со своим состоянием не доступны или не действуют, это может привести к нервному срыву — внешнему проявлению внутреннего стресса. Нервный срыв — это не капризы, он происходит не по собственной воле, и с ним сложно справиться.

Можно использовать персонажей фильма, чтобы объяснить эмоции и тревожность аутичных детей во время нервных срывов, и что они не контролируют свой опыт в такие периоды.

«Холодное сердце»: отпусти и забудь стереотипы

Мультфильм «Холодное сердце» все еще остается детским хитом благодаря песням и ледяной магии. Главные героини, принцессы Анна и Эльза, были очень близки в детстве, но утратили связь друг с другом из-за магических способностей Эльзы. Но сестринская любовь помогает им найти настоящее принятие и заодно спасти королевство.

На примере этих персонажей можно объяснить, почему может показаться, что аутичные дети не интересуются или отгорожены от других детей, даже от своих братьев и сестер.

Эльза — хороший пример для объяснения того, что аутичные дети нуждаются в общении и дружбе, но в то же время их тревожность и другие особенности, связанные с аутизмом, могут мешать им общаться с другими.

Другой персонаж — влюбленный в лето снеговик Олаф может стать иллюстрацией того, что хотя аутизм — это пожизненное состояние, при должной поддержке и адаптациях аутичные дети могут добиться успеха. Точно так же как маленькое облачко со снегом позволило Олафу наслаждаться летом.

Информирование об аутизме и сила историй

Сказочные истории всегда помогали детям понять окружающий мир. Примеры знакомых персонажей, даже если они не являются аутичными, помогают сделать объяснения аутизма более индивидуальными для конкретного ребенка.

В этом сила историй — русалки и инопланетяне помогают нам посмотреть на разные аспекты реальной жизни под другим углом и принять их. Они также помогают самим аутичным детям принять самих себя, а это необходимый фундамент для их дальнейшей жизни. Это не обязательно должны быть упомянутые выше фильмы, возможно, вы знаете гораздо лучшие примеры для объяснения аутизма в своем сообществе.

Источник: Stageslearning.com