Найти тему

Разведение человеколосей в СССР. Пермский звериный стиль как культурный проект ХХ века.

Друзья давно подбивали что-нибудь написать про пермский звериный стиль, мол тоже наше, западно-уральское искусство. Так и есть, отрицать не стану. Но не хотелось переписывать "Википедию", откуда взята большая часть дзеновских публикаций на эту тему. И вот в декабре услышал на конференции выступление Владимира Абашева, в котором он рассматривал пермский звериный стиль не в качестве артефакта археологии, а в качестве медиабренда (то есть узнаваемого образа в публицистике, рекламе, визуальной культуре в целом), и понял - вот оно, вот откуда я хочу рассмотреть пермский звериный стиль и рассказать о нем своим читателям. Про то, что это феномен, рожденный в СССР, а не в языческой древности. Если вдруг кто-то не слышал ничего и никогда о зверином стиле как таковом - хорошая статья в "Википедии".

Да, создание этих чудесных бляшек, пряжек и амулетов началось еще в VII веке до нашей эры, но до середины XIX века никто их не изучал, и никто о них всерьез не говорил. Да и "пермскими" они никогда прежде не были. Их вообще сложно было увидеть неспециалисту не только по причине труднодоступности, но и по причине их скромных размеров и неброской формы. Они не впечатляют некомпетентного человека, только специалист и художник могли по достоинству оценить их смысловую наполненность и красоту.

Их нужно было увеличить путем прорисовки или изваяния в увеличенном масштабе. Первым это сделал археолог Александр Андреевич Спицын.

На рисунки Спицина обратили внимание другие художники, в том числе Николай Рерих, который отмечал близость их пластики к искусству модерна и использовал мотивы "чудских образков" из Перми в эскизах предметов интерьера.

Н. К. Рерих. Проект стульев и кресел на основе образцов пермского звериного стиля. 1899. Воспроизведено Рерих Н. К
Н. К. Рерих. Проект стульев и кресел на основе образцов пермского звериного стиля. 1899. Воспроизведено Рерих Н. К

В начале ХХ века пермские краеведы попытались вытащить "чудские образки" из археологического подполья в публичную историографию, но что-то пошло не так и попытка провалилась. Возможно дело в ликбезе и богоборчестве 1920-х, возможно в том, что молодому советскому государству, строем идущему в светлое будущее, не нужно было темное шаманское прошлое.

Кстати, именно в этот период Алексей Викторович Шмидт, один из основателей прикамской археологии, впервые употребил выражение "пермский звериный стиль", но оно не пошло в народ, поскольку народу в 1920-е было не до археологии.

Николай Александрович Михайлов (1906-1982)
Николай Александрович Михайлов (1906-1982)

Импульсом к возрождению пермского звериного стиля можно считать статью «Красоту в жизнь» (1960) министра культуры СССР Н.А. Михайлова, в которой он писал о необходимости духовного обогащения советского человека и формированию у него любви к малой родине через обращение к родной старине.

В 1961 году в Манеже прошла масштабная выставка «Искусство в быт». экспозиция, с одной стороны, порицала мещанство и тягу советского человека к "милым вещицам", вроде фарфоровых лебедей и павлинов, с другой стороны - организаторы выставки обращали внимание на важность сохранения народных традиций в советском ДПИ, которое должно черпать идеи «из бесконечных родников народного творчества».

В особенности это касалось сувениров, которые должны были стать трофеями в развитии внутреннего туризма. Что привезти в качестве сувенира из Москвы? Миниатюрные изображения Царь-пушки или Царь-колокола, в качестве туристического трофея на полке серванта, выглядели куда убедительнее, чем статуэтки Ленина. А что привезти из Перми?

Несмотря на то, что Пермь в 1970-х была закрытым городом, люди туда ездили, в том числе и в качестве туристов, поскольку в городе и в области было на что посмотреть. А вот увезти что-то в качестве сувенира было проблематично. Складной перочинный ножик "Рыбка" - один из немногих пермских сувениров, известных в то время на всю страну. Вот только что в нем пермского, кроме герба на рукоятке?

Борис Никандрович Назаровский
Борис Никандрович Назаровский

На эту скудность представления местной культуры в линейке пермских сувениров обратил внимание известный пермский журналист и общественник Борис Никандрович Назаровский, разглядевший в артефактах древней культуры потенциал будущего культурного бренда Перми. Но, прежде чем заняться промышленным освоением пермского звериного стиля, его необходимо было популяризировать, вытащить из археологии в массовую культуру.

