Россия - страна большая. Тысячи километров разделяют разные города. В иных местах на таких расстояниях уже будут другие континенты, а у нас за тысячи километров будут наши же города, люди, вообще всё.
В такой большой стране как воздух нужны быстрые поезда - чтобы пересекать эти бесконечные просторы за короткое время. Сеть обычных поездов развита относительно неплохо, но только в большинстве случаев они очень медленные: средняя маршрутная скорость стандартного железнодорожного маршрута - 50-60 км/ч.
Про то, почему России нужны и важны высокоскоростные магистрали, хорошо рассказал специалист РУТ МИИТ Алексей Колин. Вот здесь можно подробно прочитать основные тезисы из его лекции. Если совсем вкратце подытожить, то основной плюс от ВСМ - это повышение мобильности населения, создание большего числа рабочих мест, деловой активности и не только деловой. Ну, например: за 2 часа вы можете съездить на мероприятие в Питер, а после - вернуться домой в Москву. Или на встречу какую-нибудь, да хоть бы просто на спектакль, или к друзьям погулять. А сейчас вы не поедете, потому что это - Питер, туда надо ехать основательно, хотя бы на 2-3 дня. А кроме Питера есть ещё Тверь и Новгород, куда ехать будет ещё ближе.
На существующей линии скоростные поезда не пустишь: у неё не те характеристики и кривые, ну и она загружена дальними поездами ещё, которые вообще никак не смогли бы с более быстрыми, чем "сапсан" поездами, делить одну линию. Скоростным поездам нужна отдельная линия - это и улучшит сообщение и на старой магистрали - поезда и тут пойдут быстрее, потому что перестанут терять по 30-40 минут на пропуск "сапсанов".
Но до недавнего момента, к сожалению, развитию железных дорог уделялось не особо высокое внимание. Про ВСМ разговоры ходят очень давно, даже хотели одно время делать линию на Казань. Но Россия продолжает оставаться автомобилеориентированной страной, посему за последнее десятилетие было построено аж целых два автобана: М11 и М12 - как раз в Питер и в Казань.
Что тут сказать, может и автобаны тоже нужны, но если строить только их, то это будет лишь повышать уровень автомобилизации населения: люди будут покупать себе машинки и ездить на них просто потому, что это быстрее! А автомобилизация несёт в себе много время и негативных побочных эффектов. Это хорошо видно на примере города, а на межгороде, в целом, эти принципы также выполняются, хотя и есть некоторая своя специфика, связанная с тем, что в мелких городках и деревнях без машины действительно никуда.
И всё же, отрадно наблюдать, что маятник постепенно разворачивается в другую сторону, и строительство ВСМ обсуждают уже на высшем уровне. Уже есть конкретные планы запуска новой магистрали из Москвы в Санкт-Петербург в 2028 году. Пройдёт она через Тверь и Новгород. Поезда будут ходить каждые 15 минут, весь путь займёт 2 часа 15 минут (39 минут от Москвы до Твери и 29 - от Новгорода до Питера). Стоимость обещают сделать порядка 7600 рублей (вопрос, насколько много это будет в 2028 году). Все эти цифры озвучил министр транспорта Савельев.
В дальнейшем пустят новые линии в Казань, Сочи и даже в Минск! Сейчас разрабатываются специальные поезда, что смогут разгоняться до 300-400 км/ч. Сегодняшние "сапсаны" максимум 250 могут выжать.
Кстати, Китай уже практически ВЕСЬ опоясан скоростными магистралями. Они там повсюду. Плотность населения там, конечно, другая, но и тем не менее.
Впрочем, что сказать.. Звучит красиво и заманчиво. Вопрос только, дойдёт ли это до реализации. Время сейчас непростое, а проект дорогой и сложный. Время покажет, но я бы, конечно, был очень рад, если бы скоростные поезда понеслись между российскими городами. Даёшь ВСМ во Владивосток и Анадырь!
Расскажите, кстати, что думаете о ВСМ? Как считаете, успеют ли к 2028 построить? Поедете сами на таком скоростном поезде?