Бронзовая ажурная пластина в пермском зверином стиле изображает всадницу на коне-лосе. Такой диковинный гибрид был не случайно выбран в качестве "средства передвижения". Лось в древнем Прикамье особо почитался и считался небесным зверем. Скорее всего, всадница – это божество, которое передвигается верхом на лосеподобном коне по небосводу и наблюдает за порядком в мире. Персонажа сопровождают птица и хищное животное. Верхнее поле, между всадницей и рамкой пластины, заполнено изображениями лосиных голов (ведь лосей много не бывает), нижнее – голов "ящеров". Артефакт найден в Пермской губернии в 1904 году..
Бронзовая ажурная пластина в пермском зверином стиле изображает всадницу на коне-лосе. Такой диковинный гибрид был не случайно выбран в качестве "средства передвижения". Лось в древнем Прикамье особо почитался и считался небесным зверем. Скорее всего, всадница – это божество, которое передвигается верхом на лосеподобном коне по небосводу и наблюдает за порядком в мире. Персонажа сопровождают птица и хищное животное. Верхнее поле, между всадницей и рамкой пластины, заполнено изображениями лосиных голов (ведь лосей много не бывает), нижнее – голов "ящеров". Артефакт найден в Пермской губернии в 1904 году..

В октябре 1964 года Назаровский направил обращение под шапкой «Письмо товарищам, любящим наш край» во все местные организации культурно-просветительского профиля: краеведческий музей, художественную галерею, областную библиотеку, государственный архив и Пермский университет. В его обращении была прописана конкретная программа действий по популяризации и использованию звериного стиля в художественной промышленности.

Зырянов Александр Петрович EX LIBRIS Зырянова А. П. 1966 г. (бумага; линогравюра)
Зырянов Александр Петрович EX LIBRIS Зырянова А. П. 1966 г. (бумага; линогравюра)

Не менее примечательной была мотивирующая часть послания. Актуальность популяризации звериного стиля и использовании его в местной художественной промышленности Назаровский обосновывал текущей культурной политикой КПСС. На возможные бюрократические возражения: «А зачем это? Ведь из Москвы никаких указаний о древнем искусстве не было», у опытного журналиста был заготовлен железобетонный аргумент: «Из Москвы поступила общая директива: заниматься искусством, эстетическим воспитанием, заниматься бытом людей».

Медведь в жертвенной позе - один из самых известных образов пермского звериного стиля
Медведь в жертвенной позе - один из самых известных образов пермского звериного стиля

Далее он описывал плачевное состояние местной художественной промышленности, отсутствия оригинальных сувениров, что человеку, побывавшему в Перми, нечего купить на память о ней, хотя у пермяков есть ценное наследие народного художественного творчества, которое не используется - это памятники звериного стиля.

Назаровский актуализирует «шаманские изображения», вписывая их в рамки советской эстетики. Археологические артефакты в его трактовке соответствуют основополагающим требованиям советского понимания искусства – реалистичности и народности: «Это стиль реалистического искусства. В основе его – живое наблюдение природы, и это искусство отнюдь не устарело". Главные, по Назаровскому, художественные черты пермского звериного стиля – «лаконизм и ритмичность» – созвучны советской эстетике. Поэтому включение предметов в зверином стиле в архитектурные ансамбли, интерьеры квартир, декорирование предметов одежды казалось ему органичным и оригинальным.

Назаровский предлагал конкретную программу действий. Во-первых, провести выставку «произведений искусства древних народов Прикамья» в художественной галерее. Во-вторых, снять телевизионный фильм о зверином стиле с тем, чтобы «эффектно показать предметы изобразительного искусства древних народов Прикамья». В-третьих, издать альбом произведений пермского звериного стиля и научно-популярную книгу. В-четвертых, наладить выпуск сувенирной продукции и бытовых предметов с использованием мотивов звериного стиля.

Трехголовая птица-первопредок. Пермский краевой музей V-VII вв.
Трехголовая птица-первопредок. Пермский краевой музей V-VII вв.

Важной частью подготовки и реализации плана Назаровского по популяризации звериного стиля было его сопровождение в местной печати. В этом вопросе он получил поддержку газеты Обкома ВЛКСМ «Молодая гвардия». В октябре Назаровский разослал обращение к общественности, а уже в ноябре в «Молодой гвардии» появилась статья популярного в Перми журналиста Ю.Ф.Надеждина «Фальшивый сувенир». Высмеивая аляповатые поделки из гипса и подхватывая тему Назаровского об отсутствии колоритных местных сувениров, журналист писал, что Прикамье, «земля, на которой издревле жили великолепные рукоделы-умельцы, обязательно должна иметь свой сувенир» и что за это дело должны взяться искусствоведы и художники.

Равиль Исмагилов. Витраж гостиницы "Урал". 1990-е
Равиль Исмагилов. Витраж гостиницы "Урал". 1990-е

В декабре 1964 года под вновь организованной в газете рубрикой «Судьбы Прикамского сувенира» Ю. Надеждин поместил заметку «Чудские древности». Здесь сообщалось, что группа пермских художников посетила краеведческих музей, рассмотрела и обсудила коллекцию пермского звериного стиля. В итоге художники пришли к общему соглашению, что увиденные ими древние артефакты «представляют большую художественную ценность» и дают возможности для новых художественных интерпретаций».

Тринитарные космогонические образы пермского звериного стиля
Тринитарные космогонические образы пермского звериного стиля

В конце августа 1967 года в Пермской художественной галерее открылась выставка «Древнее искусство Прикамья». Гвоздем экспозиции были именно «чудские древности», дополненные предметами народного искусства, в которых, по замыслу устроителей, развивались мотивы древнего искусства. Кроме знакомства с древними артефактами выставка должна была утвердить идею о локальном характере этой традиции, поскольку "звериный стиль" де-факто не является исключительно пермским.

Равиль Исмагилов. Витраж гостиницы "Урал". 1990-е
Равиль Исмагилов. Витраж гостиницы "Урал". 1990-е

Незадолго до выставки местное телевидение выпустило научно-популярный фильм «Древности Камской чуди». В работе над фильмом участвовали члены команды, готовившей выставку. Фильм удался. Меняя ракурсы и освещение, пользуясь крупным планом для детализации, оператор М.А. Заплатин «оживил» фигуры пермского звериного стиля.

В 1973 году вышла книга-альбом «Чудские древности Урала» с серией линогравюр известного пермского художника-графика А.П. Зырянова. Художник увеличил артефакты ПЗС в размерах, добавил экспрессии и "монументальности". Альбом вышел большим по тем временам тиражом – 12 тысяч. Линогравюры А.П. Зырянова вывели образы звериного стиля в сферу изобразительного искусства, архитектуры и дизайна.

Владимир Оборин со студентами. 1983 год Фото: Павел Корчагин
Владимир Оборин со студентами. 1983 год Фото: Павел Корчагин

Из программы Назаровского оставалась "огромная малость" - "приватизация" чудских древностей в качестве пермского феномена. Эта задача была решена другим советским археологом Владимиром Антоновичем Обориным, издавшим в 1976 году научно-популярную книгу «Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль».

Вслед за Назаровским, в своей книге Оборин настойчиво продвигал идею "народности" древнего искусства, что способствовало его включению в советскую культуру на законных основаниях, несмотря на религиозную составляющую. На этот раз выражение "пермский звериный стиль", позаимствованное В.А.Обориным у А.В.Шмидта, "выстрелило в массы", во многом благодаря "народности" и "пермскости", правда не сразу, а двенадцать лет спустя.

-21

Триумфальное шествие пермского звериного стиля в отечественной культуре началось в 1988 году, когда В.А.Оборин вместе с пермским ученым-историком Георгием Николаевичем Чагиным издают иллюстрированный каталог "Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль", еще более внушительным тиражом - 30 тысяч экземпляров. Качественные фотографии с увеличением, подробное описание и тщательно обоснованная привязка к территории сработали как эффективный маркетинговый ход, превратив скромные археологические находки в один из главных культурных брендов Перми.

Рифкат Багагаутдинов. Проект оформления фасада Пермского отделения ЦБ РФ с использованием элементов пермского звериного стиля. 1998 (не реализован).
Рифкат Багагаутдинов. Проект оформления фасада Пермского отделения ЦБ РФ с использованием элементов пермского звериного стиля. 1998 (не реализован).

Между прочим, были попытки воспрепятствовать процессу брендирования пермского звериного стиля. Во время подготовки издания каталога Оборина и Чагина, московские чиновники из «Внешторгиздата» предлагали убрать подзаголовок "Пермский звериный стиль" из названия книги. По их мнению это выражение дискредитировало репутацию Перми как индустриального центра. Но, видимо, они не были слишком настойчивы, поскольку название было сохранено.

Как мы воспринимаем пермский звериный стиль сегодня? Определенно не как что-то исключительно древнее и узкоспециализированное. Чудские изображения на одежде, упаковке продуктов, в оформлении фасадов смотрятся вполне себе актуально и декоративно, как часть современной художественной культуры, частично пересекающейся с культурой массовой.

Сувениры с изображением пермского звериного стиля.
Сувениры с изображением пермского звериного стиля.
-25